Как цифровая трансформация помогает в развитии государства и бизнеса?
Цифровая трансформация - это не только блокчейн, анализ данных и искусственный интеллект, но и полная трансформация структуры организации стратегии развития. Лидером по темпам цифровизации сегодня является государство, оно и задает импульс для развития бизнесу. О том, в чем конкретно заключается цифровая трансформация и как именно она влияет на развитие государства и бизнеса в интервью El.kz рассказал руководитель Управления цифровизации Алматы Баян Конирбаев.
- Как вы можете оценить темпы развития цифровой трансформации в Казахстане?
- Цифровая трансформация в Казахстане начала развиваться достаточно давно, еще в начале 2000-х годов. Вопрос вставал о конкретных изменениях внутри квазигосударственного сектора и государственного аппарата. Темпы развития цифровой трансформации в Казахстане я могу оценить, как хорошие. Но вы должны понимать, что логика цифровой трансформации, это вопрос гипотезного подхода. То есть вы делаете что-то и после этого смотрите, какие результаты эти решения приносят. Вы не всегда можете получить правильную обратную связь, и поэтому нужно постоянно находиться в процессе внедрения новых инноваций.
- Какие сферы в государстве и бизнесе затрагивает цифровая трансформация?- Цифровая трансформация — это тот блог, который касается реорганизации, оптимизации, улучшения эффективности, обеспечения прозрачности правильной работы с кадрами. В первую очередь он хорошо себя показывает в реальном секторе экономики. Цифровая трансформация затрагивает вопросы, касающиеся всего сегмента работы государства: начиная от базовых форматов общественного договора между государством и гражданином, заканчивая обычными трудовыми договорами между сотрудниками и компаниями.
В бизнесе цифровая трансформация хорошо представлена в добывающей, горнорудной и сельскохозяйственной промышленности, торговле и финтех услугах. Из всех блоков лучше всего показывают результаты по трудовой трансформации только банки. Так как они постоянно работают с клиентами, им нужно постоянно преподносить новые сервисы, чтобы по отношению к ним клиенты улучшали свою лояльность.
Зачем в принципе она нужна, если все идет хорошо? Какие задачи решает?- За 10 лет мир сильно изменился. Например, сейчас никто не ходит по улице с большими фотоаппаратами. Фото высокого качества можно получить сделав на телефон. Тоже касается и электроавтомобилей, о которых несколько лет назад еще никто не говорил, а сейчас это норма.
Система спутниковой навигации, когда вы через локацию можете определить, где находится человек, сегодня доступная для всех услуга. Сама технология стала начала становится доступной для формата обычных телефонов в 2016 году. Но разработана она была еще до холодной войны.
Я сам навигацией GPS в день пользуюсь три-четыре раза: во время пробежки, заказа еды, когда смотрю расстояние автобуса до меня и когда мне надо получить определенные услуги или провести операции. Мы видим, что цифровая трансформация решает сегодня наши повседневные вопросы, и далеко мы без нее не уйдем. Технологии создают условия для развития определенных удобств.Цифровая трансформация решает от повседневных до глобальных задач. Она меняет всю структуру работы государственных органов. Это и просто занять очередь, и система государственного оборота, система взаимодействия между государственными органами через хранилище данных, отчетная документация и другое.
Мы с вами живем в новых условиях и однозначно должны меняться. Если вы решили, что не хотите меняться, то без решения повседневных вопросов новым способом еще можно обойтись, но как специалист вы будете не настолько востребованы, как вам хотелось бы. Изменения требуют от нас постоянного вовлечения.- Как глобальный тренд цифровизации влияет на процессы между государством и бизнесом?
- Определенно влияет. Не всегда новые технологии приносят только радость. Например, после запуска системы беспилотного автомобилестроения в ближайшие пять лет большое количество водителей останется без работы. GPS навигатор убивает сегмент наиболее дорогостоящих водителей такси, которые досконально знают город. Хотя раньше они ценились и зарабатывал до миллиона тенге. Сейчас эта потребность начинает пропадать, так как в рамках цифрового мира она уже не востребована.То же касается государства и бизнеса. Раньше они могли коммуницировать только по одним каналам связи, конкретно через медиа. Были государственные СМИ, имевшие монополию на развитие определенных направлений. Сейчас этой монополии нет и СМИ приходится конкурировать с блогерами. Для того чтобы государству быть в тренде и оперативно рассказывать о том, что происходит, чиновники уходят в фейсбук, инстаграм, так как базовых СМИ уже мало для этого.
Тоже самое в области коммунального хозяйства. Если раньше взаимодействие с бизнесом строилось через контакты и дочерние предприятия, то сейчас это все ушло в приватизацию. И в рамках приватизации нужно правильно использовать новые ресурсы, а это новые навыки по управлению в рыночном хозяйстве. Свои поручения теперь нужно четко обосновывать и вовлекать людей, так как они уже не являются частью государственной структуры. После приватизации эти предприятия становятся частными. Сервис, который может быть предоставлен со стороны рынка государство не должно брать на себя и конкурировать с рынком.- Какие технологии для цифровой трансформации бизнес и государство применяют уже сейчас?
- Это законы и технологии, которые касаются управления данными - все что касается персональных данных, доступа к биометрии. С другой стороны появляются крупные компании, с которыми приходится выстраивать единые правила игры. И они собирают свою базу потребителей.У государства должны быть свои технологии в направлении налогообложения, сбора налогов, управления отчетностью, все что касается биометрии, безопасности граждан, не только информационной, но и физической. Все технологии, связанные с этими процессами лучше развиваются государством. Бизнес-ориентированные решения, это внедрение нейросетей по скорингу закредитованности населения, внедрение новых технологий на базе блокчейн для предприятий, занимающимися криптовалютой.
Если говорить об уровне зрелости, я скажу что у нас зрелый рынок цифровизации государственных услуг. То что Казахстан сделал на уровне Egov - это большое достижение. Это подхватили банки, запустив цифровую ипотеку. По СНГ мы точно в топе.- С какими вызовами приходится сталкиваться бизнесу и государству, и почему цифровая трансформация может провалиться?
- Это тяжелый вопрос. Меняться хотят не все, и в основном люди консервативно относятся к переменам. Но по факту мир меняется в лучшую сторону и он всегда будет оптимизироваться, потому что технологический процесс остановить невозможно.
Основные вызовы, с которыми мы сталкиваемся, в первую очередь связаны с человеческим непониманием, консервативностью и отторжением к инновационным решениям. Не все понимают, что цифровизация, это тот же новый смартфон. Поэтому нам приходится объяснять людям, про что эти изменения.
- Какие основные проблемы цифровой трансформации бизнеса и государства вы можете обозначить? Что, по вашему мнению, тормозит темпы ее развития?
- Человеческий фактор, как основной. Дополнительный и второстепенный - развитие инфраструктуры. Если у вас есть потенциал и радость к изменению, но нет конкретного инструмента, это тоже плохо. Начиная от базового канала передачи данных, когда вы мечтаете об интернете, но его дома нет. Это тоже плохо влияет на развитие цифровизации. Наша задача развивать этот блок и создавать условия для развития цифровой инфраструктуры: усилять каналы передачи данных, строить мобильные базовые станции, обеспечивать доступность интернета и цифровой инфраструктуры в виде дата-серверов, отдельных вычислительных мощностей и другое. На уровне Алматы у нас достаточно хорошее развитие.- Что будет с предприятиями, которые не смогут адаптироваться к новым требованиям?
- Если в начале 2000-х вы не умея пользоваться Microsoft Office, технически могли найти себе работу, то сегодня даже у инженера горнорудника, который находится постоянно в поле, обязательно требуют этих знаний, для ведения отчетности. Если мы не сможем, то дальше будет тяжело развиваться и востребованность человека будет падать.Предприятия, которые вовремя не адаптировались к изменениям, становятся банкротами. И это проблема людей, и предприятий, которые не хотят меняться внутри них. В случае банкротства предприятия появляется потребность и необходимость поддержки со стороны государственного аппарата. Особенно если на предприятии работает большое количество людей.
- Какие шаги необходимо предпринять для успешной цифровой трансформации?- В первую очередь это адаптивность к новым изменениям и постоянная обучаемость. В базовом формате на уровне руководителя вам надо будет переобучаться каждые три года, на уровне исполнительского блока минимум раз в 8-10 лет. Это могут быть курсы или магистратура, то что будет усиливать вашу обучающую конкуренцию. Чем больше вы знаете, адаптированы в среду и умеете правильно интегрироваться, тем более вы конкурентоспособный. Надо постоянно учиться, и это навык, который приобретается со временем. Специалистов в области цифровизации Казахстане не хватает. И при создании хорошей точки притяжения (условия для проживания, социальное обеспечение) даже если кто-то уедет, придут другие на его место.