Главный вопрос, который часто волнует жильцов многоквартирных домов, - куда уходят деньги, сданные на нужды дома. Не всегда работающие лифты, нечищеный снег во дворе и на крыше, неисправная проводка, сгоревшие лампочки в коридорах, все это может быть признаками того, что средства были потрачены не по назначению. В республике существует организация, в которую входят жители взявшие процесс сбора денег под свой контроль.
Ермек Еркетаев, исполнительный директор Ассоциации самоуправляемых кондоминиумов «Мой дом» рассказывает о специфике деятельности организации и о том, как важно собственникам домов взять управление в собственные руки.
Об Ассоциации.
Ассоциация жителей самоуправляемых кондоминиумов существует уже 10 лет. Это жители, которые сами создают свой орган управления как предусмотрено Законом «О жилищных отношениях» и сами управляют своим домом. В чем это заключается, когда мы говорим о самоуправлении, в первую очередь это управление бюджетом дома. То есть у каждого дома существует свой индивидуальный счет (текущий и сберегательный). Наша ассоциация занимается тем, что в каждом доме есть инициативная группа, например, приходят к нам 3-4 человека и говорят, разъясните, что мы можем сделать чтобы управлять своим домом, так как рынок диктует и люди начинают беспокоиться о своих средствах, потраченных на многоквартирный дом. И, как известно сам закон о жилищных отношениях предусматривает, что органы управления и сервис, это две совершенно разные функции. Но сегодня будь то КСК, ТОО или управляющая компания они занимается тем, что совмещают в себе две эти функции, что приводит к отсутствию прозрачности, они сами собирают деньги с жильцов, сами оказывают сервисные услуги и в итоге сами «рисуют» отчеты о потраченных средствах. Так как, исходя из закона, эти функции должны быть разделены, то жители многоквартирных домов являются заказчиками этих услуг, заключая договор с субъектом сервисной деятельности, например, на сновании их коммерческого предложения.
Ермек Еркетаев.
Когда житель приходит в КСК или в управляющую компанию, ему говорят, что все отчеты о потраченных средствах есть, мы вам их предоставим, а отчеты это сухие цифры, которые требуют подтверждения. Соответственно, уже эти коммерческие организации мотивируя законом «О защите предпринимательства» не предоставляют информации, говоря что это коммерческая тайна, это наши внутренние документы, мы их вам не можем дать. Поэтому наша ассоциация консультирует людей и помогает им на законных основаниях, помимо того что они уже являются собственниками домов, стать и органом управления домом, и самим распоряжаться теми средствами, которые они собирают вносят на нужды дома. Дом является собственностью жителей, деньги тоже их и как может быть коммерческой тайной распределение этих средств? Вот наша организация в основном занимается этими вопросами, и тем самым разъясняя и объединяя жилые комплексы, которые борются с этой системой.
ОСИ – решит проблему.
Мы знаем, что в новостройках, застройщики свои аффилированные компании оставляют, в старых домах тоже есть недобросовестные компании, которые не предоставляют жильцам ни каких отчётов, качество оказанных ими услуг ни кем не контролируется, а деньги уходят непонятно на какие цели. А вот когда орган управления состоит из самих собственников и заключается договор по сервисной деятельности, тут уже появляются счета-фактуры, акты выполненных услуг и другие положительные изменения. Это мы и называем прозрачность и качество услуг. Сейчас в закон «О жилищных отношениях» правительством вносятся поправки и самый основной момент там заключается в том, что в каждом доме будет свой орган управления – ОСИ (объединение собственников имущества). Просто жильцы должны для себя решить, хотят ли они также за все платить, не за что не отвечать и при этом не знать, на что ушли деньги. Или они могут сами выбрать из жителей инициативную группу 5-10 человек и пусть доверяют им функции управления. Из этой же группы они могут выбрать одного председателя или нанять менеджера. Но при этом деньги будут тратиться только по согласованию с самими собственниками и не будет повального списания средств непонятно куда. Бывает так, что один КСК обслуживает 50-70 домов и все деньги жильцов этих домов скооперированы на одном счете и когда все эти средства в одном котле крутятся, деньги, например, с нового дома могут уйти на нужды старого или наоборот. А вот когда у одного дома будет свой индивидуальный счет, то средства контролировать будет гораздо легче. И вот сейчас поправки принимаются в Мажилисе, Ассоциация жителей самоуправляемых кондоминиумов тоже входит в рабочую группу, где мы озвучиваем главную мысль: жителям необходимо дать право управлять самим. Я, например, забрал свой дом под свое управление и сейчас мы уже по этому принципу работаем. Яркие примеры в Астане жилых комплексов, которые также по этой модели работают, это ЖК Северное сияние, Гранд Астана, много домов.
О сложностях.
Во-первых, мы существуем на членские взносы, человек платит пять тысяч тенге в год и получает консультации. Но удивляет пассивность людей, они не осознают, что столько всего нужно сделать, те же подвалы, которые сдаются, антены, реклама в домах, средства с этого уходят в чужой карман, а не на нужды домов. И мы пытаемся это донести до жителей, сказать: «ребята берите управление в свои руки», это ваш дом и кроме вас он никому не нужен, ведь кто-то на вашем доме делает бизнес. Еще сложность в том, чтобы забрать дом в свое управление уходит много времени от двух до пяти лет. В перспективах в доме с самоуправлением, можно сэкономить на взносах, за счет аренды площадей, кладовок, магазинов, которые находятся в доме.
О планах.
В ближайшем времени согласно Закону Республики Казахстан «О саморегулировании» и 97-шагу Плана Нации Республики Казахстан: о передаче несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, мы планируем создать саморегулируемую Ассоциацию. В Астане есть несколько ассоциаций в КСК, почему бы на их базе не создать саморегулируемые ассоциации. Ведь КСК или сфера ЖКХ это частная собственность, поэтому и контроль за исполнением договоров между собственником и органом управления, а также этим органом управления и субъектом сервисной деятельности, эти функции нужно передать саморегулируемым организациям. И дальше эта организация будет принимать меры по недопущению нарушений. Если собственники сами управляют своим домом, нанимают сервис, распоряжаются своими средствами, получается тогда у них, не возникнет необходимости обращаться к государству за помощью, в случае нарушений. Вот такая у нас основная цель в перспективе, кстати, по такому принципу работает «НПП Атамекен». Так и мы планируем создать такую организацию, чтобы сфера ЖКХ была под управлением самих собственников и была защищена от недобросовестных исполнителей договорных обязательств.