Кандастар Ассамблея

Как нам обустроить репатриацию?

04.09.2020 110

Прежде чем приступить к вопросам непосредственно касающихся условий для усиления притока репатриантов и возможностей страны по обеспечению репатриации будет уместным задаться следующими вопросами.

Вопрос первый. Кому нужны казахи за рубежом? Другим странам казахи вряд ли в перспективе нужны как носители собственного языка, особой культуры и этнической самобытности. Каждая суверенная страна доминирующим направлением собственной национальной политики ставить интересы титульной нации. Приоритеты гражданской принадлежности в конце концов вплетаются в культурное пространство доминирующего этноса и малые народы со временем теряют свою идентичность. И это закономерность.

 Значит казахи за рубежом как неотъемлемая часть казахской наций нужны только нам. В этой связи, по нашему мнению будет правильным поддерживать в зарубежных казахах знание родного языка, возрождение и соблюдение казахских традиций, одним словом сохранение этнической идентичности. Последнее само по себе является важнейшим мотиватором притяжения к исторической и этнической Родине, коим является Казахстан.

 Второй вопрос. Есть ли угрозы для страны от эмиграции казахстанских граждан в другие страны? С 2012 года в стране сохраняется негативная тенденция оттока населения и отрицательное сальдо миграции стабильно растет, превышая уже минус более 30 тысяч человек ежегодно. Последствия отрицательного сальдо миграции известны – это депопуляция регионов, обезлюдивание населенных пунктов, нехватка трудовых ресурсов, снижение темпов роста экономики страны и т.д. Все это — прямые угрозы от эмиграции.

 Третий вопрос. Нужна ли нам репатриация? Любое государство представляющее себя состоятельным на международной арене должно озаботиться выправлением нанесенного ущерба от эмиграции — оздоровлением демографической ситуации и обеспечением устойчивого социально-экономического развития страны. Тем более, что это вопрос национальной безопасности страны.

 По нашему мнению, в этой ситуации казахи за рубежом, а это порядка более 7 миллионов человек, могут и должны рассматриваться как один из решающих факторов восполнения потерь от эмиграции. Продолжать игнорировать казахов за рубежом и рассматривать их как отложенный фактор решения демографических и других вопросов в Казахстане нельзя. Такая позиция государства уже привела за последнее десятилетие к целому ряду негативных последствий.

 Необходимо признать, что до 2011 года политика репатриации этнических казахов в интересах укрепления национальной безопасности и восстановления исторической справедливости в рамках реализации права любого казаха, находящегося за пределами исторической родины, вернуться и жить в Казахстане проводилась достаточно успешно.

 Однако, после окончания сроков реализации программы «Нурлы көш», рассчитанного на 2009-2011 г.г процессы репатриации пошли на убыль в связи с изменением отношения государства к политике репатриации.

 Одной из причин резкого сокращения количества прибывающих на историческую и этническую Родину этнических казахов стало Постановление Правительства РК от 19 февраля 2014 года №111 Об утверждении стандартов государственных услуг.

 Согласно данному документу репатрианты были ограничены в свободе выбора места расселения и проживания — статус оралмана, который обеспечивал определенные привилегий, стал присваиваться исключительно тем этническим казахам, которые прибыли в утвержденные Правительством регионы расселения. Кроме того, были затруднены вопросы получения гражданства Республики Казахстан репатриантами (лишь через четыре года).

 Столь радикальным изменениям в политике переселения зарубежных казахов в Казахстан способствовало сложившееся неравномерное расселение репатриантов в регионах страны без учета потребностей в трудовых ресурсах на местах и потенциала для развития предпринимательской инициативы. Массовые перемещения репатриантов в густонаселенную местность с благоприятными природно-климатическими условиями (в Южный Казахстан, Алматинскую область), либо с относительно высоким уровнем социально-экономического развития (города Алматы, Нур-Султан) усугубляли проблему обеспечения занятости, социальной обустроенности репатриантов.

 Снижению показателей репатриации способствовало также недостаточная эффективность мер поддержки, оказываемых репатриантам. Средства заложенные в бюджете государства для формирования социального пакета поддержки адаптации репатриантов были недостаточны. Это касается вопросов обеспечения жильем, земельными наделами для занятия животноводством или растениеводством на селе, а также работой.

 В настоящее время при принятии решения о расселении репатриантов учитываются демографические характеристики региона: численность, плотность, показатели движения населения, возрастная структура. То есть обосновывается необходимость расселения репатриантов в регионы со снижающейся численностью населения, старением населения, с эмиграционными потоками, с низкой плотностью расселения.

 Проведенные НАО «Фонд Отандастар» совместно с Институтом экономических исследований МНЭ РК научные исследования показали, что в настоящее время регионы могут испытывать следующие трудности в процессе адаптации и интеграции репатриантов в казахстанское общество.

 Во-первых, некоторые районы обладают потенциалом для развития сельскохозяйственной деятельности и могут предоставить условия по пастбищам и по посевным землям, но у них непривлекательные условия природно-климатического характера, сложности с обеспечением жильем, удаленность от рынков сбыта, удаленность от объектов социальной инфраструктуры (сложность получения медицинских услуг, образовательных услуг).

Во-вторых, у принимающей репатриантов стороны могут быть условия для потенциального трудоустройства репатриантов, но у них не заложены финансовые ресурсы для обеспечения их жильем.

 С учетом этих обстоятельств НАО «Фонд Отандастар» совместно с ИЭИ Министерства национальной экономики РК в 2020 году провели глубокие научные исследования по финансово-экономическому обоснованию и усилению стимулирующих мер поддержки репатриации в регионах приоритетного расселения репатриантов в рамках расширения уже имеющихся мер поддержки, реализуемых в государственных программах, а также с учетом необходимости введения новых мер по финансовому стимулированию репатриации.

 Основное внимание было акцентировано на анализе наиболее важного действующего на сегодня инструмента государственной поддержки занятости населения и финансового стимулирования репатриации — Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017-2021 годы (29 декабря 2016 г. № 919, новая редакция с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2018 года № 746).

 Основная цель данной Программы – вовлечение самозанятых, безработных, начинающих предпринимателей и иных лиц без квалификации в продуктивную занятость посредством решения задач по трем направлениям: обучение, микрокредитование, переселение. При этом следует иметь ввиду, что потенциальные участники программы «Енбек» должны пройти курсы обучения предпринимательской деятельности и получить соответствующий сертификат. Все проекты, предлагаемые к участию в программе, должны учитывать создание постоянных рабочих мест.

 Для нас наиболее важным является анализ мер финансового стимулирования третьего направления программы «Енбек» – переселения, поскольку именно оно связано с переселением этнических казахов на историческую и этническую Родину и обеспечением их продуктивной занятостью.

 Известно, что в магическом треугольнике, — дом, земля, работа, — важнейшим звеном остается вопрос обеспечения жильем. Практически все эксперты, в основном из среды уже прибывших в разное время в Казахстан репатриантов, отмечают, что вопрос обеспечения жильем является решающим фактором при принятии решения о переселении зарубежными казахами.

 В этой связи, были произведены вариантные расчеты расходов государства по предоставлению жилья репатриантам в разрезе регионов приоритетного расселения, что позволило выявить инструменты государственной поддержки репатриантов по обеспечению жильем до получения гражданства и после.

 Выявлено, что в статусе кандас (оралман) действуют следующие инструменты: компенсация расходов на аренду жилья и коммунальные услуги в течение 12 месяцев или единовременная выплата при предоставлении договора купли-продажи по программе «Енбек», социальное арендное жилье без права выкупа по программе «Нурлы жер».

 Кроме того, определено, что после получения гражданства РК, репатриант имеет право на участие во всех программах обеспечения доступного жилья, это: кредитование ЖССБК семей из числа очередников местных исполнительных органов по программе «Бакытты отбасы», предоставление социального жилья через местные исполнительные органы, индивидуальное жилищное строительство, ипотечное жилищное кредитование для приобретения первичного жилья по программам «7-20-25», «5-10-20» по программе «Нурлы жер», приобретение жилья по программе «С дипломом — в село» (есть определенные критерии), региональная программа «Nurly Ertis», жилищные сертификаты от местных исполнительных органов, налоговые льготы для облегчения выплаты расходов по аренде жилья или по ипотечному кредитованию.

 На основе проведенного исследования сделан важный вывод о том, что из 12 рассматриваемых инструментов всего лишь 25% доступны для репатрианта, когда он находится в статусе кандас (оралман). Остальные инструменты доступны для репатрианта на общих основаниях после получения гражданства РК наравне с другими гражданами РК, что практически нереализуемо в реальности, поскольку даже коренное население страны стоит в очереди за получением жилья десятилетия.

 Следует отметить, что действующие в настоящее время инструменты государственной поддержки занятости адаптированы для местного населения, но они недостаточны для стимулирования репатриантов, поскольку, во-первых, они переезжают туда будучи гражданами другого государства и зачастую не имеют достаточных средств на приобретение жилья и обустройство; во-вторых, они не обладают соответствующей квалификацией для трудоустройства; в-третьих, они не имеют никакого залогового имущества для получения кредитов и открытия своего бизнеса; в-четвертых, они не обладают землей для занятия сельским хозяйством и не обладают другими материальными ресурсами по сравнению с местными жителями Казахстана.

 Нельзя не учитывать и психологический дискомфорт, который они испытывают в первые дни пребывания в чужой стране. Безусловно, для репатриантов необходима весомая государственная поддержка именно в первые дни их пребывания на исторической и этнической Родине для безболезненной адаптации и интеграции в казахстанское общество.

 Особого внимания заслуживают также и другие трудности в адаптации оралманов, в том числе: языковой барьер (незнание кириллицы, незнание языка русского языка; бюрократические препоны. Особняком стоит невозможность получения жилья и земельных участков для индивидуального жилищного строительства в установленные 12 месяцев до приобретения гражданства Казахстана. Как правило, репатрианты не успевают в течение этого периода получить ни жилье, ни земельные участки и переходят в разряд претендентов на общих основаниях.

 Все вышеуказанные примеры являются факторами негативно влияющими на миграционные настроения соотечественников за рубежом.

 В то же время, согласно Концепции миграционной политики на 2017-2021 г.г. Республика Казахстан придерживается долгосрочной постоянной миграции по отношению к этническим репатриантам.

 В Концепции, в части совершенствования системы управления этнической миграцией, предусмотрено:

 создание условий и стимулов для национальной консолидации и возвращения этнических казахов, проживающих за рубежом, на историческую родину;

 — стимулирование их расселения в регионах, нуждающихся в трудовых ресурсах;

 — содействие их адаптации и интеграции в Республике Казахстан.

 В результате реализации этих мер ожидался рост возвращения этнических казахов, проживающих за рубежом, на историческую родину.

 Однако, по прошествии 3-лет со времени принятия Концепции миграционной политики ежегодное отрицательное сальдо миграции наоборот продолжает расти и, как уже было отмечено выше, в последние годы достиг отметки более чем в 30 тысяч человек.

 При этом важно понимать, что экономические потери, выраженные в качестве валовой добавленной стоимости (ВДС), по грубым подсчетам из-за выбытия из этих регионов 100 000 трудоспособного населения, могут привести к сокращению ВДС на 378 млрд. тенге за один год.

 В то же время результаты социологических замеров, проведенных Исследовательским институтом «Общественное мнение» по заказу НАО «Фонд Отандастар» в 2019 году, свидетельствуют о том, что на постоянное место жительство в Казахстан желают переехать, по самым осторожным оценкам, свыше 1,5 млн. этнических казахов.

 В этих условиях НАО «Фонд Отандастар» предлагает усилить меры государственной поддержки репатриантов по приему, обустройству и обеспечению занятости. Эти меры будут способствовать решению задач Концепции миграционной политики в части этнической миграции. Учитывая сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в стране, их необходимо по возможности интегрировать в реализуемые в настоящее время государственные программы.

 Для этого важно определиться по нескольким позициям.

 Первое, сколько мы хотим привлекать репатриантов в год?

 В Казахстан за пять лет предлагается привлечь 200 000 репатриантов (в среднем 40 тысяч человек в год) или 50 000 семей. Предполагается, что одна семья состоит из четырех человек: двух взрослых и двух несовершеннолетних детей. При этом, прогнозируется, что из 200 000 репатриантов трудоспособное население будет составлять 100 000 человек.

 В первый год планируется привлечь 20 000 человек, во второй – 40 000 человек, в третий год – 40 000 человек, в четвертый год – 50 000 человек, в пятый год – 50 000 человек.

 Второе, какие экономические выгоды от этого получит страна?

 Экономическая выгода, выраженная в качестве валовой добавленной стоимости, от притока населения в Казахстан 100 000 человек трудоспособного возраста полностью в сельскохозяйственную отрасль, потенциально за пять лет позволит создать 654 млрд. тенге ВДС.

 Если же допустить, что в с/х отрасли будут заняты 30% трудоспособного населения, а оставшиеся 70% в других секторах казахстанской экономики, то эти показатели могут вырасти до 1,1 трлн. тенге ВДС.

 Третье, что может стимулировать приток репатриантов?

Самым приоритетным вопросом стимулирования этнической миграции в Казахстан является проблема жилья.

В соответствии с программой продуктивной занятости «Еңбек» существующие расходы на аренду жилья на одну семью составляют – от 15 до 30 МРП ежемесячно в зависимости от региона расселения (город/село). Данные выплаты производятся в течение 12 месяцев и могут составлять от 500 тыс. (или 180 МРП) до 1 млн. тенге (360 МРП). Однако данные меры совершенно не решают проблему приобретения жилья, что является ключевым моментом при принятии решения для потенциального репатрианта.

 По существующим рыночным ценам стоимость жилья на одну семью в северных регионах Казахстана в среднем колеблется в пределах от 2,6 до 5 млн. тенге.

 В этой связи мы предлагаем вместо 360 МРП выплачивать репатриантам 1000 МРП на покупку жилья в приоритетных регионах их расселения.

 В этом случае в среднем расходы на покупку жилья могут составить:

 — на одну семью – 2,8 млн тенге;

 — на 10 000 семей (40 000 репатриантов) в год — 28 млрд. тенге;

 — на 50 000 семей за (200 000 репатриантов) за пять лет — 139 млрд. тенге.

Четвертое, что может способствовать принятию твердого решения о переселении?

 Обеспечение репатриантов подъемными и другими компенсационными выплатами:

 1) единоразовое подъемное пособие – 1,8 млн. тенге;

 — существующие выплаты по программе продуктивной занятости «Еңбек» составляют 35 МРП на каждого члена семьи или 140 МРП на одну семью из 4-х человек, что составляет всего 388 920 тенге. Это ничтожно мало;

 — предлагаемые выплаты — повысить до 200 МРП главе семьи и по 150 МРП остальным членам семьи, итого 650 МРП или 1,8 млн. тенге.

 2) оформление документов (компенсация) – в среднем 227 тыс. тенге;

 3) проезд и провоз багажа (компенсация) – в среднем 821 тыс. тенге.

 В целом, прямые расходы на покупку жилья и компенсационные выплаты на одну семью могут колебаться от 4,9 до 6,4 млн. тенге или в среднем могут составлять 5,6 млн. тенге.

 Итого, прямые расходы на обеспечение финансово-экономической поддержки 50 000 семей (200 000 чел.) за пять лет могут колебаться от 243 до 320 млрд. тенге или в среднем могут составить 282 млрд. тенге.

 Пятое, какие имеются незатратные формы стимулирования репатриации?

 В целях стимулирования развития агропромышленного сектора экономики и направления туда репатриантов предлагается предоставление им земельных наделов сельскохозяйственного назначения:

 — для желающих заниматься животноводством – от 500 га до 1000 га пастбищных угодий на условиях долгосрочной аренды;

 — для желающих заниматься личным подсобным хозяйством в виде развития откормочных площадок, тепличных хозяйств и т.д. – 15-30 соток;

 — для индивидуального жилищного строительства – 10 соток.

 Эти меры рассчитаны в первую очередь для тех репатриантов, которые будут переезжать в сельские местности приграничных регионов: Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Актюбинской областей, поскольку именно в этих приграничных регионах наблюдается значительный отток населения.

 Следует иметь в виду, что миграционный потенциал каждого региона Казахстана определяется сложившейся в нем социально-экономической ситуацией и усилением конкуренции за рабочие места, уровнем заработной платы, отдаленностью места проживания от городов и уровнем развития инфраструктуры.

 В настоящее время сохраняется существенная диспропорция внутренних и внешних миграционных потоков по регионам. Основной их вектор направлен в города Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в южные регионы. Привлекательность северных и восточных регионов Казахстана остается достаточно низкой.

 Тем не менее, сложившаяся ситуация с пандемией короновируса и мировой кризис, связанный с крушением цен на энергоресурсы, наглядно показал всю актуальность экономики простых вещей, основанной прежде всего на развитии сельского хозяйства, которая должна явиться драйвером экономического роста страны и обеспечить укрепление продовольственной безопасности страны в ближайшем будущем.

 Поэтому акимы приграничных регионов приоритетного расселения репатриантов должны уже сейчас вести подготовительную работу и проводить анализ потребностей сельских территорий в трудовых ресурсах в разрезе квалификаций и специальностей, выявляя наиболее востребованные кадры. Это учителя, врачи, детские воспитатели, строители, животноводы, зоотехники, агрономы, слесари, токари, мотористы, сантехники и многие другие квалифицированные кадры для подъема аграрного сектора экономики.

 В пользу такого заключения говорят также результаты исследований. В среде репатриантов наибольшей популярностью пользуется проект «Бастау бизнес», который ориентирован прежде всего на формирование бизнес-среды на селе и является для них стартовой площадкой в предпринимательской деятельности. Опросы в фокус-группах в регионах свидетельствуют о предприимчивости репатриантов в вопросах получения земельных участков для животноводства. Они активно проходили обучение по программе «Бастау», принимали участие в конкурсах/аукционах на получение сертификатов для получения микрокредитов на занятие животноводством.

 При этом еще раз отмечаем решающую роль обеспечения репатриантов жильем, подъемными и другими компенсационными выплатами. Они позволят

 репатриантам принять твердое решение о переезде в Казахстан и обеспечить их семьи собственным жильем, вселить в них уверенность в своем будущем.

 Обеспеченность жильем позволить репатрианту решить целый ряд проблем — использовать приобретаемое жилье в качестве залогового имущества для активного участия в различных программах государственного кредитования, эффективно интегрироваться в рынок труда, заняться предпринимательством в различных сферах экономики страны и безболезненно адаптироваться в казахстанское общество.

 Ожидаемые результаты от усиления мер государственной поддержки репатриантов:

 — существенная стабилизация демографической ситуации в стране;

 — изменение траектории миграционного сальдо с негативной на положительную;

 — улучшение имиджа Казахстана как страны привлекательной по индексу человеческого развития;

 — демографическое и экономическое оздоровление регионов страны с депопуляционными показателями;

 — увеличение потоков репатриации этнических казахов на историческую и этническую Родину;

 — создание условий для репатриантов в целях активного участия в различных государственных программах по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса страны;

 — обеспечение трудовыми ресурсами трудодефицитные регионы страны;

 — освоение пустующих земель, качественное развитие аграрного и животноводческого отраслей экономики, активизация товарно-рыночного оборота в продовольственном секторе страны;

 — преодоление вопросов внутренней продовольственной безопасности, усиление экспортных возможностей сельскохозяйственной инфраструктуры;

 — консолидация казахов всего мира вокруг исторической и этнической Родины.

 М.САРБАСОВ, вице-президент НАО «Фонд Отандастар»

   Н.КУЧУКОВА, д.э.н., профессор, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева