Кандастар Ассамблея

Неправильное применение термина «қандас» как препятствие консолидации общества

07.06.2021 158

Известно, что посыл отказаться от слова "оралман" в отношении вернувшихся на историческую родину казахов в пользу термина «қандас» задал президент страны К.Токаев в 2019 году. Общественность поддержала данную инициативу, что нашло соответствующее отражение в законодательстве.

Однако, в современном казахстанском обществе сформировалось неоднозначное определение «қандастар». Многие не совсем верно понимают, кто такой қандас. Более того, в обществе ошибочно продолжают называть репатриантов, уже получивших гражданство РК, қандастар или оралманами. К сожалению, такой факт задевает чувства репатриантов и является фактором негативного влияния на общественные отношения.

Во многом это связано с тем, что термин «қандас» толкуется по-разному. В широком смысле слова в казахском языке слово «қандас» означает «единокровник» или «соотечественник» и относится ко всем категориям этнических казахов, независимо от их географической и государственно-территориальной принадлежности. Иными словами, все казахи, что в Казахстане, что за рубежом, в силу единого исторического прошлого и этнического происхождения являются қандастар.

Современное общественное понимание термина «қандас» подразумевает тех этнических казахов, которые и проживают за рубежом, и переехали на постоянное место жительства в Казахстан, и уже приняли гражданство Казахстана. Последнее утверждение в большей степени создает проблему в виде формирования искусственной социальной прослойки с широким спектром сложнорешаемых социально-бытовых проблем, которые присущи и для остального населения страны. Именно такое ошибочное понимание создает риски образования новой, политически организованной группы на основе прежнего субэтностного происхождения и в последующем может угрожать целостности казахстанского общества.

Справочно: СУБЭТНОС – этническая система, выделяющаяся внутри этноса своим стереотипом поведения и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной комплиментарности составляющих ее членов[1].

В целом, субэтносы отличаются особенностями своей культуры, языком (диалектом), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность – к этносу и субэтносу одновременно.

В юридическом значении «қандас» – это статус, которым наделяются зарубежные казахи, принявшие решение переехать на постоянное место жительства в Казахстан и находятся в процессе приобретения гражданства Республики Казахстан. Таким образом, «қандас» – это промежуточное состояние до окончательного приобретения казахстанского гражданства. При этом, по нашему мнению, можно допускать использование термина «қандас» по отношению к казахам, проживающим за рубежом.

Тем не менее, следует четко определить, что «қандас» – это этнический казах, вернувшийся на историческую и этническую родину, который еще не получил паспорт или удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, но находящийся в процессе его получения. Из этого вытекает, что қандас – этнический казах, находящийся в статусе «қандас» и имеющий в текущее время удостоверение қандаса.

Статья 1 п.п. 13 гл. 1 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (далее – Закон) гласит:

«Қандас – этнический казах и (или) члены его семьи казахской национальности, ранее не состоявшие в гражданстве Республики Казахстан, прибывшие на историческую родину и получившие соответствующий статус в порядке, установленном настоящим Законом».

В соответствии со статьей 17-1 гл. 3 указанного Закона «қандастар» делятся на следующие категории:

1) қандасы, включенные в региональную квоту приема қандасов;

2) қандасы, самостоятельно въехавшие и проживающие на территории Республики Казахстан».

Ключевым требованием присвоения статуса «қандас» является принадлежность к казахской национальности.

«Национальность претендентов, ходатайствующих о присвоении статуса қандаса и (или) включении в региональную квоту приема «қандастар», а также получении разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан до въезда на территорию Республики Казахстан, устанавливается на основании записи в документах, удостоверяющих личность, при отсутствии такой записи – на основании других документов, подтверждающих национальность претендентов».

Статус «қандас» действует в течение одного года и может быть продлен решением местного исполнительного органа однократно на срок не более шести месяцев.

Следовательно, этнический казах может находиться в статусе «қандас» в общей сложности не более 1,5 лет. После получения паспорта или удостоверения личности РК он становится гражданином РК и больше термин «қандас» к нему не применим. Поэтому использование определения «қандас» к репатриантам после обретения ими гражданства РК некорректно.

Среди основных стимулов нахождения репатриантов в статусе «қандас», предусмотренные Законом, – это то, что этнические казахи и члены их семей:

-     при получении разрешения на постоянное проживание в Казахстане освобождаются от подтверждения своей платежеспособности;

-     обеспечиваются бесплатными адаптационными и интеграционными услугами в центрах адаптации и интеграции қандастар;

-     обеспечиваются медицинской помощью;

-     обеспечиваются местами в школах и дошкольных организациях наравне с гражданами Республики Казахстан, возможностью получения образования в соответствии с выделенной квотой на поступление в учебные организации технического и профессионального, после среднего и высшего образования в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан;

-     обеспечиваются социальной защитой наравне с гражданами Республики Казахстан;

-     обеспечиваются содействием в занятости.

Наряду с этим, законодательством предусмотрено выделение для қандастар земельных участков на праве временного безвозмездного землепользования для ведения личного подсобного и фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, дачного строительства.

Также қандастар единоразово освобождаются от уплаты таможенных платежей на имущество для личного пользования, включая транспортные средства.

А тем қандастар, кто включен в региональную квоту приема репатриантов, оказывают содействие в занятости и предоставляют право на получение потребительского кредита и ипотечного займа на строительство жилья.

Сегодня в казахстанском обществе назрела необходимость поменять стереотипное мнение относительно этнических казахов, вернувшихся на историческую родину. Необходимо отходить от сложившегося годами неверного восприятия всех этнических казахов, вернувшихся на родину қандасами.

Несмотря на спектр многообразия и различий в современном обществе, общие мировые тенденции общественного развития лежат в русле интеграционных процессов. В Казахстане, как стране, позиционирующей себя мультикультурной, недопустимо разделение казахов на тех, кто с рождения являются гражданами Казахстана и на тех, кто приобрел гражданство сравнительно недавно, точно так же, как недопустимо разделение казахстанцев по рассовому, национальному, этническому, культурному и религиозному признакам.

Надо понимать, что статус «қандас» является промежуточным этапом, то есть временным состоянием в становлении гражданином Казахстана. Впоследствии этнический казах-репатриант получает гражданство РК и наравне с другими гражданами страны имеет те же права и обязанности, несет такую же ответственность за судьбу страны и является таким же гражданином Казахстана, как и те, кто приобрел это право по рождению.

В современных условиях сохранение стереотипных взглядов по отношению к қандасам, разделение казахов внутри страны на қандасов и не қандасов, непозволительно, так как это всячески будет препятствовать устойчивому развитию общества и в целом негативно влиять на внутриполитическую стабильность.

При этом, важно, чтобы, прежде всего, сами репатрианты позиционировали себя не как психологически ущемленная социальная группа в качестве қандастар, тем более оралманов, а акцентировали внимание на том, что после обретения гражданства, они являются полноценными гражданами Казахстана.

 

 

Жалиев Н.Б.

Управляющий директор Информационно-аналитического департамента

НАО «Фонд Отандастар»

 

Джуманова Р.А.

Главный менеджер Информационно-аналитического департамента

НАО «Фонд Отандастар», к.э.н.

 

Фото: almaty.tv 




[1] Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева