Максим Споткай: Референдум-2022 ознаменовал собой начало нового этапа в развитии Казахстана.
Сегодня в Казахстане отмечают День Конституции. Больше двух лет назад в стране состоялся Республиканский референдум о внесении изменений и дополнений в Основной закон РК, по результатам которого Глава государства публично подписал ряд законов. Какое значение имеет конституционная реформа для развития Казахстана? Мнением с корреспондентом ИА El.kz поделился руководитель аппарата Сената Парламента РК Максим Споткай.
Максим Александрович, на Ваш взгляд, насколько важно, что поправки в Конституцию РК были внесены по результатам всенародного голосования?
День Конституции – один из важнейших праздников для нашей страны. Основной закон — это правовой фундамент Справедливого Казахстана. Невозможно построить справедливое общество без уважения к Конституции и без диктатуры закона. Основной закон был принят на историческом референдуме 1995 года. В 2022 году в текст были внесены важные изменения, носящие стратегический характер для развития нашей страны. Новые нормы были также поддержаны абсолютным большинством на республиканском референдуме. Важно подчеркнуть, что поправки вносились именно через общенациональное голосование. С одной стороны, это подчёркивает их историческую значимость. С другой - формирует в обществе культуру подлинного участия граждан в процессе принятия важнейших для страны решений.
Какие процессы были запущены в Казахстане после проведённого референдума?
Конституция, как и другие законы, может и должна изменяться, корректироваться, чтобы соответствовать духу и требованиям времени. В 1995 году мы жили совсем в другом обществе. За эти годы поменялась наша страна, изменился менталитет людей, фактически, был подвергнут изменениям и общественный договор. В рамках реформ Президента страны мы начали комплексное реформирование всех сфер жизни. И логично, что Основной закон должен был соответствовать тем изменениям, которые происходят в Казахстане.
При этом ещё раз подчеркну, поправки были внесены именно через общенациональный референдум. Наши граждане сделали свой выбор в пользу более справедливой экономики, в пользу политической конкуренции и других кардинальных изменений во всех сферах. Это был выбор нашего народа. Выбор в пользу прочного правового фундамента Справедливого Казахстана.
Референдум позволил сформировать более сбалансированную систему разделения ветвей властей, предотвратить чрезмерную концентрацию и монополизацию власти. Усилилась роль представительной власти в Казахстане. Делегирование дополнительных полномочий Парламенту и маслихатам поспособствовало повышению их роли. Изменения были также направлены на укрепление гарантий прав и свобод человека, расширение возможностей гражданского участия в политической жизни. Референдум 5 июня 2022 года стал поворотным моментом в политической истории Казахстана, ознаменовав собой начало нового этапа в развитии страны.
Как Вы думаете, о чём говорит решение Президента, связанное с проведением июньского референдума 2022 года?
Это свидетельство твёрдой решимости Главы государства об усилении роли гражданского общества в жизни страны и расширении реальных возможностей для граждан участвовать в принятии ключевых государственных решений. Об этом Президент страны говорил в своей предвыборной Программе. И референдум стал конкретным показателем её реализации. Ушло время кулуарных решений. На место этим процессам в общественную жизнь внедряются принципы большей открытости. Казахстанцы получили возможность самим выбрать дальнейший путь развития, и они это сделали.
Конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев. Какие Вы видите изменения?
Во-первых, после референдума состоялся окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике. К примеру, на период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии. Близкие родственники Президента РК не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Кроме того, отныне Президенты Казахстана будут избираться лишь на один срок.
Все изменения, внесённые в Основной закон страны можно разделить на несколько ключевых направлений:
- Переход от суперпрезидентской модели к президентской республике.
- Перераспределение ряда властных полномочий.
- Изменение роли и статуса Парламента.
- Расширение участия населения в управлении страной.
- Усиление механизмов защиты прав граждан.
- Выстраивание более справедливой системы социальных отношений и реализация права граждан на доход от продажи недр.
Но хочу ещё раз подчеркнуть, все это носило действительно исторический характер и эффект от этих норм мы видим уже сейчас, думаю, что он носит долгосрочный характер для нашей политической системы.
Усилилась ли за последнее время роль Парламента?
Конституционная реформа действительно привела к существенным изменениям в роли и статусе Парламента. Усиление роли Парламента и ведение должности Председателя маслихата, усиление маслихатов также указывают на усиление представительной функции местных органов власти и сокращение излишней централизации в принятии решений.
А как изменилась избирательная система Казахстана?
Избирательная система претерпела ряд существенных изменений после Референдума 2022 года. Президент теперь назначает 10 депутатов Сената вместо 15, из которых 5 назначаются по предложению Ассамблеи народа Казахстана. Это изменение предоставляет больше возможностей для парламентской представленности различных этнических групп в Сенате и их интересов, что способствует большей политической инклюзивности.
Количество депутатов Мажилиса сокращается с 107 до 98. Это изменение направлено на оптимизацию состава нижней палаты Парламента и может способствовать более эффективной работе законодательного органа.
Депутаты Мажилиса теперь избираются по смешанной системе: часть по пропорциональному представительству в едином общенациональном округе и часть по одномандатным территориальным округам. Эта система сочетает в себе элементы пропорционального и мажоритарного представительства, что может привести к более справедливому отражению интересов различных групп населения и усилению конкуренции между кандидатами.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы теперь назначаются Президентом на конкурентной основе — из числа двух и более кандидатур, предложенных местными маслихатами, и требуют согласия всех депутатов маслихатов региона.
Какие меры приняты для усиления прав казахстанцев?
Внесённые в Конституцию изменения в сфере правозащиты имеют большое значение для укрепления прав и свобод наших граждан. Создание Конституционного Суда, который рассматривает обращения граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод, представляет собой важный шаг в усилении защиты прав граждан. Теперь каждый гражданин, который считает, что нормативные правовые акты (законы, постановления, приказы и др.) нарушают его конституционные права, может обратиться за защитой в Конституционный Суд. Это значительно расширяет доступ граждан к правосудию и повышает уровень защиты их прав.
Запрещение смертной казни укрепляет права человека и подчеркивает приверженность страны международным стандартам правозащиты. Это изменение обеспечивает более гуманное отношение к человеку в правосудии.
Также в поправках особую роль заняло укрепление и придание конституционного статуса институту Уполномоченного по правам человека. Ему были предоставлены конституционные гарантии и иммунитет, а также право обращения в Конституционный Суд.
Заметили ли Вы после референдума активность казахстанцев в вопросах управления государством?
С момента проведения референдума прошло 2 года. Спустя время можно заметить, как по-новому выстраиваются взаимоотношения между гражданами и властью. Казахстанцы больше и активнее участвуют в политической и общественной жизнь страны. Появились новые партии. Активно проходят выборы на разных уровнях. Мы свидетели реально возрастающей политической конкуренции.
После поправок в Конституцию депутаты Мажилиса избираются по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. На последних парламентских выборах казахстанцы впервые за долгое время голосовали за конкретных кандидатов. У избирателей появилась возможность отзыва мандата для депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу за неисполнение предвыборных программ.
Активное вовлечение граждан в процесс принятия государственных решений является одним из ключевых залогов демократизации. Общественные обсуждения всех стратегических документов с участием экспертов, НПО и СМИ стали неотъемлемыми процессами нашей политической жизни.
Читайте также: