Лента новостей

Кибербезопасность - казахстанка вычислила мошенника по фальшивому фото

Кибербезопасность - казахстанка вычислила мошенника по фальшивому фото
Фото: El.kz 27.03.2023 15:16 5856

Интеренет, цифровизация услуг, электронные платежи, криптовалюта – все это значительно упростило жизнь многих казахстанцев. В наши дни можно совершать покупки и производить оплату не выходя из дома. Это очень удобно и выгодно. Однако, широкие возможности открываются не только для простых пользователей, но и для преступников. Сегодня правонарушителям совсем не обязательно проникать в чужой дом и даже видеться с человеком, чтобы похитить его деньги или ценную информацию. Более того, преступник и жертва зачастую находятся в тысячах километров друг от друга. Потерпевшие, как правило, добровольно предоставляют доступ к собственным счетам и информации. О том, как это происходит рассказывает корреспондент ИА El.kz.

По информации отдела по борьбе с кибербезопасностью Департамента полиции Алматы чаще всего казахстанцев обманывают на самых популярных интернет-платформах, к которым уже сформировалось доверие за многие годы. Это такие сайты и приложения как OLX.kz, Kolesa.kz, Krisha.kz, Market.kz, социальная сеть Instagram и Vkontakte.com. Онлайн-мошенники чаще всего используют для обмана граждан Казахстана такие платежные системы, как «Qiwi кошелек» и «KaspiGold».

Принято считать, что на уловки мошенников попадают в основном любители легких и больших денег. Но помимо финансовых пирамид, обещающих огромный пассивный доход, есть множество других схем, на которые попадают даже те, кто не гонится за большими деньгами.

Несколько месяцев назад казахстанка Ида Смирнова (фамилии и имена изменены) решила продать куртку на сайте OLX.kz, которую ранее заказала тоже через Интернет. Вечером девушка опубликовала объявление, а уже на следующий день нашелся так называемый «покупатель», который якобы проживает в другом городе. Чтобы получить товар «покупатель» предложил воспользоваться услугами СДЭК. Название логистической компании было знакомо Иде, поэтому никаких подозрений не вызвало.

«Покупатель попросил реквизиты моей банковской карты, чтобы отправить мне деньги за куртку. У меня на руках в тот момент плакал ребенок, возможно, поэтому до меня не сразу дошло, что для перевода средств на мою карту совсем не обязательно сообщать трехзначный код, который изображен на обратной стороне карты. Денег на этой карте было немного. Вероятно, это не устроило моего «покупателя», и он попросил реквизиты другой карты, объяснив это тем, что на первую карту оплата не проходит. Тогда я сообщила реквизиты банковской карты супруга. И только когда отправила все данные, поняла, что совершила ошибку. Но было уже поздно. С наших счетов сразу же были сняты все средства. А «покупатель» сначала сделал вид, что ничего не понимает, а после и вовсе перестал выходить на связь», - вспоминает Ида.

О произошедшем она сразу же заявила в полицию, хотя догадывалась, что вернуть деньги шансов практически нет. Всего злоумышленники похитили у семьи порядка 100 тысяч тенге. Спустя несколько месяцев расследования дело закрыли. Мошенников так и не нашли.

По словам начальника Отдела по борьбе с киберпреступностью Департамента полиции Алматы Игоря Пудовкина раскрытие и расследование интернет мошенничеств осложняются тем, что зачастую они носят трансграничный характер, то есть, потерпевший находится в одном регионе, преступник в другом. Используются разные банковские счета, пластиковые карты, абонентские номера оформленные на третьих лиц, обналичивание денежных средств производится через подставных лиц.

Стать жертвой мошенников можно не только при продаже, но и при покупке товара или услуг на тех же Интернет платформах. Продажа несуществующего товара (авто, жилья, смартфонов и прочего) в социальных сетях и приложениях OLX.KZ, Market.kz, Krisha.kz, Kolesa.kz по цене значительно ниже рыночной стоимости должны как минимум насторожить.  А если продавец просит внести предоплату, объясняя это тем, что товар уже заканчивается, или на него есть большой спрос, скорее всего, это уловки мошенников. После внесения предоплаты на «Qiwi» кошелек либо «Kaspi.kz» так называемый «продавец» блокирует обманутого покупателя во всех социальных сетях и в телефоне.

Желание сбросить лишний вес, как выяснилось, тоже может стать поводом для обмана. Маргарита рассказала о том, как ее супруг поверил рекламе в социальной сети В контакте с изображением фото незнакомки до и после похудения. Впечатленный результатами он решил приобрести меню для похудения за символическую плату. Он указал реквизиты карты и подписал соглашение, где очень мелким шрифтом было написано о возможном снятии денежных средств с карты в дальнейшем. Поэтому вместо того, чтобы избавиться от лишних килограммов мужчина избавился от совсем не лишних денег. Заявлять в полицию о произошедшем он не стал, так как собственноручно подписывал соглашение, да и не надеялся, что деньги можно вернуть.

«Чтобы не стать жертвой кибермошенников, нужно быть предельно осторожными при совершении онлайн платежей за товары или услуги. Ни в коем случае нельзя передавать данные и фото своей карты и документов, вводить данные карты на незнакомых сайтах, вносить задаток, не проверив надежность продавца, проходить по сомнительным ссылкам, в том числе и по тем, которые приходят в мессенджерах. Не стоит участвовать в сомнительных конкурсах, где обещают огромные выигрыши, инвестировать деньги в сомнительные проекты, где предлагают приобретать акции, драгоценные металлы, чтобы впоследствии получать огромные дивиденды. Перед тем, как вложить свои деньги куда-либо, необходимо внимательно изучить отзывы и комментарии в интернете. Вам могут позвонить с несуществующих абонентских номеров разных стран и рассказывать о преимуществах вложений в их фирму, например, QuestraWorld, AssetWorldManagement и прочие. Стоит помнить, что сотрудники банка никогда не будут спрашивать данные вашей карты, коды доступа, приходящих на мобильный телефон», - пояснил Игорь Пудовкин.

Большинство мошеннических схем уже давно известны и о них писали ни раз, однако, некоторые казахстанцы все же попадаются на уловки преступников в силу различных обстоятельств. К примеру, если мошенники звонят в тот момент, когда внимание человека сосредоточено на работе, детях, на дороге за рулем.

Зачастую нарушители представляются сотрудниками службы безопасности банков. Они сообщают по телефону о подозрительных транзациях и просят перевести деньги на «страховочный счет» либо просят назвать код, пришедший на телефон. Делать этого ни в коем случае нельзя. Иначе вернуть свои деньги потом вряд ли удастся.

Еще один вид мошенничества в социальной сети «Instagram» – это якобы «раскрутка» денег. За короткий срок, иногда буквально за несколько часов мошенники предлагают вернуть пользователям на карту в десятки, а то и в сотни раз больше, чем они должны внести.

Нередко преступники пользуются доверием одиноких людей. Создают аккаунты с чужими фото и именами в социальных сетях, знакомятся с одинокими людьми, привязывают их к себе большим количеством внимания, а потом под разными предлогами просят помочь деньгами.

Жительница Павлодарской области Раиса познакомилась с якобы «военным вдовцом из Канады» в социальной сети Facebook. Он рассказал ей душещипательную историю о том, как он любит своего сына и мечтает встретиться с ним.

«Чтобы проверить своего нового знакомого, я стала задавать уточняющие вопросы, некоторые подробности. Например, в какой части он служит. Ответы были либо размытыми, либо вовсе неверными. Я ввела в поиск его фото, которые, как оказалось принадлежат совсем другому человеку. Причем настоящий хозяин этих фото написал на своей странице о том, что его изображение используют мошенники и попросил сообщить ему лично о подобных фактах. Я стала ждать, когда возникнет финансовый вопрос. Долго ждать не пришлось. Уже на следующие сутки нашего общения мой новый знакомый из Канады сообщил, что я могу ему помочь встретиться с сыном, если переведу на карту определенную сумму денег и даже пообещал сразу после этого приехать с сыном ко мне в гости», - с улыбкой вспоминает Раиса.

На этом ее общение с «военным вдовцом» закончилось. Казахстанка даже поблагодарила мошенника за то, что благодаря ему, она узнала о существовании замечательного доктора, пластического хирурга, фото которого использовал злоумышленник. Раиса отметила, что действительно одинокие люди, которые не знают о том, как идентифицировать личность человека в Интернете, вполне могут довериться незнакомцу и по доброте душевной отдать свои кровно заработанные на якобы благое дело.

По информации сотрудников полиции граждан должны настораживать такие факты, как слишком низкая стоимость товара, сомнительные ссылки на незнакомые сайты, а иногда и сайты-двойники, аккаунты незнакомцев, где закрыты комментарии, а в подписчиках лица других государств – Пакистан, Индия и другие страны.

«Вычислить злоумышленников за пределами нашей страны довольно сложно. Они используют различное программное обеспечение (VPN сервисы, SIP сервисы, СМС активация) для того, чтобы скрыть свое истинное месторасположение. В последнее время появились технологии (особенно связанные с VolP), которые дают возможность пользователям передавать ложный идентификатор и представлять ложные имена и номера, которые используются в недобросовестных целях», - говорит Игорь Пудовкин.

Поэтому лучше тщательно проверить всю информацию, прежде чем отправить кому-то свои деньги или данные. И ни в коем случае не сообщать их никому по телефону, даже если на том конце провода представляются сотрудниками банка или полиции.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!