Есть такие периоды в общественной жизни, когда основу мировоззрения образуют идеи, обращенные к отечеству, когда политические и прочие взгляды имеют значение для личности лишь в том случае, если они имеют связь с патриотизмом.
Это – эпохи национального испытания, возрождения и становления новых форм государств. В эти периоды, патриотизм становится тем консолидирующим стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни в деятельности людей, помогает им объединяться и, как отмечал в одном из своих выступлений Елбасы Н. Назарбаев, становится «фундаментом построения страны».
Если обратиться к этимологическому значению этого слова, то оно буквально означает «отечество», «родина». Оно - социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность своему Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинять свои личные и групповые интересы интересам страны, стремление служить родине, защищать ее.
За много веков до наших дней Цицерон писал: «Нам дороги родители, дети, близкие, родственники. Но все представления о любви к чему-либо соединяются в одном слове «Отчизна». Ярко, образно представил, что такое патриотизм в своих стихах Т. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». А Бауыржан Момышұлы писал: «Өз ұлтын құрметтей білмеген, оны мақтан ете алмаған адам – сөз жоқ, тексіз, бұралқы адам». И, наконец, по мнению А. Толстого: «Это – осознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Наиболее сильно кризис мировоззрения и возникший нравственно-идеологический вакуум сказался, безусловно, на молодежи как наименее защищенной и наиболее подверженной всякого рода идеям части населения. Почему? Ведь большинство молодых людей родились уже в суверенном Казахстане. Ответ на этот вопрос дает Ш. Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». В этих условиях патриотическое воспитание молодежи, формирование у нее активной гражданской позиции и осознание ею ответственности за свое будущее и будущее своей страны становится важнейшей задачей всего общества. Именно от ее политической воли, ценностей, идеалов во многом зависит, каким образом и насколько успешно будет проходить развитие Казахстана.
Чувство патриотизма не является врожденным, его надо воспитывать. Процесс этот сложный, многоплановый. Он включает в себя, главное - формирование исторического сознания.
На заседании государственной программы «Культурное наследие» Елбасы Н. Назарбаев отметил: «Хочу подчеркнуть, что программа «Мәдени мұра» отнюдь не ограничивается сугубо утилитарными целями восстановления нашего историко-культурного наследия. Ее главное предназначение – достичь позитивных сдвигов в общественном сознании, и в этом контексте она имеет важное идеологическое, общегосударственное значение…. Программа «Мәдени мұра» стала ответом на запросы, связанные с формированием и укреплением национального самосознания и идентичности».
Ведь для человека самое главное – история его жизни. Не потому ли древняя мудрость гласит: «Для полного счастья необходимо иметь Славное Отечество». Немецкий философ, социолог Эрих Фромм, обращая внимание на понимание культуры как самопонимание человеком себя, писал: «Язык символов по праву может считаться настоящим языком, в действительности – единственным универсальным языком из всех, когда-либо созданных человеком. Вопрос заключается именно в том, чтобы понимать его, а не разгадывать, как если бы это был какой-то искусственный тайный код. Я думаю, что такое понимание важно для каждого, кто хочет глубже познать себя». Через образ общества, данный в его символах, и отраженный в самосознании человек формирует свою идентичность. Тем самым функция символов в процессах культурной идентификации заключается в том, что они объединяют человеческие общности через свои конвенциональные значения. По символам культуры люди, узнают друг друга.
Следует отметить, что в традиции казахского народа «Ритуал» занимал центральное место. Все регулировалось ритуалом и обычаями, переходящими из поколения в поколение от так называемых «первоотцов» - родоначальников (Алаш, Алаша хан, Майқы би), след которых уходил в мифологическое прошлое. Ритуал не требует для себя мотивировок в силу своей прагматичности. Отметим наиболее значимые признаки сакрализации.
Все сферы жизнедеятельности протекали через взаимосвязь и противопоставление сакрального и обыденного.
В значительной степени этот процесс зависит также от семейного воспитания. На это особое внимание обращает Н. Назарбаев: «Каждый казахстанец независимо от его национальной принадлежности должен осознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство. Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству». Этой «корневой основой» формирования патриотизма может стать наличие в государстве национальной идеи, объединяющей граждан страны. Такой идеей с полным основанием можно считать Стратегию – программу развития суверенного Казахстана.
В сложнейший переходный момент по инициативе Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева была разработана стратегическая долгосрочная программа развития страны, которая стала фундаментом модернизации казахстанского общества. Следует отметить, что Стратегия стала первым опытом долгосрочного программного планирования, позволяющий превратить концепцию экономического, социального и общественного развития в идеологию реформ, теорию и практику модернизационных процессов.
Н. Назарбаев обозначил реальную платформу для единства и консолидации общества: «Это наша земля в ее границах, это наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать».
Сегодня казахстанцев объединяет единая цель: строительство общего дома — Республики Казахстан. «Мир в нашем общем доме» - это не просто общая фраза или сиюминутный лозунг, но корневой принцип, фундамент казахстанской модернизации. Поэтому Глава государства возвел ее в ранг стратегических приоритетов страны: «Сегодня нам следует ясно понимать, что, потеряв самое главное достижение нашей независимости — мир и спокойствие полиэтничного народа Казахстана, мы в одночасье лишимся дальнейших перспектив на благополучие и процветание нашей общей Родины».
Вывод находит подтверждение в словах Теодора Рузвельта: «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее».
Нугман Бахредден,
Член НЭГ АНК Карагандинской области