Лента новостей

Как развивается обрабатывающая промышленность страны сообщил Алихан Смаилов

Как развивается обрабатывающая промышленность страны сообщил Алихан Смаилов
Фото: primeminister.kz 25.06.2023 08:27 1231

Как развивается обрабатывающая промышленность страны сообщил в ответе на запрос депутатов премьер-министр Алихан Смаилов, передает ИА El.kz со ссылкой на Сенат Парламента.

Правительство последовательно осуществляет индустриальную политику, а также выделяет финансовые ресурсы на поддержку промышленности. Текущая проводимая промышленная политика направлена на создание высокопроизводительной, экспортоориентированной экономики и переход от сырьевой к обрабатывающей промышленности.

В этих целях принят Закон «О промышленной политике» (Закон) и утверждены Концепция развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023–2029 годы (Концепция), Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств (утверждена постановлением Правительства от 30 июня 2022 года №452), которые позволили заложить базовые условия для запуска процесса диверсификации экономики.

Для развития предприятий Правительством предоставляются меры государственной поддержки. На 2022-2023 годы портфели институтов развития АО «НУХ «Байтерек» для финансирования проектов обрабатывающей промышленностисоставляют 591,3 млрд тенге. Вместе с тем,согласно Закону, при оказании мер государственного стимулирования отечественным предприятиям устанавливаются встречные обязательства (повышение средней заработной платы производственного персонала, уровня локализации производств отечественных предприятий, увеличение объемов производства, реализуемой продукции в денежном эквиваленте, экспорта, создание или сохранение рабочих мест и т.д.).

Правительством ежегодно вносится Главе государства Национальный доклад о состоянии промышленности страны, который формируется на основе оценки индустриального развития и оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования отрасли.

В целом, заложенные механизмы документами системы государственного планирования и законодательная поддержка новых инициатив, позволят к 2030 году достичь в обрабатывающей промышленности роста:
1) реального производства в 1,5 раза;
2) валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в 2,8 раза до 31,5 трлн тенге;
3) производительности труда до 82,1 тыс. долларов США; 
4) инвестиций в основной капитал до 3,5 трлн тенге.

Касательно ориентирования недропользователей на реализацию части сырья на отечественном рынке. Согласно Закону, в целях обеспечения отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности, предусматривается заключение соответствующих соглашений между производителями отечественного сырья и переработчиками.

В результате принятых мер, на сегодня предусмотрено предоставление базовых металлов для отечественных предприятий по сниженной цене (алюминий LME -5%, медь LME -5% и свинец LME -2%). Это позволило за 2 года увеличить переработку алюминия в 2 раза – с 31 до 57 тыс. тонн, меди в 1,5 раза – с 7 до 11 тыс. тонн, в первую очередь малыми и средними предприятиями. В рамках данной меры планируется охватить всех внутренних переработчиков алюминия и меди до конца текущего года. Кроме того, ведется работа по внесению поправок в Кодекс «О недрах и недропользовании» и Закон с целью установления обязательств недропользователям по предоставлению сырья для отечественных предприятий, а также обязательств отечественным предприятиям по переработке этого сырья.

По прогнозам, эти меры позволят к 2029 году достичь значительного роста производства готовой продукции:
алюминия – в 5 раз до 166 тыс. тонн;
свинца – в 4 раза до 81 тыс. тонн;
меди – в 13 раз до 91 тыс. тонн.

Касательно установления встречных обязательств для компаний, находящихся в специальных экономических и индустриальных зонах. На сегодня договора об осуществлении деятельности в качестве участника специальных экономических зон (СЭЗ) предусматривают следующие обязательства: своевременное введение в эксплуатацию объектов строений и сооружений, осуществление производства, обеспечение казахстанского содержания в закупках.

При этом, есть необходимость в расширении данных обязательств, так как из-за отсутствия дополнительных требований, производственные мощности не выходят на плановую мощность, затягиваются сроки реализации проекта, осуществляется нецелевое использование земельного участка и т.д. В этой связи, Правительством ведется разработка предложений по установлению дополнительных обязательств для участников СЭЗ в части увеличения объемов производства продукции, доли казахстанского содержания в закупках, улучшения условий труда для работников и др.

Касательно трансформации деятельности Фонда развития промышленности Законом определен основной мандат Фонда развития промышленности (Фонд) в части оказания финансовой поддержки и стимулирования предприятийобрабатывающей промышленности, содействия в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.Учитывая, что Фонд является оператором долгосрочного лизингового финансирования в рамках государственных программ и национальных проектов, Концепцией предусмотрено выделение бюджетных средств путем увеличения уставного капитала и/или бюджетного кредитования Фонда для финансирования проектов обрабатывающей промышленности по ставке не более 9% для конечного заемщика. На сегодняшний день Фонд активно проводит работу по упрощению процедур приема и требований к заявкам отечественных производителей для участия в программах финансирования, а также по отбору проектов.

Касательно введения реального механизма по обеспечению безбарьерного доступа отечественных производителей товаров/услуг/работ к закупкам крупных недропользователей. В целях развития внутристрановой ценности внедрен механизм по заключению офтейк-контрактов и договоров контрактных закупок (офсет). В результате, общий объем закупа товаров, работ и услуг недропользователейпо итогам 2022 года составил 7,2млрд тенге с долей внутристрановой ценности в 54,6%или 3,9 млрд тенге.

Разработаны предложения по внесению изменений в Кодекс «О недрах и недропользовании» и Закон в частивнедрения нового вида договора – договора гарантированного закупа, установления обязательств заказчиков в отношении проведения процедур закупок, принятия крупными заказчиками-недропользователями Программ развития внутристрановой ценности.

Касательно пересмотра Методики оценки уровня передела товаров и акцентирования господдержки на производство высокотехнологической продукции. При разработке Методики оценки уровня передела товара(утверждена приказом МИИР от 20 мая 2022 года № 273) был изучен и применен опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР)с учетом внешнего и внутреннего потенциала Казахстана. Согласно опыту стран ОЭСР, к высокотехнологичным отраслям относятся фармацевтика, химическая промышленность (в т.ч. лакокрасочная продукция) и машиностроение (в т.ч. трансформаторы, космическая и электронная промышленность). Определение технологической сложности товара проводится на основе международного индекса сложности товара PCI (Product complexity index).

Казахстанская методика к верхнему переделу относит готовые товары, представляющие собой результат глубокой переработки с более сложной технологией производства (входит космическая и электронная промышленность, летательные аппараты, вычислительная техника и оптические приборы. При этом не входит лакокрасочная продукция и трансформаторы). Средний передел включает полуготовые товары (промежуточные продукты), являющиеся результатом многостадийной переработки исходных материалов или готовые продукты невысокой технологической сложности (к ним относится производство трансформаторов и лакокрасочных изделий). В целом, работа в данном направлении будет продолжена и находится на контроле Правительства.

Проект на 50 млрд долларов: Казахстан начинает производить зеленый водород

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!