«Дети с ограниченными возможностями могут играть не только деревья и махать ветками у сцены» – руководитель образцовой театральной группы «Маска» Любовь Ермакова.
Руководитель театральной студии «Маска» в Экибастузе Любовь Ермакова рассказала о работе с детьми с ограниченными возможностями. Она ведет инклюзивную группу, где ребята занимаются вместе со здоровыми детьми. За год они поставили спектакль «Дюймовочка».
- Любовь Александровна, как пришла в голову мысль заниматься с детьми с ограниченными возможностями?
- Это была не моя личная инициатива. Как Вам известно, создание инклюзивных групп и классов проходит по всей республике. Тем самым мы поддерживаем политику государства. Когда мы объявили набор такой группы, родители с радостью стали приводить своих детей. Безусловно, работать с ними нелегко, но у этих деток я многому научилась.
Семь лет назад я тяжело заболела. В борьбе за жизнь перенесла серьезную операцию. Курс реабилитации был очень длительным и сложным. Помимо проблем со здоровьем, одолевал упадок сил и страх того, что болезнь вернется снова. Но вскоре набрала инклюзивную группу. В нее приходили заниматься как здоровые дети, так и ребята с ограниченными возможностями. У них были серьезные заболевания: проблемы с речью, памятью, пороки развития и другие неврологические диагнозы.
Они вселили в меня веру. Глядя на них, я понимала, что не одной мне тяжело. У некоторых детей врожденные патологии, у других приобретенные. Иногда на репетициях приходилось начинать все с самого начала, так как есть ребята, которые очень плохо запоминают. Тем не менее, мы сумели поставить «Дюймовочку» и даже выезжали с ней в область.
На одном из мероприятий я увидела спектакль, в котором дети с ограниченными возможностями были деревьями. На них одели мятые костюмы и дали в руки ветки. Меня это возмутило до глубины души. Нельзя так с ними! Они тоже могут играть! Разве это их удел, быть деревьями и просто махать ветками на сцене?!
Заниматься с такими детками, безусловно, очень сложно. Они плохо запоминают, мало кто из них может осилить роль со словами. Приходилось очень трудно. Занимаясь с инклюзивной группой, я увидела, как многие ребята раскрываются. Большинство из них в основном сидят дома, мало где бывают. Оттого они очень замкнутые и стеснительные. Такими они были и в моей группе по началу. Но со временем дети стали смелее выражать свои эмоции, проявлять чувства. Родители, видя это, с удовольствием продолжают их водить к нам.
Мюзикл "Брысь!!! или истории кота Филофея" 2013 г.
Глядя на их счастливые лица, на их упорство, с которым они преодолевают все трудности, чтобы играть в спектакле, как, вопреки своим недугам, они стараются изо всех сил хорошо сыграть, я поняла, что им намного труднее, чем мне. Они, не смотря ни на что, могут улыбаться, смеяться, они честные, искренние. И я с ними потихоньку поднялась. Я и родителям этих детей говорила: «Спасибо вам большое! Если бы не ваши дети, я не знаю, где была сейчас».
Возможно, я так бы и зациклилась на своей проблеме и ушла в себя. Потому что эти болячки засасывают, как трясина. А из них надо выпутываться, рвать их как паутину. И я пока рву, пока есть силы. В этом году мне исполнилось 58 лет. Работать уже сложнее. Но мне нравится то, чем я занимаюсь. За эти семь лет я много чего хорошего сделала, поставила немало спектаклей, которые оценили наши зрители.
- Сегодня мне посчастливилось побывать на премьере. Заметно, что она переделана на современный лад. Вы сами пишите тексты?
- За основу мы, конечно, взяли пьесу Филатова. Некоторые моменты переделывали вместе с ребятами. Мне не понравились слова «Мы посадим вас в бадью, кинем в море и адью». Я решила дать им жизнь.
Отрывок из спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Люди бывают разные, - рассказала Любовь Александровна о своей новой постановке по мотивам пьесы Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». – Все ошибаются. Обязательно надо дать шанс на исправление.
В День работника культуры при полном аншлаге состоялась премьера этого спектакля в образовательно-досуговом комплексе «Кайнар». Любовь Александровна делала постановку на эту пьесу еще пятнадцать лет назад.
- Я никогда не повторяюсь. Но меня очень просили, да и мне самой нравится это произведение. Поэтому и решила повторить. Хотя эта постановка значительно отличается от первой. Мы свели к минимуму все трагичные и грустные моменты. В последнее время я стараюсь грустные спектакли не ставить. В жизни и так достаточно грустных моментов. В прошлом году мы ставили «Русалочку». По сценарию она в конце превращается в пену. А мы ее пожалели. Она у нас в финале вышла замуж за принца.
- Вы учились на театральном?
- В театральном я отучилась три года назад в Аксу уже после болезни. До этого все делала исключительно интуитивно. Поступила лишь для того, чтобы знать правильно ли я все делаю. Оказалось – правильно! Проявилась тяга к театру у меня с самого детства. Лет с шести я начала ставить спектакли. Собирала детей, рисовала билетики по 5 копеек. Еще умудрялась себе на шоколадку заработать.
Но родители никогда не воспринимали мое увлечение всерьез. Хотя мама всегда пела. Отец играл на аккордеоне. Когда у нас дома собирались гости, я всегда выступала под занавес. В школе тоже я постоянно ставила мероприятия. Когда пришло время поступать, я пошла в педучилище. Тогда я понятия не имела, что есть театральное отделение. Но мое педагогическое образование дало мне очень хорошую базу.
Осваивая профессию педагога, я ходила на хор, на бальные танцы, всегда и везде была активной в творческой жизни. Во мне этого было не унять. Если был какой-нибудь конкурс самодеятельности, сценарии режиссировала всегда я и наша группа всегда была вне конкуренции. Хотя по жизни я человек очень скромный и остаюсь в тени. Потом меня взяли в ансамбль песни и пляски. Я освоила нотную грамоту. Писала свои песни.
Когда я впервые услышала классическую музыку, я была поражена. Я очень впечатлительный человек. Когда я слушаю музыку или читаю книгу, у меня сразу в голове возникают картинки.
В 25 лет я приехала в Экибастуз. Работала в дворовом клубе, в садике. И везде я ставила спектакли. Меня всегда к этому тянуло.
- С какими трудностями сталкиваетесь сегодня?
- К сожалению, у нас нет условий. Вот эти буквы мы вешали четыре часа, - показывает Любовь Александровна на сцену. - 1 июня у нас следующий спектакль. А их могут снять, если будет другое мероприятие здесь. Всю жизнь я мечтаю о том, чтобы в нашем театре были условия, чтобы можно было менять декорации без проблем. Надеюсь, что дождусь этого.
В День защиты детей на сцене ОДК «Кайнар» актерская труппа Любови Александровны вновь покажет Федота-стрельца. Для Экибастуза, где никогда не было театра, такие события очень значительны и зрители с удовольствием собираются на спектакли Ермаковой и ее воспитанников.