
К 80-летию Победы: История дважды Героя Советского Союза Леонида Беды
Леонид Игнатьевич Беда, уроженец Костанайской области, стал одним из самых результативных штурмовиков Второй мировой войны, дважды удостоенным звания Героя Советского Союза, сообщает ИА El.kz.
Имя Леонида Беды навсегда вписано в историю не только как имя дважды Героя Советского Союза, но и как символ героизма казахстанского народа в годы Великой Отечественной войны. Уроженец села Новопокровка, расположенного в Узункольском районе современной Костанайской области, он прошёл весь боевой путь от молодого лейтенанта до генерал-лейтенанта авиации. На счету Беды — более двух сотен боевых вылетов, участие в самых тяжёлых операциях, от Сталинграда до Кёнигсберга, и десятки спасённых жизней.
Он воевал на штурмовике Ил-2, одном из самых уязвимых, но мощных самолётов своего времени, и стал одним из самых уважаемых офицеров фронтовой авиации. За годы войны он получил множество боевых наград, включая две «Золотые Звезды» Героя Советского Союза. Его история — это не просто летопись военных успехов, но и образец личной отваги, стойкости, товарищества и долга перед Родиной.
Детство и юность Леонида Беды
Будущий дважды Герой Советского Союза Леонид Игнатьевич Беда родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка, входившем в Рясскую волость Петропавловского уезда РСФСР. Сегодня это село находится на территории Узункольского района Костанайской области Республики Казахстан. По национальности он был украинцем.
Детство Леонида прошло в степной глубинке Северного Казахстана. В 1935 году его семья переехала в посёлок Урицкий (ныне — Сарыколь), где он продолжил обучение в местной школе и в 1936 году окончил 7 классов. Уже в юности Беда проявлял неординарные способности, любознательность и стремление к знаниям. Некоторое время после школы он работал культармейцем — организатором культурной и просветительской работы в районе. Эта должность требовала инициативности, организаторских способностей и умения работать с людьми, что в дальнейшем пригодилось ему и в армейской службе.
Тяга к образованию привела Леонида Беду в Уральск, один из крупнейших городов Западного Казахстана. Там он поступил в Уральский учительский институт на физико-математический факультет, который окончил в 1940 году. Получив диплом педагога, он мог бы стать преподавателем, но параллельно с учёбой в институте Леонид Беда занимался в местном аэроклубе. Именно там окончательно сформировалась его любовь к небу и авиации.
Окончание учёбы совпало с началом нового жизненного этапа: в августе 1940 года Леонид был призван в армию и направлен на учёбу в 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (в современном Оренбурге). Именно в этих стенах он получил профессиональную подготовку как военный лётчик. Здесь же его и застала Великая Отечественная война, развернувшая его жизнь в сторону фронтов, неба, огня и героизма.
Начало боевого пути: от Сталинграда до Крыма
Фронтовая биография Леонида Беды началась в августе 1942 года — в одном из самых напряжённых периодов Великой Отечественной войны. Молодой лейтенант получил назначение в 568-й штурмовой авиационный полк, позже — в 505-й штурмовой авиационный полк, который в марте 1943 года был преобразован в 75-й гвардейский. Именно в составе этой части Беда прошёл путь от Сталинграда до Восточной Пруссии, став легендой авиации.
Его первое боевое крещение состоялось на Сталинградском фронте — ключевом участке войны, где решалась судьба всей страны. Здесь, в небе над Волгой, Леонид проявил невероятную стойкость уже во втором вылете. 13 сентября 1942 года, возвращаясь после удара по железнодорожному узлу противника, его штурмовик Ил-2 был атакован четырьмя истребителями Me-109. Лётчик сражался в одиночку: его машина была одноместной и без воздушного стрелка. Несмотря на полученные ранения — пулями в левую руку и бок, — Беда довёл изрешечённый самолёт до линии фронта, посадив его «на брюхо» в поле. После осмотра техники механики насчитали в фюзеляже и крыльях 380 пробоин.
Это был не единичный случай выживания вопреки обстоятельствам. Уже 26 ноября того же года его самолёт вновь был подбит. С трудом дотянув до своих позиций, Беда совершил вынужденную посадку. Несколько дней считавшийся погибшим, он неожиданно вернулся в полк, чем вызвал неподдельное удивление и радость товарищей.
Весной 1943 года Беда был назначен командиром авиаэскадрильи. В этой должности он лично вёл группы штурмовиков на особо опасные задания. 29 апреля 1943 года в небе над районом Ново-Троицк его эскадрилья встретилась с группой вражеских пикирующих бомбардировщиков Ju-87. В завязавшемся воздушном бою было сбито три немецких самолёта, один из которых лично уничтожил Беда. После боя эскадрилья выполнила основную задачу: уничтожила технику противника в районе города Стаханов и вернулась без потерь.
С декабря 1943 года Беда воевал на 4-м Украинском фронте. В числе успешных операций — штурмовки позиций противника в населённых пунктах Днепровка, Орехов, Никополь, Ялта. Особенно запомнился налёт 12 января 1944 года, когда группа штурмовиков под его командованием за семь заходов на цель уничтожила танк, три зенитные установки, два орудия и миномётную батарею.
Одним из самых драматичных эпизодов стал бой 7 апреля 1944 года. Во время атаки на аэродром Курман-Кемельчи (Крым) самолёт Беды был подбит. Он совершил вынужденную посадку прямо возле вражеских позиций. Когда к месту аварии устремились немецкие мотоциклисты и бронетранспортёр, лётчик и его воздушный стрелок Семён Романов подожгли машину и приготовились к последнему бою. Но их не оставили однополчане: штурмовик под управлением молодого лётчика Александра Береснева пошёл на посадку. Беда втиснулся в кабину стрелка, а Романов — в смотровой люк, уцепившись снаружи. Под огнём врага самолёт с двумя спасёнными героями взлетел и вернулся на базу.
Выдающиеся боевые эпизоды: от огня Крыма до Кёнигсберга
Каждый боевой вылет Леонида Беды — это отдельная страница фронтовой летописи. Он не просто исполнял приказы — он действовал с инициативой, точно, смело и решительно, каждый раз подвергая себя смертельной опасности. Его имя стало известно не только среди сослуживцев, но и в штабах, где ход его боевых операций тщательно анализировался как пример точности и эффективности штурмовой авиации.
Один из самых ярких эпизодов произошёл весной 1944 года. Уже упомянутая операция у аэродрома Курман-Кемельчи (ныне — посёлок Красногвардейское, Крым) 7 апреля стала настоящим испытанием на мужество и сплочённость боевых товарищей. Подбитый вражеским зенитным огнём Ил-2 был вынужден приземлиться прямо на оккупированной территории. Немцы моментально отреагировали: к месту аварии двинулся бронетранспортёр и группа мотоциклистов. Вместо паники — чёткие действия. Леонид Беда и воздушный стрелок Семён Романов уничтожили приборы, пробили бак, подожгли машину. Всё это — под приближающимся врагом. Когда товарищи из группы начали обстреливать позиции противника, на помощь пришёл молодой пилот Александр Береснев. Его поступок — отдельная история подвига: он посадил штурмовик в поле, под вражеским огнём, и, несмотря на риск, спас экипаж Беды.
С 1944 года и до конца войны Беда действовал на 3-м Белорусском фронте, принимая участие в крупных наступательных операциях — Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Восточно-Прусской. В этих боях он стал настоящим воздушным охотником. Например, 18 января 1945 года, во время вылета на «свободную охоту» в районе Драгупенен (Восточная Пруссия), он лично уничтожил вражеский танк, подавил огневые точки, сорвав атаку на позиции советских войск.
К этому моменту его послужной список уже поражал масштабом. Он совершил свыше 200 боевых вылетов, в ходе которых были уничтожены десятки танков, автомобилей, артиллерийских и миномётных батарей. Только за один год — с весны 1944 по весну 1945 — он уничтожил:
- 24 танка,
- 48 автомашин,
- 67 зенитных точек,
- 27 артиллерийских и миномётных батарей,
- 46 железнодорожных вагонов,
- один паром с техникой,
- а также большое количество живой силы противника.
Лётная книжка Беды — это хроника освобождения Европы: Сталинград, Запорожье, Никополь, Севастополь, Орша, Вильнюс, Кёнигсберг. Его машина — штурмовик Ил-2, получивший среди лётчиков прозвище «летающий танк» — каждый раз возвращалась с новых миссий, нередко пробитая, но непокорённая.
Большинство вылетов Леонид Беда совершил с неизменным воздушным стрелком — гвардии старшиной Семёном Терентьевичем Романовым. Их боевое товарищество стало легендой. Романов сам прошёл 191 боевой вылет и был удостоен звания полного кавалера ордена Славы.
Первая звезда Героя Советского Союза: за 109 боевых вылетов и личное мужество
К весне 1944 года Леонид Игнатьевич Беда стал одним из самых результативных и авторитетных лётчиков 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. В условиях ожесточённых боёв на Южном и 4-м Украинском фронтах он продемонстрировал высочайший уровень лётной подготовки, тактическое мастерство и личное мужество, за которое был выдвинут к высшей награде Советского Союза.
По состоянию на 9 апреля 1944 года Беда совершил 109 успешных боевых вылетов. Это были не просто полёты: каждый из них сопровождался выполнением сложнейших заданий по штурмовке укреплений, уничтожению техники и живой силы противника. Он действовал в критических условиях — под зенитным огнём, при встречах с вражескими истребителями, в плохую погоду и в условиях ограниченной видимости. Несмотря на это, его группы возвращались с минимумом потерь, а эффективность налётов признавалась командованием как эталонная.
26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитану Беде Леониду Игнатьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Одновременно он был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» — № 4937. Формулировка в наградных документах подчеркивала: за образцовое выполнение боевых заданий командования, за отвагу, мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Эта награда стала не просто признанием заслуг Беды, но и символом мужества всего казахстанского народа, воевавшего на фронтах Великой Отечественной. Он стал одним из первых уроженцев Костанайской области, удостоенных высшей награды СССР в годы войны.
После награждения Беда не ушёл с передовой. Наоборот — он продолжил участвовать в операциях, теперь уже на территории Белоруссии, Литвы, Восточной Пруссии. Его путь ещё не был завершён — впереди были новые вылеты, новые сражения и вторая «Золотая Звезда».
Вторая звезда Героя Советского Союза: за Кёнигсберг и 214 боевых вылетов
Весна 1945 года. Финальный этап войны, когда каждое задание фронтовой авиации становилось решающим вкладом в сокрушение врага. Именно в этот период Леонид Игнатьевич Беда снова оказался в эпицентре событий — теперь на 3-м Белорусском фронте, участвуя в масштабной Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга.
К маю 1945 года за плечами Беды было уже 214 боевых вылетов. Он стал не только опытным лётчиком, но и зрелым командиром, выполнявшим сложнейшие задачи по уничтожению укреплённых узлов сопротивления, артиллерийских батарей, эшелонов с техникой и живой силой противника. Особо отличился он при взятии Кёнигсберга — одного из самых укреплённых городов Восточной Пруссии. Его штурмовой полк сыграл ключевую роль в подавлении вражеских артиллерийских позиций, расчистке пути для наступающей пехоты и танковых частей.
За период с апреля 1944 по апрель 1945 года Леонид Беда лично уничтожил:
- 24 танка,
- 48 автомашин,
- 67 зенитных точек,
- 27 артиллерийских и миномётных батарей,
- 46 железнодорожных вагонов,
- один паром,
- и значительное количество живой силы.
29 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии майору Беде Леониду Игнатьевичу была вручена вторая медаль «Золотая Звезда», сделавшая его дважды Героем Советского Союза. Награда вручалась за особо выдающиеся заслуги в боях против фашистских войск, образцовое выполнение командных задач и героизм, проявленный в завершающих операциях войны.
Беда стал одним из немногих офицеров, кто дважды удостоился этой награды именно за боевые вылеты на штурмовике Ил-2 — самолёте, где шансы на возвращение были одними из самых низких. Его вклад не ограничивался тактикой: он был лидером, которому верили подчинённые, и который всегда летел впереди группы.
На момент Победы он прошёл путь от рядового лётчика до помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. Его имя уже тогда стало известно далеко за пределами своего полка — как символ непоколебимого мужества, самоотверженности и высочайшего боевого мастерства.
После войны: командный путь и служба в мирное время
После завершения Великой Отечественной войны Леонид Игнатьевич Беда остался в строю. Его фронтовой опыт, тактические знания и организаторские способности были востребованы в новой эпохе — эпохе мирного строительства и подготовки новых поколений военных лётчиков. В октябре 1945 года он окончил курсы усовершенствования командного состава при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе ВВС. Затем до 1947 года продолжал службу в частях Белорусского военного округа, где занимал должности помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе и командира эскадрильи. Уже тогда он летал на новых типах штурмовиков, включая Ил-10.
В 1950 году Беда окончил Военно-воздушную академию в Монино с золотой медалью, что свидетельствовало о его высоком уровне теоретической подготовки. С июня 1950 года он командовал 905-м штурмовым авиационным полком в Туркестанском военном округе (г. Сталинабад, ныне Душанбе), где продолжил летать, осваивая модернизированные Ил-10. В 1954–1955 годах он был назначен заместителем командира 333-й штурмовой авиационной дивизии по лётной подготовке.
В 1957 году Леонид Игнатьевич окончил Военную академию Генерального штаба — высшее военное учебное заведение страны. Это открывало путь к руководящим должностям в масштабах округов и армий. С 1958 по 1960 год он командовал 172-й авиационной дивизией истребителей-бомбардировщиков в составе Северной группы войск (Польша, г. Легница). В этот период Беда осваивает реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17, а также самолёт Як-12. Его квалификация была подтверждена присвоением звания военного лётчика 1-го класса.
В начале 1960-х годов он переходит на штабную работу: сначала как заместитель начальника отдела боевой подготовки и военно-учебных заведений 37-й воздушной армии, затем — с 1963 года — командует 1-й гвардейской авиационной дивизией истребителей-бомбардировщиков в Белорусском военном округе (г. Лида, Гродненская область). Здесь он продолжает активно летать, в том числе на современных реактивных самолётах Су-7Б, Су-7У и Ан-2.
С 1966 по 1972 годы Беда проходит путь от заместителя до первого заместителя командующего 26-й воздушной армией. В феврале 1972 года он назначается командующим этой армией — крупнейшим объединением военно-воздушных сил в Белорусском военном округе. Под его командованием армия достигала высоких показателей боевой готовности, а он сам продолжал личные полёты на военно-транспортных самолётах Ан-26. В 1972 году ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта авиации.
Одновременно с военной службой Беда вёл общественную и политическую деятельность. Он избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР двух созывов (1959–1963 и с 1975 года), а в 1976 году стал членом Центрального Комитета Компартии Белоруссии.
Его труд и заслуги были отмечены множеством наград, в том числе орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и рядом иностранных наград. В 1971 году ему было присвоено звание Заслуженного военного лётчика СССР.
Леонид Беда жил в Минске. Он погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе на территории Брестской области. Вместе с ним погиб председатель Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Фёдор Сурганов. Беда был похоронен на Восточном кладбище в Минске, где установлен памятник.
Память и увековечивание имени Леонида Беды
Имя Леонида Игнатьевича Беды навсегда вошло в историю не только как символ воинского мужества, но и как пример жизненного подвига, который чтят в Казахстане, Беларуси и за их пределами. Память о дважды Герое Советского Союза бережно сохраняется в городах, связанных с его биографией и боевым путём.
В его родной Костанайской области имя Беды носит одна из центральных улиц в городе Костанае. Здесь же, на площади Победы, установлен бронзовый бюст героя. Он был создан в 1948 году московским скульптором Шварцем и стал первым мемориальным знаком в честь Леонида Беды. Также его бюст установлен на Аллее Героев в костанайском парке Победы. На малой родине — в селе Новопокровка Узункольского района — действует школьный музей, посвящённый жизни и подвигу земляка.
В Белоруссии, где Беда провёл значительную часть своей послевоенной жизни и служил на высоких командных должностях, его имя также увековечено. В городе Минске, где он жил, на доме по улице Янки Купалы, 7, 25 июня 2008 года была установлена мемориальная доска. Отдельная мемориальная доска с его именем установлена на доме № 5 по улице Леонида Беды — одной из городских улиц, носящих имя героя. Эта улица появилась в Минске в 1970-е годы и с тех пор стала символом памяти о выдающемся военном лётчике.
Имя Леонида Беды также носит одна из улиц в белорусском городе Лида, где он командовал авиационной дивизией. Он стал почётным гражданином этого города в 1967 году. В Лиде долгое время размещалась 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, в которой Беда прошёл всю войну и командовал в мирное время. Также его имя носит улица в городе Тобыл (Костанайская область).
Навечно Леонид Беда зачислен в списки 116-й гвардейской штурмовой авиационной Радомской Краснознамённой базы Военно-воздушных сил Республики Беларусь, дислоцированной на аэродроме Лида. Эта традиция — особый символ уважения к памяти боевых командиров.
Отдельным решением Управления по образованию Администрации Советского района города Минска от 27 июня 2024 года средняя школа № 53 получила имя дважды Героя Советского Союза Леонида Беды. Таким образом, новое поколение школьников будет ежедневно встречаться с именем героя, изучать его биографию и помнить о его вкладе в Победу.
Первые материалы о герое были переданы в Костанайский областной историко-краеведческий музей его отцом — Игнатом Яковлевичем Бедой — ещё в 1960 году. С тех пор память о лётчике остаётся важной частью регионального и национального исторического наследия.
Леонид Игнатьевич Беда — это имя, которое объединяет поколения. Его подвиг не только в количестве боевых вылетов или наградах, но и в той преданности Родине, которую он пронёс через всю жизнь. Казахстан по праву гордится своим героем — человеком, чья судьба стала частью истории всей страны.
Читайте также: