Колледжам Казахстана предоставят академическую свободу
С нового учебного года колледжам страны предоставлена академическая свобода, передает ИА El.kz со ссылкой на Telegram Министра просвещения РК Асхата Аймагамбетова.
«С третьей попытки нам удалось убедить заинтересованные стороны в необходимости данного решения. Кстати, ранее мы уже внедряли аналогичное изменение в сфере высшего образования, и теперь уже можно с уверенностью сказать, что это решение было правильным», - написал он.
Глава ведомства разъяснил, что значит академическая свобода.
«Раньше, при разработке учебных планов и программ, колледжи были привязаны к общим типовым учебным планам и программам. Допускалось изменение их содержания только до 50%. Также сетка учебного плана зависела от сроков обучения, а взаимодействие с работодателями зачастую было формальным и заключалось в проведении профессиональных практик и присутствии их в составе государственных аттестационных комиссий. Работодатели, которые в дальнейшем принимали выпускников на работу, не имели полноценной возможности совместно с колледжами разрабатывать образовательные программы и практические занятия, которые будут соответствовать их запросам при приеме на работу», - отметил министр.
Он уверен, что предоставленная колледжам академическая свобода кардинально изменит такую ситуацию.
«Во-первых, благодаря новым правилам, работодатели будут принимать непосредственное участие в разработке и экспертизе образовательных программ. То есть, колледжи могут формировать учебные планы и программы не по общему утвержденному стандарту, а в зависимости от запросов рынка труда, профессионального стандарта, региональных особенностей и т.д.
Во-вторых, колледжам предоставлено право определять сроки обучения. Если раньше продолжительность обучения варьировалась от двух до четырех лет и была четко фиксированной, то теперь это будет зависеть от специфики профессии и результатов обучения. Наконец, мы обеспечиваем принцип студентоцентричности в колледжах», - написал глава министерства.
По его мнению, у студентов расширяется возможность выбора специализации по интересам.
«Мы считаем, что разработка образовательных программ с привлечением самих же стейкхолдеров значительно повысит их удовлетворенность качеством образования в колледжах», - отметил Аймагамбетов.
Он также рассказал, каким будет алгоритм разработки образовательных программ колледжей совместно с работодателями.
«Каждый колледж теперь вправе полностью обновлять и составлять учебные программы и планы в зависимости от требований рынка труда и работодателей, готовить востребованных специалистов посредством самостоятельного определения технологий обучения, форм организации и контроля учебного процесса, вводить в содержание образовательных программ модули. Это дает возможность студентам играть активную роль в принятии решений о том, что они изучают, приобрести широкие компетенции и соответствовать потребностям рынка труда и общества, что также будет способствовать большей мотивации и вовлеченности», - заключил министр.