«Made in Kazakhstan»

 Об особенностях швейного дела

«Made in Kazakhstan» - «Сделано в Казахстане» - именно такая одежда в последнее время появляется в торговых центрах нашей республики. Кроме того, патриотичный бренд сегодняшнего времени, с большой охотой расходится и в странах СНГ. Развитие текстильного бизнеса получило большой толчок особенно в последние годы, доказательством тому  рост количества малых, средних и крупных швейных цехов работающих по всей стране.  Разница лишь в том, на пошив каких изделий ориентировано производство.  Динара Айтжанова, основатель  швейной фабрики «Бал-Бобек» рассказала корреспонденту El.kz об особенностях этого вида бизнеса.

– Динара, поделитесь, как Вы пришли в швейный бизнес?

Я всегда считала, что рукоделье совсем не мое.  Раньше,  не то чтобы не умела шить, не могла даже ровно отрезать, пуговицу пришить, мне это было не интересно.  Всю жизнь занималась спортом, танцем. А от занятий, где нужна была усидчивость, я была очень далека. Единственное, что мне нравилось в юности, когда я училась на хореографа - это дисциплина история костюма. Но на практике я поняла, что хореография  это такой вид деятельности, который не по мне. Я, наверное, больше семейный человек, я танцевальный коллектив забирает все твое время. И тут надо выбирать либо семья на работе, либо семья дома. Я выбрала семью. У меня три дочери, Дильназ ей 12 лет, вторая Камила ей 11 и третья Малика ей 4 годика. Наверное, благодаря им я увлеклась интересными вещами для девочек. Старшую, всегда хотелось одеть ярко, какие-нибудь бантики завязывала ей, обшивала жилетки. Хотелось одеть своих детей необычно.

Видимо это и повлияло на  меня подать свой бизнес-план в Национальную палату предпринимателей города Павлодара и Фонд "Даму". Мне повезло, и  на развитие своего бизнеса, государство выделило три миллиона тенге.  В 2015 году  приступили к реализации своей идеи.  Сначала наш цех занимался  производством детских игрушек в частности,  развивающих досок Бизибордов. Шили и куклы, мягкие кубики.  Как выяснилось три миллиона для развития своего дела - это не так уж и много. На них мы купили оборудование, а уже свои деньги вкладывали на покупку сырья, на оплату заработной платы персоналу. Поняли, что игрушки не приносят большого дохода, и решили также заняться и шитьем детских бальных платьев. А  развивающие доски, стали делать для детей-инвалидов бесплатно, понимая, что родители не располагают средствами, тратят все деньги и внимание на своих чад. 

– Трудно ли было начинать швейный бизнес?

– Год нам было очень тяжело, я была в убытках, вкладывала свои деньги, понимала, что вот-вот и я могу закрыться. В этом бизнесе есть мертвые месяцы, когда товар не закупается. Это август, январь, февраль.  Вот сейчас ноябрь, декабрь, мы практически без отдыха, так как много заказов.

В начале, к сожалению, мы сталкивались с проблемой, что наши люди боятся покупать отечественный товар. Многие думают, то это привезенные от куда-нибудь  вещи, только с местными этикетками.  Хотя нет дыма без огня, были такие «производители», которые так и поступали, приобретали дешевый товар в Китае, перебивали этикетки. Это и подпортило репутацию казахстанской одежды. Также многие не хотели с нами связываться, потому что считали, что наши наряды стоят заоблачных денег. Хотя когда мы открылись, цена за больное платье у нас начиналась от 2800 тенге и выше.

Также были сложности в плане того, что людям проще было купить некачественные платья или взять в аренду, но это в основном в маленьких городах.  Жители областных центров хорошо относятся к товарам Made in Kazakhstan.

– Как Вы нашли первых покупателей?

– Первыми крупными клиентами, которым мы стали реализовывать свой товар, стали  астанчане.  Было приятно, что наши платья,  стали продаваться в торговых домах и магазинах столицы. Покупателей мы нашли во время участие в выставке, которая проходила в столичном Выставочном  центре «Корме». Подходили люди, брали визитки. Так и получилось, что первыми клиентами стали именно  покупатели  Астаны.  Затем появились покупатели в Павлодаре, в Семипалатинске. Сейчас у нас есть клиенты в Алматы, они делают заказ за два-три месяца.

Отшиваем им и думаем над новинками, потому что надо развивать ассортимент.

Недавно у нас начали очень хорошо заказывать школы и детские сады Экибастуза. За 5-6 дней мы можем отшить платья и костюмы на весь класс. Отмечу, что мы не принимаем чью-то ткань, мы шьем только из своей, так как она проверенная. Есть заказы и с Омска, но проблему создает доставка, платья очень пышные, мы стараемся их сильно не спрессовывать, а это лишние объемы, думаем над тем, чтобы передавать товар автобусом. Так как у нас много друзей в Калининграде, о нашем цехе узнали и там. Как вы, наверное, знаете, в этот город уезжает  много наших соотечественников. И у многих из них ностальгия по Казахстану. Там тоже есть наши клиенты, которым мы отсылаем товары  зачастую в национальном стиле.

Общение с клиентами тоже на мне. Постоянно надо быть на телефоне. Я уже знаю их вкусы. Часто сама отвожу заказы в города наших покупателей, так как общаясь при личной беседе, можно больше узнать о предпочтениях к моделям, что-то изменить во вкусах людей. 

– Вы говорили, что  шитьем  не занимались до открытия бизнеса, сейчас Ваше отношение изменилось?

– Да конечно, сейчас я крою сама, уже полгода. Есть и другой закройщик, мы работаем  посменно. Но я все больше и больше вникаю, появился интерес, так как и доход мой зависит непосредственно от моей работы, реализации идей для дизайна.

– С какими рисками Вы сталкиваетесь?

– Большие фабрики закрылись. Сейчас в основном, во многих цехах  отшивают спецодежду. На нее горазда проще получить заказ, взял предоплату и отработать его, зная, что все твои изделия будут реализованы.  В нашем случае надо сначала придумать модель, отшить ее, а потом искать клиента, продать. Многие не берутся за это, так как это может принести убытки.  К примеру, можно  отшивать около двадцати разных платьев, предложить их клиенту, а из них он может выбрать только три-четыре понравившиеся ему модели. И только потом уже можно отшивать всю возрастную линейку для заказа. Поэтому, как мне кажется,  такого бизнеса необходимо отшивать минимум пятьдесят разных моделей. Либо шить по одному платью, выкладывать в интернет ресурсы и продавать, собственно мы так и делаем.

К сожалению,  есть проблема по нехватке  рабочих рук.  Сейчас в нашем цехе работает 7 человек. Есть те, кто работает в ателье, они совмещают два дня здесь, два дня там. А для того чтобы расширятся хорошо обученный персонал очень необходим.

– Какие  особенности  в пошиве одежды?

Постоянно необходимо обновлять не только модели, но и технологию пошива. К примеру, мы начинали с того, что шили юбки-пачки «солнцем» либо «полу-солнцем» она получалась пышной, но достаточно обычной. Если же ее шить по прямой, к примеру, пять метров длины, ее быстрее выкроить, но очень тяжело сшить. Сами представьте первые пять  метров собрать, затем вторые, пачки то многослойные.   За это время, можно было бы собрать уже три модели «солнце-клеш». Но чем хорошо юбка по прямой, во-первых она пышнее и ее сразу заберет покупатель, во-вторых она быстрее кроется по времени, в третьих экономия ткани.

Несмотря на то, что закупы одной и той же ткани бывают разной цены, мы пытаемся компенсировать, немного поменять модель, фурнитуру заменить. Чтобы цену не поднимать. Мы, наверное, единственный цех,  у которого стоимость  изделия не меняется  с 2015 года.  Я заинтересована больше к качеству, даже если швея будет работать чуть медленней, но изделие по итогу будет лучше, для меня этот  вариант лучше.

Мы шьем одежду,  начиная с новорожденных детей и до девочек 15 лет. Плюс первые заказы у нас были по направлению семейного стиля Family look мама+ (2-3) дочки. Раньше мы брались за все. Три платья, четыре. Сейчас же не беремся за такие мелкие заказы.

Помню, как искала своему ребенку платье с национальным колоритом, столкнулась с проблемой, что оно было очень дорогое, продавцы понимают, что платьев таких не много и его в любом случае купят. Также была проблема найти наряд на выпускной в детский сад. 

Когда я открыла цех, в первую очередь стала  шить национальные платья с жилеточками, поясами.

Отмечу, что наши платья носятся без колец, мы шьем их с подкладом из фатина, так как кольца очень неудобные. Учитывали подбор ткани. В платье из тяжелого материала ребенку будет некомфортно двигаться на протяжении нескольких часов. Подкладку делаем из хлопчатобумажной ткани, так как она из волокна растительного происхождения, комфортная, не колется не вызывает аллергии. От обычной подкладочной ткани мы отказались, так как она синтетическая.

После того как изделие отшито, мы проверяем все: как вшит замок, нет ли повреждений на ткани, отмеряем плечевые мерки,  талию, длину платью. Просматриваем все швы. Затем оглаживаем. Упаковываем и отправляем клиенту в таком виде, чтобы он мог распаковать и повесить изделие для продажи.

– Материал имеет значение?

– Конечно! Сейчас мы заказываем проверенное сырье: через Россию берем дубайскую ткань, заказываем корейскую ткань, через Бишкек так как там есть крупные оптовики, турецкую. Ситец заказываем российский. Но так было не всегда. В Росси проблем найти хороший материал особо не было, так как много информации о ткани есть в интернете, отзывы всегда можно просмотреть. В Киргизии сложнее было найти, там реклама, особенно в  социальных сетях не так развита. Пришлось искать, узнавать. Все щупали, смотрели, привозили, выстирывали, наблюдали, как материал себя поведет. Много раз попадались на том, что приобретали некачественную, ужасную ткань. Вроде на ощупь хорошая, а при глажке садится.  А самое главное при шитье бальных платьев, чтобы ткань не садилась, так как  при пошиве, ее может повести. Мы много обжигались, перед тем как найти нужный нам материал.

Трикотаж мы стали отшивать только с прошлого года. Это и маечки, и коконы, ползунки для тетей от рождения до года. Отмечу, что материал этот дорогой.  Сейчас мы берем турецкий проверенный трикотаж, так как с другим работать просто не выгодно. В других тканях много брака,  бывают пятна. Помню,  приходили распечатанные ткани, до половины длины браки: стрелки, дырки. Бывало и пыльная приходила, мы же не можем ее стирать. По технологии отпариваем при  высокой температуре, стирать нельзя, так как изделие уже не будет выглядеть как новая вещь. Запахи тоже много значат. Есть китайская ткань, которая тянется вдоль и поперек, ее сложно выкроить и приходится дублировать. А это дополнительная работа, соответственно и цена выше.

Пуговицы, замки  и другую фурнитуру заказываем и у Китая, так как качество вполне достойное, не уступает другим странам-изготовителям, а цена существенно ниже.

- Придерживаетесь ли модных трендов при создании моделей?

На тренды мы сильно не обращаем внимание, но есть исключения, к примеру, сейчас в моде пайетки, стразы. Хотя детям вещи с таким принтом сложно носить, особенно пайетки они ведь колются. Но, тем не менее, вещи с ними на сегодня востребованы.

По цветам, обычно маленьким девочкам, стараются брать платье розового или малинового цвета, детям более старшего возраста берут более темного цвета. Но есть цвета, которые  всегда актуальны - это ментол, бирюза, красный, черный и белый. К стати розовый уже настолько актуален как раньше. Сейчас мы стали комбинировать цвета, к примеру, черное совмещаем с белым, красное с черным, синее с желтым и т.д. Кстати такие платья стали лучше покупать, так как они выглядят намного ярче.  Есть модели, которые всегда будут уходить - это платья в пол. Такие наряды раскупаются на утренники и выпускные в детских садах, и в начальных классах. Покупают их на торжественные мероприятия и тои.

Заметила тенденцию, что люди стали брать вещи на вырост. Возрастная линейка от двух-трех лет не так расходится, как модели от пяти до девяти лет. В связи с этим, для того, чтобы платье, которое немного велико, сидело хорошо, мы делаем пояс. С его помощью можно подогнать размер на талии, в связи с этим также отшиваем корсетные модели.  Подростковые платья изготавливаем уже менее пышные, более классического стиля. Шьем платье и на выпускниц.

Бывает и по индивидуальному заказу работаем, но это только для постоянных клиентов. Шьем для плотненьких девочек и более худеньких, так как дети все разные. Маленьким деткам делаем платья под грудь «Крестьянка» им в них удобнее. Бывает, отшиваем воспитанников вокальных и танцевальных студий. Но редко, потому что это очень кропотливый труд. Сценические костюмы надо обшивать, затрачивая очень много сил и времени на детали.

Разрабатывать дизайны для бальных платьев очень интересная работа: где-то бантик или камешек пришьешь уже другой вид у модели.  Даже когда шьем платья в национальном колорите, стараемся делать модель универсальной, чтобы она оставалась бальной. Снял ребенок съемный шлейф, пояс или жилетку с орнаментом  и вуаля, классическое платье. Стараемся сделать современный наряд. Отмечу, что наряд в казахском стиле очень ценятся. Как в садиках, школах.

– Каковы Ваши планы на будущее?

– Сейчас взяли участок, хотим построить магазин, где будет  представлена не только одежда нашей фабрики, но и многих других казахстанских брендов.

Есть идея расширить ассортимент, шить бортики детские одеяла. Также хотим делать индивидуальную одежду для детей инвалидов. Чтобы она была удобная, не вызывающая дискомфорта.  Так как у меня у самой дочь с детским церебральным параличом,  я понимаю, как сложно  найти подходящее одеяние для ребенка.

Сейчас взяли заказ, для нового центра аутистов, который откроется в ближайшее время. Туда мы будем делать настольные бизиборты из твердой тканевой основы. Там будут застежки, липучки, замочки, шнурки. Все будет безопасно. Делали подобные развивающие игры и в детский реабилитационный центр «Алем».  Как я уже говорила в начале беседы, все это мы делаем в качестве благотворительности.

Также в  следующем году  думаем представить свой бизнес-план для создания  Центра для инвалидов подростков.   

фото из архива Динары Айтжановой

#свой бизнес #швейное дело #дизайн одежды

Комментарий

comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Партнёры