Лента новостей

Министр энергетики назвал причины дефицита дизтоплива в Казахстане

Министр энергетики назвал причины дефицита дизтоплива в Казахстане
Фото: El.kz 03.04.2023 17:33 1243

Во время брифинга в СЦК Болат Акчулаков отметил, что в прошлом году несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, Казахстан ощутил нехватку в некоторых регионах страны, передает ИА El.kz.

Возникший дефицит в объеме порядка 350 тысяч тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.

По данным министра, основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются: транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны.

Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тысяч тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тысяч тонн горючего было вывезено «серым» экспортом.

По словам Болата Акчулакова причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 т/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 т/л (101%).

По данным министра, маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до $140 млн в год.

Как отметил Акчулаков, ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК.

В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана.

По словам главы Министерства энергетики РК пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства ДТ, страна снова столкнулась с острой нехваткой топлива.

В этом году диспаритет цен сохраняется. Как итог, в марте мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%.

В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс тонн, - считает министр.

Также в миниестерстве отметили, что цена дизтоплива для фермеров остается прежней – 222 тысяч тенге/тонна или 184 тенге/литр на воротах НПЗ (или в среднем 204 тенге/литр с учетом расходов операторов СХТП). Утвержденный объем на весенне-полевые работы – 413 тысяч тонн – будет в приоритетном порядке отгружен операторам СХТП. Так, в феврале отгружено 77,4 из 82,1 тысяч тонн или 95,4 %, в марте – 78,4 из 102,2 тысяч тонн или 77 %. 

О том как работает "серый" экспорт солярки из Казахстана в соседние страны смотрите в видео по ссылке.

 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!