Кто же мы такие — казахстанцы?
Политическая система каждого уважающего себя государства не может существовать без четкой и верной модели межэтнических отношений. Пожалуй, это один из самых главных и важных факторов в политико-социальном устройстве страны. Казахстан, ставший независимым государством, представляет собой уникальную территорию, где живет и трудится полиэтническое общество. Формирование государственной политики общественного согласия и общенационального единства происходило по своему – особому – пути, не похожему ни на одну из существующих моделей межэтнических отношений мира.
Модель межэтнических отношений строилась по особому принципу, учитывая характерные особенности казахстанского общества. Как известно, более 100 этносов в результате различных исторических процессов проживают на казахской земле. Все они говорят на двух языках – казахском и русском – и имеют различные вероисповедания.
Главной чертой и одновременно трудностью для построения казахстанской модели межэтнических отношений были интеграция и консолидация общественных особенностей.
Модель межэтнического согласия Первого Президента строится на пяти принципах. Первый – этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие является нашим бесценным богатством. Второй – наше государство целенаправленно создает все условия для развития культуры и языков этносов Казахстана. Третий – важнейшими ценностями нашей нации стали толерантность и ответственность. Четвертый – консолидирующая роль казахского этноса. Пятый – единство народа Казахстана. Они были выработаны и апробированы практикой национальной политики в Казахстане и изложены в такой формулировке и последовательности на XIV-й сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Необходимо сказать, что глава государства, описывая модель межэтнического согласия, прежде всего, основывался на таких важных факторах, как забота о традициях, языках, культуре, сохранение национальной истории, а также единство и патриотизм.
Модель межэтнической толерантности и общественного согласия сегодня представляется всему миру как казахстанское ноу-хау. Исключительные особенности этой модели нашли отражение в многочисленных трудах Президента Республики Казахстан.
Сам Президент неоднократно подчеркивал: «...раз и навсегда национальные проблемы решаются только в тоталитарных обществах. «Решаются» так, что потом разносят в осколки целые континенты, не то что государства». Именно поэтому Назарбаев постоянно призывает к тому, чтобы вопросы укрепления мира и согласия находились в центре внимания руководителей всех уровней – от предприятий и компаний до акимов и министров. Что касается докладов Президента на ежегодных сессиях Ассамблеи народа Казахстана, то они представляют собой фундаментальный анализ текущей ситуации, внешних и внутренних факторов развития страны. В них подводятся итоги и определяются основные задачи в области развития межэтнических отношений, формулируются стратегические идеи, способствующие реальному достижению согласия и толерантности среди народов.
В стране был реализован важнейший проект под названием «История межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Казахстан, включая историю наиболее крупных этносов» в рамках государственной научной программы «Народ в потоке истории». Авторские исследования специалистов, изложение истории, традиций и обычаев каждого из многочисленных этносов, проживающих в Казахстане, позволили чрезвычайно глубоко понять все чаяния, достижения, радости и трудные моменты того или иного народа. У каждого из них своя личная история. Меж тем, все этносы на сегодняшний день, представляющие единую нацию под названием казахстанцы, имеют общие цели, общие приоритеты, общий курс на совместное светлое будущее.
Вопрос идентификации и самоидентификации членов каждого из этносов нелегок. Он в основном касается людей, рожденных в Советском Союзе, а затем столкнувшихся с реалиями независимого государства. Они должны были искоренить привычное отождествление себя с «советским народом». Молодое же поколение, рожденное уже в постсоветский период, столкнулось с необходимостью четкого определения ориентиров воспитания и социализации в части его идентификации. Поэтому необходимо было определить ориентиры идентификации казахстанцев. В программном документе «Казахстан-2030» президент Н. А. Назарбаев подчеркивал: «Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Кто же мы такие – казахстанцы? Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации».
Принимая полиэтнический состав населения страны как объективную, исторически сложившуюся реальность, Президент Казахстана с самого начала признавал совершенно очевидным, что существует только один вариант для реализации общенациональных интересов – обеспечение равенства всех народов при интегрирующей роли казахского народа. «Любой другой, – указывал он в 1993 году, – чреват губительными конфликтами, остановкой демократических реформ». Важнейшей идеологической задачей с этой точки зрения признавалось обеспечение межэтнического взаимопонимания и общественного согласия.
Национальная политика ставила цель – сформировать в стране единый народ, состоящий из людей различного этнического происхождения. Н. А. Назарбаев отмечал: «Казахстан – это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны».
Общенациональное единство страны зиждется, главным образом, на таких специфических особенностях казахского кочевого общества, как открытость, доверчивость, гостеприимство, сострадание, дружелюбие. Этнокультурная подвижность на Евразийском пространстве выработала у казахов толерантность к другим ценностям и верованиям. Ярким примером этому может послужить встреча казахами депортированных народов. История человечества нередко сталкивалась с депортацией, нередко к депортированным людям в чуждых для них местах относились как к чужеродным элементам, чужим, не своим. Что нельзя сказать о Казахстане, обогревшем физически и морально всех прибывших на исконно казахские земли. Более того, депортированные обрели в Казахстане свою Родину.
Новым теоретико-методологическим подходом в разработке национальной идеи является позиция главы государства, лидера нации Н. А. Назарбаева, нашедшая свое отражение в патриотическом акте «Мәнгілік Ел». Патриотизм — понятие и явление общечеловеческое, универсальное и конкретно-историческое. Казахстан, который за два с половиной десятка лет после распада Союза осуществил переход к независимости, к рыночным отношениям, демократии и вместе со всем миром столкнулся с глобализацией, встал перед проблемой формирования нового казахстанского патриотизма. «Мәнгілік Ел» — это патриотизм в глобализирующемся мире. Диалектика противоречия этих двух категорий заключается в парадоксе — чем больше патриотизма, тем ближе к глобализации. Так как чем больше человек патриот, тем меньше он боится утратить самобытность, тем увереннее он интегрируется, тем больше он открыт глобализации.
Анализируя мировой опыт функционирования государств с полиэтническим составом населения, глава государства отметил, что существует несколько вариантов решения национального вопроса в них. Первый касается политики «выдавливания» инонационального населения. Этот метод никогда не использовался в практике казахского народа. Он чреват опасностью конфронтации, способной повлечь за собой серьезные социальные взрывы и многочисленные жертвы. Второй — это игнорирование национального вопроса, самоустранение государства от его разрешения. Третий же вариант заключается в активном участии государства в решении национальных проблем, поиск точек соприкосновения, компромиссов, консенсуса интересов разных этнических групп. Именно третий путь, полагал Н. А. Назарбаев, является единственно приемлемым для казахстанской практики. Главным принципом этого пути является поиск объединяющих начал и механизмов консолидации народов Казахстана.
Важнейшими условиями реализации политики межэтнического согласия являются независимость государства и успех реформ, улучшение качества жизни всех казахстанцев. Все это вместе взятое обусловило и отношение к истории как к науке, которая должна помочь понять истинные корни единства народов. Дружба народов, как справедливо отмечает Н. А. Назарбаев, не создается «партийными директивами». Она формируется десятилетиями, в результате совместной трудовой деятельности, преодоления общих трудностей, невзгод и лишений, силами многих поколений казахстанцев.
Говоря об истории полиэтничности, мы не можем обойти вниманием происходящие в обществе социальные, культурные, политические процессы. Именно эта грань истории страны позволяет раскрыть роли личности в истории, влияние политических систем на судьбы народа, место и значение этносов в укреплении и развитии государств современного типа.
Народ Казахстана являет собой исходную категорию основного закона страны — Конституции. Этот официальный документ начинается именно со слов «народ Казахстана», с них же начинается конституционный закон «О государственной независимости РК».
Достижения Республики Казахстан за годы независимости в экономике дают возможность сегодня выйти на уровень форсированной инновационной индустриализации. В политике это уровень решения задач реальной многопартийности. В социальной сфере ставятся цели ускоренной социальной модернизации. Преобразования в культуре выводят ее на задачи формирования интеллектуальной, конкурентоспособной нации. Но все эти достижения есть результат деятельности конкретных людей, представляющих собой единый народ Казахстана.
По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А.К. Садвокасовой «Межэтнические отношения в Республике Казахстан: методологические подходы исследования, история и современность»
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com.