Лента новостей

Молодость дана для полета - женщина-ученый из Казахстана рассказала о своих мечтах

Молодость дана для полета - женщина-ученый из Казахстана рассказала о своих мечтах
Фото: фото из архива Акерке Амаловой 17.04.2023 17:06 1117

Акерке Амалова – молодая женщина-ученый. Она изучает молекулярную генетику зерновых культур. От чего зависит высокое качество зерна и как получить высокоурожайные сорта пшеницы? Ответы на эти и другие вопросы она пытливо ищет в своих экспериментах и исследованиях. Как наука может дать второе дыхание сельскому хозяйству и о чем мечтают казахстанские ученые, сотрудница Института биологии и биотехнологии растений рассказала корреспонденту ИА El.kz.

- Чем вас привлекла биология? Сложно ли молодым заниматься наукой, требующей определенного терпения?

- Я окончила Казахский национальный женский педагогический университет по специальности  педагогическая «Биология». На первом курсе бакалавриата начала заниматься наукой. Сначала это были небольшие эксперименты: выращивала  в чашках Петри зерновые и зернобобовые культуры, изучала их анатомическую структуру клеток, наблюдала, как тяжелые металлы влияют на их анатомию. Мне все очень понравилось, поняла, что это мое.

Мне предложили поступить в магистратуру в КазНУ, и на первом курсе я пришла работать в лабораторию молекулярной генетики Института биологии и биотехнологии растений. Начала заниматься молекулярной генетикой тюльпанов и с 2016 году начался мой путь в науке.

В 2018 году поступила в докторантуру по специальности «Биология». Мой научный руководитель, профессор Ерлан Кенесбекович Туруспеков посоветовал заняться генетикой селекции зерновых культур. Это актуальная отрасль, учитывая, что Казахстан - аграрная страна.

Молодость дана для полета - женщина-ученый из Казахстана рассказала о своих мечтах

Чтобы заниматься наукой, нужна ответственность и огромное терпение. Не стоит сразу сдаваться, если эксперимент не удался. Как говорит мой наставник: «Плохой результат -  тоже результат». Нужно пытаться еще и еще, советоваться с коллегами, анализировать, где ты допустил неточность. Если у меня эксперимент не получился, я подхожу к коллегам, руководителю и мы вместе находим причину неудачи.

- Что такое генетика растений простыми словами, и как она помогает в развитии сельского хозяйства?

- Генетика растений изучает особенности развития генов в растениях. В целом генетика – это эффективный инструмент при выведении новых сортов культур – перспективных, высокоурожайных, высококачественных, устойчивых к различным природным стрессам, болезням, которые иногда поражают целые гектары полей и снижают урожайность. То есть генетика помогает селекции. Нельзя сказать, что они существуют отдельно друг от друга. При создании новых сортов растений или пород животных особое внимание уделяется таким свойствам живых организмов как наследственность и изменчивость, а наука, изучающая их - генетика.

Конечно, здорово, когда аграрный сектор тесно сотрудничает с наукой, и наши научные проекты могут реализовываться на практике. Значит, они имеют прикладное значение.

- Что Вам больше нравится в научных опытах – процесс или результат?

- Я - человек, который любит больше работать руками, не теоретик, а практик. Мне нравятся слова Конфуция: «Покажи мне, и я забуду, расскажи мне, и я запомню, дай мне сделать это самому и это навсегда останется моим». Помню, в университете больше нравилось ходить на лабораторные занятия, чем на лекции.

Молодость дана для полета - женщина-ученый из Казахстана рассказала о своих мечтах

- Над какими исследованиями вы сейчас работаете?

- Недавно я окончила докторантуру и успешно защитила диссертацию. Задачей исследования было найти локус – или участок хромосомы, который связан с урожайностью и высоким качеством зерна. А также создание набора из молекулярных маркеров, которые могут служить эффективным инструментом при отборе образцов зерновых культур. Конечная цель – добиться хорошего урожая, используя современные научные методы.

Кстати, во время исследования я часто задавалась вопросом: «Почему урожайность и качество зерна не обязательно взаимосвязаны между собой ?». До сих пор этот вопрос остается отрытым, ученые не могут понять, какие факторы на это влияют – состояние почвы, осадки, температура воздуха. Загадок много, нужно искать на них ответы.

- Какие условия для молодых ученых созданы сегодня в Казахстане?

- Для нас делается очень много: стажировки, зарубежные поездки, гранты, участие в различных мероприятиях. Недавно в рамках программы докторантуры я прошла 4-месячную стажировку в Великобритании, в одном из крупных научных центров Европы. Научилась многому – методам исследования, генотипированию, которые успешно внедряю в нашей лаборатории. Такие поездки – это возможность общаться с иностранными коллегами, посмотреть, как развивается наука, узнать их культуру ведения научных проектов. Очень расширяет кругозор. Общение с учеными, у которых также глаза горят, мотивирует.

Сейчас есть отдельные проекты для привлечения молодежи в научную среду. К примеру, научная стажировка по «Болашаку» в рамках программы «500 ученых», когда есть возможность выиграть грант и поехать в ведущие научные центры мира.

Мой научный руководитель жил и учился за границей, успешно работал в разных странах, но он приехал в Казахстан, и сейчас обучает молодежь, реализует проекты, вносит свой вклад в отечественную науку. Для  меня это хороший пример патриотизма.

- Как занятие наукой меняет мировоззрение человека?

-  Я начала размышлять над тем, как все устроено вокруг, над природой вещей. Стала больше смотреть новости, интересоваться развитием аграрной отрасли. В первую очередь, ценишь хлеб, трепетно относишься к нему. Ты видишь огромные зерновые поля, наблюдаешь за ростом, цветением культур, радуешься. Пшеничные поля – это красиво и захватывающе!

Молодость дана для полета - женщина-ученый из Казахстана рассказала о своих мечтах

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать ученый?

- Мой научный руководитель сказал, когда я поступила на первый курс докторантуры: «Ты должна владеть тремя искусствами. Первое – поставить свой научный эксперимент, запланировать его, работать над содержанием, дизайном.  Второе – получить результаты исследований и рассказать о них научному сообществу, то есть научиться писать научные статьи. Это важный этап для становления ученого. Наконец, третье – уметь представлять свои проекты на научных конференциях». 

Мир науки многообразен. Здесь ты узнаешь, что такое научная этика, как вести себя с коллегами, элементарно здороваться, говорить спасибо, советоваться, уметь сотрудничать. Этому я научилась в лаборатории.

Общаясь с академиками и профессорами, хочется услышать что-то из их историй, исследований, попросить совета, услышать экспертное мнение, ведь у этих людей за плечами огромный опыт. Такой диалог всегда обогащает.

Ученый всегда должен быть любознательным, ищущим, как говорил Стив Джобс, «оставаться голодными и безрассудными». Недавно мы были в Доме-музее Динмухамеда Конаева, и мне запомнилась цитата о том, что молодость дана не для того, чтобы раскрывать крылья, а летать. Для этого нужно много работать. И не стоит бежать от трудностей. Если не получилось, не разочаровывайтесь, не сдавайтесь. Неудачи – не повод останавливаться.

- О каких достижениях Вы мечтаете?

- Я хочу продолжать заниматься наукой, изучать зерновые культуры, работая над повышением качества зерна, понять причину урожайности и вывести алгоритм этой формулы. Мы знаем, что казахстанская пшеница славится в мире хорошим качеством, высоким содержанием белка. Хочется продвигать ее, чтобы она конкурировала с зарубежными сортами. Также большое желание, чтобы в аграрном секторе страны использовали сорта пшеницы, выведенные нашими учеными.

- Спасибо за беседу.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!