Лента новостей

Металлург из Аксу рассказал, зачем он покоряет горы

Фото: предоставлено Темирханом Сагындыковым 30.06.2024 22:27 305

Этим летом Темирхан Сагандыков совершил восхождение на Эльбрус, сообщает ИА El.kz

27-летний плавильщик из Аксу Темирхан Сагандыков в свободное от работы время любит путешествовать. Причем, делает это с минимальными затратами – не через туристические агентства, а самостоятельно - автостопом. Этим летом он покорил высшую точку России, Европы и Кавказа – Эльбрус. О своей любви к экстремальным путешествиям он рассказал корреспонденту ИА El.kz.

Родители Темирхана не знали о настоящей цели его поездки, когда он собрался покорять Эльбрус. Молодой человек не хотел заставлять близких переживать и был уверен, что все пройдет отлично, и он сообщит им все, как только завершит маршрут.

- Я сказал им, что еду в Сочи, чтобы они не переживали и не звонили постоянно. И я их не обманул. Просто немного не договорил. Я действительно поехал в Сочи, но только позже. Родители очень волнуются, когда я отправляюсь в подобные поездки, — признался Темирхан.

Интерес к путешествиям появился у молодого металлурга еще в подростковом возрасте. С тех пор он постоянно ищет новые маршруты. На Эльбрус «замахнулся» в 2018-ом, после того, как увидел видеоролик работников электролизного завода, которые прыгали с парашютом с флагом своего предприятия.

- Так и пришла идея сделать что-то подобное с флагом нашего завода. Но постоянно что-то мешало, обстоятельства так складывались, что не мог никак поехать. То отпуск на лето не выпадал, а на Эльбрус лучше летом ходить, то в последний момент менялись планы. В Памир ездил, в Таджикистан, на Кавказе был. Но никак не мог добраться до Эльбруса. Я много лет вынашивал эту идею, и вот, в прошлом году в ноябре я решился и стал собираться, - рассказал молодой путешественник.

Во все свои путешествия он как правило отправляется один. Говорит, что единомышленников в этом деле найти не так просто. Таких отчаянных людей немного. В основном большинство предпочитает путешествовать с комфортом.

- Из Аксу никого со мной не было. Но там у нас в группе были ребята из Марокко, из Москвы, из Крыма – люди из разных городов и стран, - вспоминает Темирхан.

Обычно он путешествует автостопом, но в этот раз решил полететь на самолете, так как отпуск выдался небольшой и хотелось побольше времени выделить на аклиматизацию.

На вопрос, что обязательно нужно брать с собой в подобные поездки, он отвечает, что самое главное, это настрой. Все остальное можно приобрести по дороге. Однако на Эльбрус Темирхан все-таки взял с собой вещей немало. И, как выяснилось, даже больше, чем было необходимо. Так сказать, перестраховался.

- Я взял слишком много и потом я об этом пожалел. Очень много вещей мне там не пригодилось. Если честно, я почти половину просто выкинул в мусор, потому что тащить это всё было тяжело. Да и оставлять где-то не хотелось, так как возвращаться за ними я не собирался. К тому же сразу после восхождения я отправился в Сочи, в Абхазию. И все это мне там уже не пригодилось бы, - говорит турист.

Он отмечает, что Эльбрус – самая высокая вершина, из покоренных им. Конечно же, на таких больших дистанциях часто возникают сложности. Самая большая из них и неуправляемая – это погодные условия, на которые невозможно повлиять.

- В день штурма вершины нам просто повезло. Всё время до нашего восхождения там вообще не было погоды. То дождь шел, то снег, то облака нас постоянно накрывали. Многое зависит от погоды. Например, во время аклиматизации погода была очень плохая, видимость всего, наверное, метров 20. Метель сильная была. А в день штурма, к счастью, прям распогодилось. Стало тепло и даже жарко было на самой вершине. У меня есть фотография, где я там без шапки стою и нараспашку, потому что было очень тепло, - говорит Темирхан Сагандыков.

По его словам, восхождение длилось приблизительно 14 часов. Это общее время, которое ушло на подъем и на спуск. Наверху удалось задержаться подольше и насладиться красотой необыкновенных пейзажей.

- Нам повезло, можно сказать. Когда мы поднялись наверх, на самой вершине есть такой «пятак» размером примерно 4 на 4 метра. Я из группы поднялся самый первый. И на этом «пятаке» уже была какая-та группа. Когда они увидели, что подходит моя группа, они начали спускаться. После нас там минут 40, наверное, никакой группы не было. И мы все эти 40 минут находились там всей группой. Фотографировались, снимали видео, пили чай, поздравляли друг друга. Эмоций от совершенного восхождения не передать словами. Было очень круто. Ощущение, будто одержал победу в чем-то очень важном и глобальном. Это победа над самим собой, над своими какими-то страхами, над своей неуверенностью. Я очень сильно переживал, когда ехал туда, боялся, что не смогу подняться. У меня постоянно были мысли: «А если я не смогу подняться, получается время и деньги потрачены впустую». Перед этой поездкой я решил, что если в этом году я не поднимусь на Эльбрус, то больше никогда не буду ходить в горы. Дал себе такую установку. А потом, когда я туда приехал и сходил на скалы Пастухова, на 5 тысяч метров, я передумал. Я решил, что даже если не осилю маршрут в этом году, я все равно его преодолею потом, в следующем году, обязательно приеду и поднимусь, - рассказывает путешественник.

К слову, в группе Темирхана были те, кто не смог дойти до цели. 54-летняя женщина из Благовещенска не смогла дойти до вершины. На высоте примерно 5200 ей пришлось сойти с маршрута и вернуться. Она не хотела возвращаться, плакала, говорила инструктору, что она сможет идти дальше. Однако по ее состоянию было понятно, что дальше ей идти нельзя. У нее стали проявляться симптомы горной болезни. Из-за недостатка кислорода на большой высоте, в организм его поступает мало, в том числе страдает и мозг. Некоторые не могут к этому адаптироваться и это влияет на их физическое и психологическое состояние.

Аксусский металлург исколесил почти весь Казахстан и с гордостью заявляет, что был почти во всех городах своей Родины. Особенно ему запомнился Катон-Карагай. Он восхищается красотой этих мест и говорит, что обязательно вернется туда снова.

- Я помню, приехал в Катон-Карагай поздно вечером. К моменту моего отъезда в отпуск мне еще не скинули «отпускные», и я был очень ограничен в финансах. Поэтому пришлось искать ночлег исходя из своих возможностей. Нашел в OLX объявление о сдаче домика в аренду и связался с хозяином. Написал ему, что не располагаю большими деньгами, что на оплату домика полностью суммы нет и когда смогу отдать всю сумму, не знаю. Поэтому попросил на его территории поставить палатку и заплатить за это 1000 тенге. Он ответил, что никаких проблем нет, домик свободен и за эту же сумму он пустит меня в него переночевать. И у меня был целый домик, своя кухня, все удобства. Я был очень рад. Уставший с дороги лег спать. Было темно, и я даже не разглядел местности, в которой поселился. Утром просыпаюсь, открываю дверь, а передо мной огромная гора. Сказать, что я был удивлен и восхищен – ничего не сказать. Я звонил всем своим знакомым и рассказывал, как это круто и красиво. А потом поймал себя на мысли, что они совершенно не понимают меня, сидят в городе, в благоустроенных квартирах, и вся эта красота их так не впечатляет, как меня. Но мне там очень понравилось, - говорит Темирхан.

Еще одно место, которое особенно запомнилось ему – это Шардаринское водохранилище. Оно находится на юге Казахстана, на границе с Таджикистаном. Он провел там три дня и говорит, что этот отдых можно сравнить с отдыхом на зарубежных курортах. Горячий песок, теплая вода, много туристов.

Путешествует молодой человек раз в полгода, как только выдается отпуск. Старается ездить весной и осенью. Следующая поездка намечается на ноябрь.

- Я сейчас смотрю подходящие маршруты на ноябрь. Хотелось бы, конечно, в горы. Но вряд ли кто-то пойдет в это время в горы. Если только в Турцию, на Арарат. Я познакомился на Эльбрусе с девушкой. Она постоянно пишет, зовет куда-нибудь съездить. Мы думаем, что это будет Арарат или гора Белуха. Но это только на следующий год. Гора Белуха поменьше, чем Эльбрус. Ее высота 4500 метров. Многие считают, что она сложнее чем Эльбрус, - говорит Темирхан.

Чтобы совершить путешествие, ему не нужны турагентства, длительные подготовки, компания, большие деньги и много времени. Даже если выдается совсем небольшой отпуск, он старается куда-нибудь съездить.

- В прошлом году я путешествовал автостопом в Дагестане, Чечне, в Ингушетии, был в Северной Осетии, потом в Узбекистане, Таджикистане, до таджикско-афганской границы доехал. Видел там афганцев, - вспоминает путешественник.

Во все путешествия он отправляется, как правило, один. У него уже был неудачный опыт взять с собой попутчика. Как выяснилось, далеко не все люди готовы терпеть дискомфорт и просто не выдерживают тех условий, к которым Темирхан давно привык.

- Если я с кем-то куда-то поеду, то я возьму с собой человека, который уже путешествовал автостопом, знает, что это такое и готов к неудобствам. По моему мнению, путешествовать автостопом намного интереснее, чем от точки до точки и пролежать все время в отеле или на пляже. Потом просто и вспомнить-то нечего будет. Не будешь же вспоминать, как в отеле лежал. А если автостопом, в палатке, то это на всю жизнь запоминается, это своего рода приключение, никогда не знаешь, что тебя ждет в пути. Все непредсказуемо и потому очень интересно. Бывают такие моменты, когда на работе все надоело, начинает раздражать. И сами по себе в голове всплывают воспоминания о путешествиях, о Таджикистане, о Северной Осетии. И мой внутренний голос успокаивает меня и говорит: «Ты работаешь только ради того, чтобы у тебя была возможность путешествовать». И сразу все встает на свои места, - говорит Темирхан.

За все время, что он путешествует, где бы он ни был, ему всегда везло на хороших людей. Нигде и никогда у него не возникало опасных ситуаций.

- Я был в Таджикистане и на Кавказе. И когда там узнавали, что я казах, что я из Казахстана, ко мне вообще хорошо относились. Таджики, они сами по себе очень добрый народ. Когда я ехал автостопом, они прям все останавливались, приглашали к себе домой, говорили: «Я сейчас маме или жене позвоню, они такое блюдо приготовят, ты такого никогда не пробовал. Переночуешь у меня, завтра дальше поедешь. Отдохнёшь нормально». Такие гостеприимные люди таджики. А в прошлом году, когда я был на Кавказе, в Ингушетии, меня подвозил один парень. Во время разговора он мне сказал, что у него тётя раньше жила в Казахстане.  Он привёз меня в ресторан, а там всякая традиционная вайнахская еда. Я даже не ожидал такого приема. Оказывается, он сказал свей тете и она приехала туда, чтобы познакомится со мной и поговорить. Это был очень теплый прием, - поделился впечатлениями турист.

Путешествия для него – неотъемлемая и очень важная часть жизни. И пока он не обременен семьей, ему хочется увидеть как можно больше в этом мире, покорить новые вершины, преодолеть десятки новых маршрутов.

Путешествия, по его словам, вызывают большую зависимость. Попробовав один раз, ты уже не можешь остановится, зная, какие ощущения и впечатления ты от этого получишь. Ты уже не хочешь сидеть в четырех стенах, когда в мире столько интересных мест.

- Это можно сравнить с тем, как студент устраивается на работу после учебы и получает, к примеру, 100 тысяч тенге. Ему это кажется круто, он рад. Но со временем понимает, что ему хотелось бы зарабатывать больше. Также и у меня, только в путешествиях, - признался Темирхан.

Покоряя очередную вершину, он чувствует себя победителем. Но со временем хочется ставить новые рекорды и преодолевать еще более сложные маршруты.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!