Анастасия Дзюбак

Никогда не отказывайтесь от путешествий!

Преодолеть тяжелые маршруты, чтобы преодолеть себя
Александр Скуртул, своего рода, личность уникальная - в свои 29 лет его с уверенностью можно назвать состоявшимся инженером-горняком, работавшим на передовых горнодобывающих предприятиях Казахстана, дипломированным психоаналитиком, лириком и блогером. Сейчас он познает новую для себя роль путешественника, замахнувшегося преодолеть на велосипеде всю Центральную Азию и Кавказ.

Свое путешествие команда ребят начала 22 июня с Алматы. За три месяца они объехали такие страны, как Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан.

Сейчас Александр и его попутчица Айгерим Алимова находятся в Актау - отдыхают перед следующим маршрутом, ремонтируют велосипеды, продумывают конкретный маршрут. Затем ребята планируют купить билеты на паром до Баку. В планах велотуристов проехать еще четыре страны: из Азербайджана в Грузию, из Грузии в Армению, из Армении в Турцию – это как минимум. Своими впечатлениями, трудностями, радостями общения с новыми интересными людьми Саша делится стабильно на своей странице в Facebook, не забывая радовать подписчиков новыми фотографиями и видео.

Но в интервью для портала El.kz от амбициозного парня нам удалось узнать то, о чем не написано в социальных сетях.
Александр, как началось твое знакомство с командой, с которой ты отправился в путь?
— Все началось с поста в Facebook, в котором, тогда еще незнакомая мне Айгерим Алимова, написала о том, что ищет попутчиков для велопутешествия. Для нее это было не первое подобное мероприятие. В 2016 году Айгерим совершила велотрип по Европе из Барселоны через Францию в Рим. Кроме того, участвовала в бреветах на 200, 300, 400 километров. Это такая длительная велосипедная поездка, производимая по особым правилам, которые сформулированы парижским клубом ACP (AudaxClubParisien), название обычно переводят как «Парижский клуб отчаянных».

Стоит ли говорить о ее отличной физической подготовке. Айгерим из Астаны, по образованию юрист. Позитивный и легкий человек, который подготовлен гораздо лучше меня. Я очень рад нашему знакомству.

В общем, я откликнулся и началась подготовка. Затем к нам присоединилась еще одна девушка - Акмарал. Для этого человека путешествия, также не на последнем месте. Она посетила 11 стран в стиле бэкпaкинг (с одним только рюкзаком). Совершила трехнедельное велопутешествие по Грузии в 2016 году. На следующий год в одиночку путешествовала по Казахстану на велосипеде и автостопом - в течение четырех месяцев она проехала шесть областей. Мы с ней проехали Кыргызстан, но в Таджикистане она приняла решение дальше ехать одна. Невероятно свободный человек.
Что сподвигло тебя на это путешествие?
— Действующие условия жизни, обстоятельства и усталость. Последние годы много работал и мало отдыхал, к тому же параллельно еще учился и писал важную для себя научную работу, выжавшую меня окончательно. Хотелось что-то кардинально поменять, отдохнуть, сменить работу, проще говоря, перевернуть жизнь. Поэтому я уволился с должности ведущего инженера по недропользованию АО «Алюминий Казахстана», дописал научную работу, поехал на защиту в Санкт-Петербург, успешно защитился и вернулся в Алматы, где у нас оставалась неделя на сборы. Наконец 22 июня мы выехали из Алматы.

Мне как психоаналитику, который серьезно относится к своему призванию крайне необходимо лично соприкоснуться с культурой и традициями других стран, познакомиться с разными людьми, расширить свой кругозор.
Какие вещи вы взяли с собой в путь, что важно для путешественника в дороге?
— Кроме второго комплекта летней велосипедной одежды и всей экипировки, что на нас (шлем, очки, перчатки), взяли теплую одежду, так как понимали, что в горах холодно даже летом, я говорю о Памире. Палатка, для каждого она своя одноместная. Каремат – это такой туристический коврик для теплоизоляции между телом человека и почвой, теплый спальный мешок, горелка и литровый газовый баллон для приготовления пищи, посуда, естественно, еда, легкая обувь на смену велосипедной. Мы также взяли запасные части для велосипеда - камеры для колес, спицы, ниппели, ремонтные наборы. Конечно необходимы в пути гигиенические принадлежности и мыломоющие средства. У нас одна аптечка на троих, дождевики. А! Еще солнечные панели, для зарядки гаджетов (20-25 ватт). Вот вроде и все из основного, умолчу о светоотражении, маячках, фонарях и прочей мелочевке.

Сомнения были до путешествия, так как я никогда не ездил настолько далеко и велосипед купил вообще буквально за месяц до отправления. Были и переживания, и сомнения...
Какие переживания и сомнения у тебя были во время путешествия?
— Сомнения были до путешествия, так как я никогда не ездил настолько далеко и велосипед купил вообще буквально за месяц до отправления. Были переживания по поводу того, смогу ли я ехать и так долго? Все ли я правильно подобрал? Все ли купил? Все ли взял? Выдержу ли я? А во время пути сомнения…, - задумался Александр, - сомнения были, да! Перед первым серьезным перевалом. Перевалы это самое сложное в путешествиях на велосипеде. Все туристы, которых мы встретили, говорили, что сложней всего - это преодолеть перевал. Со всеми, кого мы встречали, мы обязательно говорили о перевалах, делились опытом пройденных, об уровне сложности. На пути к первому серьезному перевалу, это был Тогыз-Тору в Кыргызстане, я сомневался, смогу ли преодолеть его. Но, на самом деле все было не так страшно, и там, где ты не можешь педалировать, оставаться в седле, всегда можно слезть и дотолкать велосипед - это никакое не преступление. В дальнейшем после второго-третьего перевалов я вообще перестал волноваться по этому поводу.

От незнания были сомнения: сможем ли мы укладываться в периоды 30 дней, на протяжении которых казахстанцам разрешено находиться в странах безвизового режима. Ведь мы ехали не торопясь. Это переживание тоже прошло со временем. Даже учитывая, что мы передвигались на сравнительно невысокой скорости, наше пребывание на территории каждой страны продолжалось около 16-18 дней.
Хотелось ли тебе бросить все и вернуться в родные пенаты?
- Это интересный вопрос, - снова задумался Александр. - Да, конечно, были такие моменты, когда хотелось все бросить и сойти с маршрута. Они были как раз на перевалах. Один из самых тяжелых моментов у нас был на отрезке пути после преодоления горного озера Сонколь. Бездорожье. Сначала подъем, потом спуск в ущелье. Все по очень плохой дороге, которая усложнена тем, что дорожное полотно выравнивают грейдеры. Она представляет собой так называемую washboard, то есть стиральную доску, по которой машины, ввиду своего диаметра колес и покрышек, идут нормально, но велосипедистов на них просто жутко трясет. Болели руки, болела спина, поясница. Мы проехали по этому ущелью, затем был подъем до самого озера, тяжелейший. Добраться до кемпинга было очень тяжелый по такой же ухабистой грунтовке. После отдыха тяжелейший спуск. Еще четыре дня мы ехали до поселка Казарман с огромнейшими перевалами, которые шли один за другим. Бездорожье, пыль, жара, проезжающие машины накрывают тебя всей этой пылью. И вот тогда, когда ты в очередной раз едешь, объезжаешь все эти камни, иногда не получается, наезжаешь на них, чуть ли не падаешь, понимаешь, что дорога просто вымотала тебя, весь этот дискомфорт, трудности начинают перевешивать над теми фактами, которые когда-то тебя сподвигли. Думал буду ехать на велосипеде, смотреть на природу, свобода! Но в реале, в такие моменты ты думаешь, что ну его нафиг, к черту все!
Зачем мне все это надо, зачем я сюда сунулся?! Но, конечно, это проходит, уже буквально в тот же вечер, когда становишься на стоянку, когда заваривается чай, когда есть ужин, когда ты встречаешь новых людей, когда тебя просто приветствуют другие путешественники. Люди удивлялись тому, что мы добрались на велосипедах по этой дороге.

Помню, когда мы только подъехали на кемпинг, мы встретили славенскую семью. Увидев нас, женщина спросила: «Это электрический байк?». Я не понял и переспросил. Она уточнила вопрос: «На электрической тяге ваши велосипеды?». «Нееет! – смеясь отвечаю я, - Только сила ног!» Она была настолько удивлена. То есть им на машине тяжело далась дорога, а мы тут на велосипедах. В такие моменты ты понимаешь, что ты преодолеваешь себя, закаляешься духом, делаешь что-то совсем непростое, что сможет вытерпеть далеко не каждый. Это, конечно, помогает, заряжает психологически.

Ну и вот, когда уже ехали по пустынной местности в Узбекистане, по направлению к Каспийскому морю, когда целыми днями по 10 часов в седле и вокруг ничего, это тоже стало очень нагружать и захотелось домой очень сильно. Не прям все бросить, но хотелось бы побыстрее закончить всю дорогу и поехать домой, закончить путешествие. Но, думаю, это влияние пустынности, однообразие пейзажей и отсутствие положительных впечатлений на протяжении долгого времени. Это тоже быстро проходит при отдыхе и стоянках.

Что важного ты понял за время путешествия?
— Это очень сложный вопрос. Я понял очень много о себе, в первую очередь. В целом, в экзистенциальном плане могу сказать следующее: как знают некоторые люди, которые подписаны на меня в Facebook и мои друзья, я пишу кое-какую лирику, иногда в стихотворной форме, иногда в афористической. И одно из самых главных выражений, которому я нахожу часто подтверждение, является фраза, написанная еще в студенческие годы: «Никогда не отказывайся от путешествий». Я руководствовался ей при решении, подготовке и самом велотуре. Еще в самом начале пути, когда я начал встречать других путешественников, я понял весь смысл этих слов. У меня возникло дополнение к этой мысли - «и помни, что путешествия доступны». В любой момент ты можешь отправиться куда-либо! Суть в том, что если ты никуда не сдвинешься, то ничего не потеряешь, но и не приобретешь наверняка. А если пойдешь к неизвестному, неизведанному, то завсегда найдешь новое, всегда приобретешь нечто, что дополнит тебя.

Мы встречали, на самом деле, очень много людей, которые были сверхподготовленные для туризма. Встречали совсем опрометчивых, которые явно были слабо подготовленные, но которые проходили не меньше первых, а иногда и больше. Исключительно на своем желании. Есть те, кто путешествуют за счет четко просчитанного капитала. Есть и другие, которые путешествуют совершенно без денег. Никогда не отказывайтесь от путешествий, если этого действительно хочется, но помните, что свои возможности оцениваете вы сами.

Я осознал, что столько лет я просидел в эфемерных причинах и сомнениях, хотя мог в любой момент взять и сорваться, и зря не сделал этого раньше. Также я понял, что в мире очень много добрых и бескорыстных людей. Часто, хоть и не без исключений, мы делали вывод, что чем проще живут люди, тем они добрее, участливее, милосерднее. Те люди, кто имеет немного, они этим немногим и делятся без сожаления. А люди с достатком менее склонны к помощи. Мы останавливались у очень бедных людей, да что там, они нас сами звали, и делились с нами всем, что у них было, а в хороших районах, благоустроенных городах люди относились с опаской, ограждались.

Еще понял, насколько высока ценность семьи и детей. Стало понятно, что семья - это основание, фундамент, и почти для всех - семья это главное их богатство, смысл жизни и никакая замена ее личным счастьем, карьерой, творческой самореализацией не будет сопоставима. Все это лишь попытки самообмана.
Расскажи о самых необычных людях, которых ты встретил по пути?

– Все, кого я встретил на пути были необычными, если мы говорим о путешественниках. Все велотуристы де-факто люди своеобразные. Очень мне понравился французский велосипедист, который катит в одного по длиннющему маршруту: Европа и Азия, Китай, Индонезия, Австралия. Один, на позитиве. Очень мне нравятся люди, которые живут в Европе, но когда у них законный отпуск, они берутся велосипеды и едут, например, в Кыргызстан, преодолевать те самые перевалы. Не в Анталью и Бали, по туру all inclusive. И целый месяц катают по нашим не очень хорошим дорогам, по степи, живут в палатках, в трудностях, но таких неповторимых. Преодолевают перевалы доезжают, например, до Алматы, затем садятся в самолет и возвращаются обратно к себе.

Первыми самыми необычными, были 10 поляков из города Торнобжег, которых мы встретили в Кегене. Это 10 друзей 40-45 лет. Они так отдыхают уже несколько лет: каждый отпуск отправляются группой в новую страну. Представьте себе!
Очень мне понравилось знакомство с дядей Келесом (по русскому просил называть его дядей Колей). Встретились мы с ним в Республике Каракалпакстан в составе Узбекистана. Тогда я ехал один, вечером остановился возле одного двора, не успел ничего спросить, как

мужчина сам ко мне подошёл. Он пригласил меня на топчан, мы сели, он налил мне чай начал расспрашивать обо всем. Я сижу и вижу, что дом только строится, а сад вокруг уже старый и ухоженный, с высокими деревьями. Выяснилось, что старый дом дядя Келес снес и за два месяца возвел новый, осталось вставить окна и застелить полы. И все это он сделал ОДИН от и до, из саманного кирпича и глины. Семью на время отправил в Нукус, а сам строил.

Летом, пока тепло, спал на топчане. Хоть он уже и пенсионер, выглядел он молодо и подтянуто. Человек с удивительной энергетикой. Ночевать оставил у себя, приготовил вкусный лагман, мы пили чай с верблюжьим молоком и разговаривали на такие простые жизненные темы. Когда утром я уезжал, он сказал, как и многие, где мы останавливались: «Будешь еще здесь - обязательно приходи, мои двери всегда открыты».

Чуть не забыл про своих друзей из Японии - Ейджи и Акиме. Мы познакомились с ними в хостеле в Караколе. Он художник-сюрреалист, путешественник, который объездил почти весь мир. Совместный ужин с такой веселой беседой на ломаном английском и попытками говорить об искусстве и психологии я запомню на всю жизнь. Сфотографировались на память и обменялись контактами в социальных сетях. Подобные знакомства бесценны. Люди, судьбы, иные жизненные пути - все это обогащает. В этом и заключается путешествие.

Путешествие телом - это езда. Путешествие глазами - это лицезрение ландшафтов. Путешествие духом, сознанием, психикой, как вам угодно - это знакомство с совсем другими людьми.

Но, пожалуй, самым необычным можно назвать старика чеха. Его зовут Ежи Штрунс. Он довольно сносно говорит по-русски, поэтому за вечер смог многое рассказать о себе. Ему 70 лет и он путешествует, только представьте, с 17 лет! Отучившись на художественного кузнеца захотел повидать мир и покинул родную Чехию. Мне не перечислить всего и всех мест, где он побывал. На вопрос "А где Вы еще не были?", он смеясь ответил, что в Антарктиде. По итогам путешествий он написал уже две книги, сейчас готовит третью. Женат и имеет пять дочерей. Мы встретили его перед Памирским трактом, который он собирался проехать на своем фургоне, в котором есть все, чтобы ездить хоть целый год.
Огромной силы человек, необъятной любви к природе и людям. Он такой спокойный, невероятный. Поразила француженка, с которой мы познакомились в Душанбе, в хостеле. Ее зовут Киара, и она была волонтером в Тибете. Просто одна молодая девушка, лет 20-22 путешествовала автостопом. Так как заканчивались средства, она собиралась вернуться домой, но лишь для того, чтобы поработать немного, подкопить деньги и опять поехать познавать другие страны.

— Куда бы ты хотел отправиться в следующее путешествие?

– В следующий раз, если мое путешествие будет также на велосипеде, то я поеду именно по Европе. Выбор банальный, простой. Это максимально благоустроенное место, там хорошие дороги, максимально заселенная территория, развитая инфраструктура, нет никаких проблем с кемпингами, везде хорошее покрытие сотовой связи. Близкое расположение городов и за

короткий период времени по хорошим дорогам можно посетить множество достопримечательностей. Поездив по Азии и настрадавшись от бездорожья, хочется теперь и по хорошим дорогам поездить. Также моя мечта – побывать в Японии и объехать ее хоть каким способом, хотя на велосипеде было бы наиболее увлекательно. Япония, на мой взгляд, максимально оригинальная, уникальная страна, ее культура значительно отличается от культур других народов. И для меня, как для человека, интересующегося социологией, эта страна представляет большой интерес.
Photograph: lee Scott / Unsplash
– Александр, являясь разносторонней личностью, по какому принципу ты выбирал свою специальность? Почему именно горное дело?
– Так как я сирота, то знал, что высшее образование мне светит лишь в единственном случае – если получу государственный грант. ЕНТ я сдал хорошо и получил грант по специальности «Горное дело». Понимая, что это не совсем мое направление, я все же учился на «отлично», потому как мои жизненные принципы основываются на том, что если что-то делаешь, то делай это с отдачей, иначе не будет развития. После учебы обеспечивать себя я мог также только сам, поэтому и работать пошел по специальности. Сначала на буроугольный разрез «Майкубен-Вест», где был инженером-технологом 2,5 года. Затем устроился на разрез «Восточный» ведущим инженером по перспективному развитию более 4 лет. Третье место работы я уже назвал. У меня хорошо получалось выполнять свои должностные обязанности и, может быть, делать больше, на радость руководства. Но чем дольше я работал, тем больше понимал, что это не мое, что я чувствую себя некомфортно. Я с большим уважением отношусь к горнякам, шахтерам и в целом к работникам энергетической и горнодобывающей отраслей - это очень важные люди для нашей страны. Но эта стезя не моя. В целом эти годы являются несомненно важной главой жизни и послужили трамплином для обретения истинной желаемой реализации.

– Поэтому ты выбрал психологию?

­– Именно поэтому в 2015 году я поступил на психолога-психоаналитика в Санкт-Петербург. Психологией я начал увлекаться еще получая первое высшее образование. Сначала философия, затем больший упор на психологию и социологию. Я был такой интроверт, с расположенностью к рефлексии, и это все помогло лучше познать себя, а теперь и лучше понимать других, их внутренний мир. Я получаю удовлетворение, помогая другим людям разобраться с их проблемами, их переживаниями, и, судя по отзывам моих пациентов, у меня действительно это получается. И сейчас я счастлив в отношении своей самореализации.

Считаю, что это действительно мое. И если первая специальность была продиктована экономическим курсом развития страны, то вторая по собственной воле, желанию. У меня есть знания, способности, чуткость и эмпатия. Психоанализ, как один из самых сложных видов психотерапии, привлекает и большими возможностями, множеством областей приложения. Я безусловно свяжу свою жизнь с практикой в этой профессии. Меня также очень привлекает научная работа, особенно синтез науки об искусственном интеллекте и психоанализа.

Поддерживал ли тебя кто-то в твоем решении принять участие в таком долгом путешествии?
– У меня в жизни, конечно, было очень много трудностей, достаточно непростая судьба, но мне всегда везло встречать хороших людей. И особенно мне повезло с друзьями. За что я им безумно благодарен, они меня всегда и во всем поддерживали, без всяких промедлений. Они настолько доверяют мне и уважают, что если я предлагал какую-нибудь идею, они в один голос говорили: «А что тут думать?! Вперед!» И если некоторые коллеги, знакомые, когда я им сказал про велопутешествие, отнеслись к этой идее скептически, то мои друзья сказали: «Крутая идея! Если ты этого хочешь, то делай! Мы с тобой, ты же знаешь». С их поддержкой я уверенно решился на эту поездку. Мы очень активно общаемся, они по-прежнему однозначно меня поддерживают, и будут поддерживать столько, сколько я смогу ехать. И эта помощь не только эмоциональная, они помогают мне и материально.
Вся наша компания являет собой небольшой, но крепкий альянс экибастузских парней, стремящихся к лучшему и открытых для всего нового. Все знакомые знают о нашей дружбе и удивляются. Даже несмотря на то, что многие теперь уже переехали из Экибастуза, нам это не мешает продолжать общаться, делиться новостями, собираться вместе, несмотря на расстояние и занятость, ездить друг к другу в гости. Это люди, на которых я равняюсь и безмерно уважаю. Они для меня опора в жизни.

Расскажи самый запоминающийся, возможно, экстремальный случай за время путешествия.

– Самые экстремальные условия путешествия были тогда, когда мы только поднялись на Памирский тракт, где погода очень отличается от той, что в низине. Холод, сильный ветер, безжизненная земля и полное отсутствие какого-либо укрытия от ветра. Пришлось ставить палатки на дне пересохшей реки у метровой стенки подмытого берега. Это было реально испытание.
Насколько живописна была дорога вдоль границы с Афганистаном, которая пролегает по руслу ручья Пяндж, настолько же она и опасна: очень узкая, проходящая у краев обрыва, постоянная опасность камнепадов, а о качестве и говорить не стоит.
Ну и каждый крутой спуск с крупного перевала всегда опасен, ибо нагруженный велосипед разгоняется в считанные секунды и можно вылететь с дороги в два счета. Приходится спускаться исключительно на тормозах подавляя соблазн спуска на скорости, который, безусловно, присутствует, особенно после долгого и медленного подъема.
В целом очень опасных и экстремальных ситуаций не так много. Не зря ведь столько людей разных возрастов и физической формы спокойно путешествуют. Главное информационная подготовка и экипировка.

- Какие места, в которых ты был, рекомендуешь обязательно посетить?

- На первом месте, конечно, это Кохи Навруз в Душанбе, который просто поражает своей красотой и который сравнивают аж с Тадж-Махалом.
Побывать в долине перед водопадом Жеты Огуз в Кыргызстане, недалеко от города Каракол.
Ну и моя любовь на всю жизнь теперь это весь спуск по ущелью с высокогорной части Памирского тракта после перевала Кок-Тезек на его заселенную часть почти до самого Хорога.
Два дня невероятно добрейших людей, умопомрачительных видов, чистейшего воздуха, высоких гор и множества ручьев. Просто сказка, советую всем и каждому.

Какая у тебя мечта?
- Мечты грандиозные: сначала побывать на Луне, затем на Марсе, в принципе побывать в открытом космосе, прикоснуться к самому огромному в этом мире, побывать в самой необъятной стихии.
Из земного - совершить полет в вингсьюте (специальном костюме-крыло).
Планирую дожить минимум до 2100 года.

Путешествуй
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее, чем сны» Рэй Брэдберри.
All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.