Как зиялы қауым могут изменить страну, если объединятся в общей идее
Роль интеллигенции – творческой, научной и даже политической – в развитии страны и нации очевидна. Хотя, как выясняется, об этом надо иногда напоминать и разъяснять. Это тоже понятно, ведь многие годы «совесть нации» была отодвинута от реального влияния на управление государством и влияния на само общество, да и обратное доверие к ней падало. Теперь настало время исправлять эту ситуацию. А инициатором этого оказался глава государства, найдя широкий отклик и у самой интеллигенции, и в обществе в целом. Но у некоторых сомнения еще остаются, поэтому мы решили немного углубиться в тему, сообщает El.kz.
Разумное сообщество
Для начала необходимо обратиться к истокам. Вообще, латинское слово «intellegentia» включало в себя ряд психологических понятий – понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия, идея, восприятие, умение, искусство и другие. Древнеримские мыслители (например, Фома Аквинский), воспринимали это как действие, некий «познавательный акт ума». То есть, это было нечто отличное, от труда физического и простого существования, без утруждения себя мыслительными процессами. Арабские же источники того времени «интеллигенциями» называли ангелов, отмечая их способность постоянно находиться в состоянии осмысления и принятия актуальных решений. В общем, мы понимаем, что изначально смысл этого понятия был чисто функциональным, который подчеркивал деятельность сознания.
Тут следует напомнить, что на казахском «интеллигенция» звучит как «зиялы қауым», что в прямом переводе также означает «разумное сообщество» или «сообщество разумных». Можно подобрать более точные переводы, но общий смысл, наверное, понятен. Причем отметим, что зиялы қауым у казахов существовало всегда, и тоже в большей мере носило функциональный и даже прикладной характер. Это были и маслихаты, и советы старейшин, и просто мудрые советы того или иного уважаемого аксакала, мнение которого приравнивалось к закону. То есть, они прямо участвовали в управлении страной и обществом.
Если говорить про Российскую империю и ее преемницу в виде СССР, то отношение к интеллигенции там было неоднозначным. Сначала, еще в середине XIX века, интеллигентами считали тех, кто является носителем европейских ценностей (в хорошем смысле слова). Потом появилось нечто свое, что можно соотнести с небезызвестным «Серебряным веком». Однако все кардинально изменилось при Советском Союзе. Именно интеллигенция, как носитель критического мышления и влияния на массы, стала подвергаться преследованиям и репрессиям со стороны большевиков, а власть стала формировать так называемую «советскую интеллигенцию». Одновременно в обществе появилось и закрепилось понятие «интеллигентишка паршивый» – мол, «выучили мы вас на свою голову». Это особо не пресекалось властями, как бы подчеркивая социальную разницу между пролетариатом и этой самой советской интеллигенцией.
Под конец СССР «думающий класс» стал движущей силой перемен и реформ, которые в итоге привели к логическому концу «нерушимого». И именно национальная интеллигенция стала ядром становления независимости во многих постсоветских республиках. Казахстан не стал исключением, однако потом что-то пошло не так. Если вспомнить, то во времена Назарбаева тоже делали определенную ставку на представителей интеллигенции – как на высшем уровне, так и в регионах, начиная с областных и заканчивая поселковыми акиматами. Это делалось выборочно или, скажем так, точечно – в пул президента и акимов входили лишь избранные аксакалы, которые поощрялись квартирами, медалями и приглашениями на тои. В общем, доверие зиялы қауым стало падать, а само это понятие изменило первоначальный смысл. Поэтому надо было менять такое положение вещей, причем, делать это планомерно.
Закон, порядок и история
Еще в период своего первого президентского срока Касым-Жомарт Токаев стал постепенно делать ставку на представителей интеллигенции. Это были не дежурные встречи или протокольные заседания, а настоящее общение и трибуна для различных инициатив. Правда, по началу многие не верили, что глава государства может запросто, без бумажки разговаривать с людьми. Особенно это было замечено в регионах. К примеру, в 2019 году в Семее именно на встрече с местными аксакалами, Токаев впервые заявил, что вопрос строительства или не строительства АЭС в Казахстане, если понадобится, будет решаться на референдуме.
Другое, на что стоит обратить внимание, это площадки, на которых Токаев выходит с неожиданными предложениями. Замечено, что нередко это бывает именно на подобных встречах и, опять-таки, в регионах. То есть, не с высокой трибуны на Левобережье (хотя и там бывает), а в самых неожиданных, если так можно выразится, местах. К слову, о роли интеллигенции, как совести нации и «сообщества разумных», Касым-Жомарт Кемелевич тоже говорил постоянно – обо все не упомнишь. Поэтому мы возьмем короткий временной отрезок – например, в течение последнего полугодия.
Так, в конце октября 2023 года президент в рамках рабочей поездки по области Жетысу, президент посетил областной драматический театр имени Бикен Раимовой. Выступая перед работниками театра, он подчеркнул, что «мы должны давать достойную, справедливую оценку деятелям прошлого, их труду», так как это «необходимо для будущего нашей страны, для воспитания молодежи». Про молодежь, наверное, стоит поговорить отдельно, но, в принципе, именно для нее многое делается, так новое поколение – это и есть будущее нашей страны. Это априори.
Там же, в Талдыкоргане Токаев поделился своими мыслями: «Как вы знаете, ситуация в мире сложная, много вызовов. Поэтому мы должны хорошо понимать, что мир – наше главное богатство. Мы должны работать вместе, как одна страна. Мир и стабильность будут только в том случае, если в стране будет обеспечено верховенство закона и порядка. Начиная с президента, мы все должны уважать Конституцию и соблюдать закон. Мы все равны перед законом». Это тоже, вроде бы, все понятные вещи, но из уст президента они звучат по-особенному. В данном случае, этот тезис следует воспринимать через казахскую пословицу «Қызым, саған айтып отырмын, келін, сен тында». То есть, вроде бы, беседа была с работниками театра, но предназначалась она всему обществу – особенно про закон и порядок.
О роли интеллигенции (в том числе и политической) прошлого президент упомянул и в рамках празднования Дня Республики. Это важно с той позиции, чтобы уметь отделять мух от котлет, а также не разбрасываться прошлыми достижениями и не клеймить историю, не зная ее. Об этом более конкретно и даже более жестко, несмотря на свою наработанную дипломатичность, Токаев рассказал в своем знаменитом интервью газете Egemen Qazaqstan в самом начале нынешнего года. Там, кроме прочего, он сказал: «Нам нельзя скатываться в архаику, предаваясь пустопорожним дискуссиям о былом величии или обидах... Изучение нашей многовековой истории, восстановление исторической справедливости всегда будет одной из наших приоритетных задач».
Глава государства признал, что нельзя закрывать глаза на имеющиеся недостатки, а работать над их устранением, и это «имеет критически важное значение для будущего Казахстана в этом постоянно турбулентном мире». «В нашем обществе должен укорениться культ труда и продуктивного творчества, торжествовать сила знаний и креативного мышления, главенствовать принцип прагматизма и реалистичного отношения к жизни, – заявил Касым-Жомарт Кемелевич и добавил: – Должен сказать правду, не все представители интеллигенции, выдающие себя за «совесть нации», достойно выполняют эту благородную миссию. Вместо настоящего духовного пастырства мы слышим нытье вокруг мелкотемья, привычные самовосхваления и жалобы на власть за невнимание к их материальным вопросам. Тем самым они пускают развитие национальной идеологии по ложному пути».
Вот именно! Мало того, что некоторые «зиялы қауым» недавнего прошлого вдруг «переобулись», рассчитывая получить бонусы и от Нового Казахстана, так еще стали появляться так называемые «лидеры общественного мнения», которые откровенно хайпуют или, более того, действуют из своих, далеко не бескорыстных интересов. Но о них тоже разговор отдельный, хотя следует отметить, что такие «личности» действительно мешают развитию страны. Поэтому важно иметь критическое мышление, чтобы общество само разобралось, кто прав, а кто лишний.
Через единство «совести нации»
Если говорить об инициативах и мыслях президента на заданную тему, то отдельно следует выделить его выступление на III Национальном курултае, прошедшем в середине марта этого года в Атырау. Там Токаев много говорил о роли интеллигенции и национальной истории в строительстве справедливого государства – всех тезисов не приведешь. Но отметим главную, по нашему мнению, мысль – деятельность «совести нации» неотделима от экономических и политических реформ в стране. Это основное отличие от того, как развивалась страна до прихода к власти Токаева, в том числе, и в советский период.
Напомнив о том, что в прошлогоднем Послании был объявлен переход к новой экономической политике, а в феврале – перед обновленным правительством поставлены новые задачи, президент Токаев подчеркнул: «Однако, чтобы стать действительно развитой страной, решения одних лишь экономических задач недостаточно. Мы должны действовать комплексно, определив ориентиры не только в социально-экономической, но и в идеологической сфере».
Говоря об укреплении единства нации, он в очередной (но не лишний) раз подчеркнул, что в этом «особая роль принадлежит интеллигенции, особенно представителям старшего поколения, к которым прислушиваются в обществе». «Они – цвет и гордость нашей нации. Единство народа начинается с единства его интеллигенции. Иными словами, первостепенное значение имеет солидарность и согласие среди известных и уважаемых в нашем обществе людей. Они должны подавать пример и говорить о действительно больших и созидательных темах, способствующих укреплению единства нации, правильному воспитанию подрастающего поколения», – сказал Касым-Жомарт Кемелевич.
Вроде бы, опять-таки очевидные вещи, но когда это исходит из уст политического лидера, то это можно и нужно воспринимать, как генеральную линию дальнейшего развития государства. И не потому, что Токаев является президентом страны, а потому, что в данном случае он опять показал себя отличным государственником, планомерно проводящим реформирование Казахстана. Более того, заметим, что делает это он планомерно и продуманно. Вряд ли бы такие инициативы имели успех, если бы он их выдвинул сразу и «скопом», скажем, в 2019-2020 годах – тогда бы просто его не поняли и все важные моменты ушли бы «в молоко». Кстати, на Атырауском курултае Токаев еще раз открыто намекнул, что единство в рядах «совести нации» может означать и единство народа.
«В последнее время стало много обсуждений вокруг различных событий давнего прошлого, известных исторических фигур. Дошло до того, что наши писатели и поэты горячо спорят о происхождении Чингисхана. Сравнивают и противопоставляют лидеров движения «Алаш» и наших деятелей советского периода. Добраться до истины в подобных дискуссиях сложно, а даже если и получится это сделать, такая пустопорожняя полемика, будоражащая общество, нам не нужна», – сказал он по этому поводу.
Вообще, как нам видится, площадка Национального курултая является мощным инструментом не только в идеологической, но и политической сфере. Скажем больше – она имеет огромный потенциал практически во всех областях нашей с вами жизни и жизни государства. Однако, при всем уважении к главе Казахстана и его административным возможностям, одних инициатив Токаева недостаточно. Нужна обратная реакция со стороны той же интеллигенции, всего общества и отдельных ее представителей. Но и на этом останавливаться нельзя – нам, стране и нации, нужны креативные идеи, достойные предложения и тот самый «познавательный акт ума». Ведь мы же сможем это сделать? Конечно, да!