Культурное пространство тюрков на территории долины реки Чу
Тюркское святилища Жайсан и Мерке в качестве уникальных памятников представлены в списке культурного наследия, расположенного на территории Республики Казахстан.
Понятие «культурный ландшафт», состояние из слов «культура» и «ландшафт», составляющих саму дефиницию, отражает исторически сложившуюся на территории казахской степи модель освоения пространства человеком. Культурный ландшафт – это определенная территория, на которой расположены различные типы памятников: городища, поселения, могильники, культовые сооружения с каменными изваяниями, стелами, иероглифами, алтарями, тамгами, рунической письменностью и мн.др., соподчиненных друг другу по своему историческому содержанию.
Культурный ландшафт казахской степи наилучшим образом отражает историческую сущность наследия, развитие, формирование и преемственность которой длилось на этой земле на протяжении многих тысячелетий. По фактам локализации и концентрации уникальных памятников древней и средневековой культуры на территории определенных, благоприятных микрорайонов нельзя не заметить что разумное, сбалансированное отношение к окружающей среде обитания веками присутствовало в сознании и бытии кочевника. Следовательно, усилия по сохранению исторического наследия на казахской земле необходимо направить на последовательное комплексное сохранение и развитие культурного ландшафта.
Наиболее перспективным направлением в области сохранения как ландшафтов, так и памятников культуры станет создание национальных природно-исторических парков. Перспективность создания национального природного и этнокультурного парка заключена в самом содержании наследия, занимающего наиболее привлекательные участки степного, предгорного и горного ландшафта. Ускорение процессов индустриализации, негативно влияющих на экологическую ситуацию, и в целом, интенсивное ухудшение состояния окружающей среды, заставляет пристальнее отнестись к микрорайонам с первозданным обликом природы. В условиях усиления тенденции технократизации современного общества, национальные парки будут способствовать решению двух глобальных задач. С одной стороны, будет уделено большое внимание природному фактору. С другой, охранные мероприятия в области экологии будут проводиться в едином контексте с сохранением уникальных рукотворных памятников древней и средневековой культуры, т.е. культурных ландшафтов. Наряду с решением двух главных задач по сохранению природы и культурного наследия, в пределах национальных парков, возможно проведение работ по пропаганде, популяризации и демонстрации уникального наследия методами организации широкой сети туристских маршрутов. Развитие туризма подразумевает использование культурных ландшафтов для проведения открытых лекций по историческому краевелению с участием преподавателей истории, географии, студентов и школьников. Экологический и другие виды туризма к местам локализации достопримечательных памятников природы и истории, займут свое достойное место и могут стать одним из факторов, которые будут способствовать сохранению наследия посредством использования средств вырученных от этого вида деятельности.
Мировой опыт многих стран Азии, Америки и Европы показывает, что статус национального парка «в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов позволяет их использование в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях». Статус национальных парков позволяет его зонирование на определенные территории, которые могут состоять из заповедных земель, где запрещается любого вида деятельность; территорий, предзначенных для осмотра природных и культурных достопримечательностей и участков, на которых возможно проведение хозяйственной деятельности.
Культурологические работы по изучению феномена кочевой культуры в пределах национального Мерке необходимо производить, изучая реалии современной жизни номадов, до сих пор сохранивших основные приоритеты кочевого быта. Национальный парк, в пределах которого найдут свое место и цивилизованные формы различных видов туризма, послужит стимулом для сохранения и дальнейшего развития, традиционных образцов этнической культуры современных кочевников, реальность которой действительно существует.
На протяжении двадцати лет, в процессе исследования тюркских памятников святилища Мерке, мы сотрудничаем с чабанами. Летом археологическая экспедиция Института археологии им. А.Х. Маргулана почти одновременно с чабанами, поднимается на высокогорные жайлау северо-западных склонов Киргизского Алатау. В наши дни на территории Меркенского района только акционерное общество «Аккермен», сохранило поголовье племенного скота и по-прежнему выпасают скот на жайляу верховий реки Мерке.
Жизнь современных чабанов на жайляу, также как и две тысячи лет назад, пронизана естеством повседневного быта со всеми характерными чертами уклада кочевой жизни. Юрты занимают пространства на берегах горных речек и ручьев, родников, стада, как и прежде, пасутся на альпийских лугах. В деталях оформления убранства казахской юрты сохранены все характерные черты прикладного искусства тюркских номадов. Традиционная пища, бешбармак и куырдак, как правило, готовят в казанах, тут же идет заготовка молочных продуктов: масла, курта, иримшика. Летние месяцы на жайляу, наполненные повседневным трудом, не исключают и отдыха, который вписан в естественный круговорот жизни кочевника. Традиционный кокпар здесь проводится в соответствии с установленными в среде чабанов обычаями и согласно графику очередности проведения этого вида народных соревнований. На плато Сандык, вот уже на протяжении тысячелетий чабаны живут в среде обитания, по-прежнему сохранившей приоритеты кочевого образа жизни, а в традиционном укладе сохранились черты самобытности и культурной преемственности. Здесь нет необходимости воссоздавать искусственные образцы культуры номадов. Очарование национального природно-исторического парка Мерке состоит в сочетании среды обитания и культуры кочевников, все еще сохраняющей свой естественный облик.
В рамках национального парка описываемая модель жизни современных чабанов, сохранивших все черты и реалии этнической культуры казахов, получит новый импульс. В пределах разветвленной сети различных программ и задач национального парка, основу каждого направления составят усилия в области сохранения и изучения естественной культурной среды в рамках экологической ниши, на протяжении тысячелетий способствовавшей формированию и развитию культурного феномена тюркских кочевников.
Заповедные, достопримечательные места с элитными тюркскими культовыми мемориалами, памятниками наскального искусства станут служить в качестве научных лабораторий, в просветительных целях и как объекты туризма. В современном мире, с утверждением позиций Казахстана на мировой арене, в условиях интенсификации информационных технологий, позволяющих стремительному распространению любого вида знаний средствами Интернет, интерес к памятникам истории, расположенным на территории республики чрезвычайно возрос. В условиях урбанизации современного общества культурные ландшафты казахской степи привлекают внимание огромного количества людей, занимающихся различными видами деятельности. Исследователи из Японии, Турции, Европы и Америки, посетившие тюркские памятники обоих святилищ заинтересованы в совместном изучении культуры кочевников. По мнению музееведа Е. Шуберт из города Дюссельдорф (Германия) территория локализации памятников может стать излюбленным местом отдыха для туристов из европейских стран. К. Свендсеид, молодоц специалист из Америки, приезжала специально для того, чтобы ознакомиться с памятниками монументального искусства и впоследствии использовала материалы святилища Мерке в своей диссертации. Профессор университета Мимар Синан, из г. Стамбул, специалист в области этнополитической истории тюркских племен, А. Ташагыл был удивлен сохранностью культовых памятников святилища Жайсан и выразил мнение о необходимости продолжения работ по комплексному изучению и сохранению тюркского наследия. В числе специалистов, заинтересованных в изучении наследия кочевников средневековья, и профессор Т. Хаяши из Токио, также посетивший памятники святилища Жайсан.
Традиционная практика сооружения тюркскими кочевниками средневековья, культовых храмов со статуями своих предков зафиксирована на всем пространстве Евразии. По данным исследователя Е. Плетневой, на территории южнорусских степей найдено и изучено 1300 каменных изваяний. По статистике Т. Хаяши, приведенной в одной из недавних работ, на территории Монголии изучено более 330 статуй, на Алтае – 256, Туве – 100, в Хакасии – 5, в Восточном Туркестане – 182, в Кыргызстане – 100, в Узбекистан – 20, в Туркмении – 2, в Таджикистане – 1 и более 400 в Казахстане. Список по тюркским изваяниям казахских степей надо дополнить материалами святилищ Мерке и Жайсан, на которых до современности сохранились около 100 скульптур. Многочисленные, культовые мемориалы тюркских племен, открытие и изучение которых продолжается и в наши дни, являются памятниками мирового значения.
Приведенная выше статистика о сохранившихся и попавших в поле зрения ученых тюркских каменных изваяниях говорит о широко распространенном в тюркской среде культурном феномене. Исследования показали, что мемориалы со статуями непременно сопровождались памятниками наскального искусства, рунической письменностью, тамгами и алтарями. Воссоздание картины мироздания тюркских кочевников наиболее перспективно с точки зрения комплексного изучения названных памятников, в пределах национальных природно-исторических парков на базе святилищ Мерке и Жайсан.
До современности, российские и украинские ученые открывают и изучают большое количество мемориальных памятников с тюркскими изваяниями, в степях Азова, Дона и Днепра. В Центральной Азии ареал распространения статуарного образа тюрков достигает самых восточных окраин Монголии. В Венгрии, в небольшом городке Карцаг, на древнем кургане воздвигнут мемориал с изваяниями в честь семи тюркских племен, пришедших в степи на Дунае в XIII веке. Неизгладимый след культура кочевников оставила на Северном Кавказе, на территории Малой Азии. Этнокультурная связь современных казахских родов аккойлы и каракойлы, проживающих компактно на землях Меркенского, Луговского, Шуского районов, с племенами, впоследствии возглавивших империю Аккойлы в Азербайджане и Каракойлы в Сельджукской империи на территории современной Турции, не вызывает сомнения.
Процесс политогенеза, культуро и этногенеза многих тюркских народов современной Европы и Азии прошел и преодолел в своем историческом развитии множество форм и видов адаптации. Но в каждом регионе, в разные эпохи, в силу различных причин основным фактором и условием жизни тюркских кочевников являлась его родная среда обитания – Великая Степь. Кочевники, оказывавшиеся в других регионах, стремились заселить равнинные, пастбищные земли, удобные для ведения скотоводства. В средневековых источниках есть описания, подтверждающие сказанное. К примеру, Ибн-Баттуга записал слова, сказанные царевичем Изз-эд-дином в Константинополе, византийскому императору: «Мы – турки, и не можем жить постоянно в городе. Определи нам где-нибудь на стороне земли. Тоскует и султан; в нем живет кочевник, ему не сидится на месте: из Коньи он часто передвигается в Кайсери, а на зиму уходит к Средиземному морю – в Анталью». В. Гордлевский пишет, что «еще в конце XIX в деревни и города, расположенные на побережье Средиземного моря, летом вымирали, жители забирали скот и поднимались на яйлы, ища там прохлады от душного зноя».
Каган Западнотюркского каганата Истеми, овладевший многими странами, на своей родине встречал и иноземных послов в городе Тараз. Тон ябгу кагану история культуры обязана и первым официальным документом, регламентирующим запрет на убийство оленей. По указанию кагана олени были пересчитаны, и на шее каждого висел колокольчик, а за намеренное и ненамеренное убийство оленя полагалась смертная казнь.
Прежде чем перейти к изложению вопросов истории культуры тюркских племен, населявших просторы в районе локализации будущего национального парка, в долине реки Чу, считаем необходимым напомнить, что основу цели создания национального парка составляет идея созидания, выработанная на протяжении многолетней научной практики в области изучения и сохранения археологической и этнической культуры тюркских народов Казахстана и Евразии. Степной, культурный ландшафт с великолепным наследием тюркских кочевников свтятилищ Жайсан и Мерке займет свое достойное место в Мировом природном и культурном наследии, и будет служить «... для пользования и на радость народа во все времена».
Сохранение тюркского культурного наследия долины реки Чу является важной частью комплексных работ археологической экспедиции. В процессе археологического изучения одновременно ведутся работы по воссозданию первоначального облика памятника. Этапы научных изысканий, начиная с поиска памятников, их открытия, проведение археологических раскопок и реконструкция с целью воссоздания первоначального облика культового мемориала фиксируются документально на фото и графических иллюстрациях.
После научной документации и фиксации раскопанных объектов памятник восстанавливается. Реставрацию изваяний, очистку скульптур от лишайников на протяжении ряда лет проводили специалисты бывшего Института памятников материальной культуры Министерства культуры и информации Л.Ф. Чарлина и В.Н. Чарлин. Вновь открытие мемориалы документируются, проходят регистрацию в районных и областных ведомствах, с последующей рекомендацией в республиканские органы по сохранению культурного наследия. Совместными усилиями инспекторов по охране наследия и Жамбылской областной Дирекцией по охране памятников проводится работа по регистрации памятников и установлению границ охранной территории. В период полевого сезона 2005 г. на памятниках святилища Жайсан были установлены охранные доски с соответствующими надписями.
Важной задачей сохранения наследия является работа в направлении по пропаганде исторического наследия среди населения, живущего в районе локализации памятников. В тесном сотрудничестве с акимом Шуского района Б.Ж. Карашолаковым, заместителем акима Д.К. Усембаевой, проводится работа по информированию населения о исторической значимости наследия. Со специалистами отдела народного образования Г. Карибайкызы и А. Калымбаевой начаты работы с преподавателями истории и учащимися средних школ по историческому краеведению. Надо отметить, что опыт сотрудничества с Б.Ж. Карашолаковым, в области сохранения культурного наследия, в период его работы в Меркенском районе был также продуктивным. Учащиеся и преподаватели средних школ, студенты вузов г. Тараз проявляют неподдельный интерес к истории края, тюркской истории и мы надеемся, что в самом обозримом будущем, именно они станут специалистами и патриотами, которым небезразлична судьба любимой отчизны. Поколение, выросшее на знании исторических корней, гордится своей страной, оно жизнеспособно и целеустремленно. Такое поколение способно решать большие задачи, стоящие перед родиной, в числе которых и вопросы по дальнейшему развитию государственной программы в области последовательного изучения и сохранения наследия для будущего поколения.