Когда парковка - роскошь
Если члены правительства, их замы и советники перед началом рабочего дня будут оставлять машины не перед подъездами своих Министерств, а возле ЖК «Нурсая» или «Новый мир», то, возможно, проблема с парковками в административном центре столицы когда-нибудь решится. По крайней мере, на нее обратят внимание.
Каждое утро сотрудники Дома министерств и ближайших бизнес-центров начинают с одного и того же квеста: встать как можно раньше, чтобы успеть проскочить на работу до пробок и «застолбить» место. Лучше всего это получается сделать, если в 8.30 ты уже заезжаешь на первую или вторую Нурсаю и глазами хищника ищешь пустоты в автомобильных рядах. Еще минут 10-15 уходит на саму парковку и ожидание зеленого сигнала светофора, который для пешеходов на пересечении улиц Мәңгілік ел – Кунаева включается по особому расписанию. При таком раскладе, только 20-25 перед началом рабочего дня человек должен затратить на эти маневры.
В полдень придомовые территории жилых комплексов по улицам Туркестан, Достык, Орынбор и бульвара Нуржол так загружены, что международные консультанты из Pricewaterhouse Coopers в результате анализа сделали следующее заключение: ни в одном развитом мегаполисе мира так не игнорируют существующие правила парковки, как в Астане.
Месяц назад на бульваре Нуржол в тестовом режиме был запущен первый этап проекта «Управление парковочным пространством Астаны». При этом на специально созданном сайте http://www.astra-park.com/ есть карта свободных парковочных мест с информацией о способах оплаты, льготах, штрафах и т.д.
Исследования PWC показали, что в течение дня на этой территории паркуются в среднем 600 автомобилей, из которых 238 нарушают правила парковки. Каждый второй водитель оставлял свое транспортное средство в неположенном месте. Также, согласно исследованиям, 80% автолюбителей оставляют свои машины на бульваре Нуржол на 8–9 часов, уходя на работу.
Одним словом, около 380 машин целый день просто простаивают, занимая место на уличной парковке. С другой стороны, каждый час парковки стоит 100 тенге, получается, что в среднем одно парковочное место за рабочий день приносит доход в 800-900 тенге. При этом за 380 оставленных на день автомобилей акимат может заработать около 350 тысяч тенге. Вместе с тем, нежелающие платить вынуждены перекрывать въезды во дворы, заезжать на детские площадки и газоны. Все это снижает общий уровень городского комфорта.
На этом фоне акимат пытается популяризировать общественный транспорт, который в Астане представлен только автобусами. Однако пока все плюшки в виде выделенных полос, транспортных карт AstraPlat с бесплатной пересадкой в течение часа, односторонних улиц, пригородного сообщения и мобильного приложения AstraBus не стимулируют людей использовать хоть и новые, но в час пик всегда забитые автобусы, где водители не включают кондиционеры, а кондукторы не дают проездные билеты.
Более того, ежегодно количество зарегистрированных автомобилей в Астане растет на 6-8 процентов и их число уже перевалило за 350 тысяч. Помимо этого, каждый день в город въезжает и выезжает свыше 65 тысяч авто, а число незарегистрированного транспорта – 30-35 тысяч. Все это ведет к тому, что дефицит парковочных мест будет увеличиваться, а решений этой проблемы пока нет.