Лента новостей

История создания, место и роль жанра ток-шоу на казахстанском телевидении 

Не зря на сегодняшний день СМИ называют – четвертой властью
История создания, место и роль жанра ток-шоу на казахстанском телевидении 
18.10.2017 10:53 7420

Журналистика одна из самых важных направлений во всем мире. И не зря на сегодняшний день СМИ называют – четвертой властью. Самые первые способы донесения информации явились фундаментом в развитии сегодняшней журналистики. Это, конечно же, были первые методы, как наскальные рисунки, знаки, письма в папирусах, и с этих времен появляются первые источники информации газеты, а местом зарождения их является Венеция. Мы до сих пор помним историю об изобретения Поповым радио. И мы помним самые первые картины на экранах – это черно-белые иллюстрации, без звука, те же самые веселые и добрые фильмы Чарли Чаплина.

Появление телевидения изменило жизнь людей кардинально. На сегодняшний день это немое кино - фундамент телевизионной журналистики вырос настолько, что с каждым днем выходят новые программы, зарождаются новые жанры. И одними из таких жанров является жанр, который по сей день не потерял свою значимость, а наоборот стал исключительно опорой любого канала, стал неотъемлемой частью любого эфира. Это, конечно же, жанр ток-шоу. Порою бывает так, что думаешь о том, что только новости являются составляющей частью канала. Но ток-шоу доказало обратное.  И программы такого жанра занимают свое особое место на телевидении. Если бы не было развлекательных программ на свободные темы, то наше телевидение стало бы одним из скучных созданий человечества. Представьте себе, канал, который вещает только новости. Разумеется, в журналистике уже различаются типы каналов по своему вещанию. 

В Казахстане объем сетки вещания выглядит таким образом, что 90% занимают новости, а 10% развлекательные программы. К ним относится наш канал, как «24.kz». Есть развлекательные каналы, их объем сетки вещания наоборот типу вещания информационных каналов, здесь лишь 10% занимают новостные программы, а все остальные 90% развлекательного характера. К таким относятся каналы, как «7 канал» с недавних пор, «31 канал»,  «Ел арна» и так далее. 

Именно в программах ток-шоу люди могут быть главными героями, ньюсмейкерами программы по щепетильной теме, актуальной на сегодняшний день. С появления жанра ток-шоу люди не раз обращались своими просьбами решить проблему с помощью телевидения, или только, чтобы рассказать о своей проблеме с целью обратить внимание людей, дабы они не совершали таких же ошибок. 

В современных реалиях развития масс-медиа очень важно знать историю появления первых программ в жанре ток-шоу на казахстанском телевидении, понимать специфику передач, их цели и аудиторию, на которые они направлены.  В ток-шоу поднимаются разные вопросы, разные темы, и то, как это обсуждают спикеры и гости программы интересно всем. Современное телевидение шагнуло вперед, и порой мы не вспоминаем об истории этого жанра. Для того, чтобы понять насколько сейчас развивается жанр ток-шоу, нужно поднять эту тему, чтобы сравнительно убедиться в правильности развития жанра, и правильности обсуждаемых тем. Наиболее важно знать, какого рода ток-шоу люди смотрят больше, какое место занимает ток-шоу, и какую роль играет он на сегодняшний день.  

Жанр ток-шоу пришел к нам после того, как начал свое развитие на российских телеканалах. С 1992 года по 2002 год в казахстанском телевидении не было ток-шоу, этот жанр называли по-другому, как обсуждение-спор. Самые первые программы в жанре дискуссии, ток-шоу были как «Қарыз бен парыз» Сагата Ашимбаева. Но и эту программу нельзя назвать ток-шоу, в ней присутствовали лишь элементы ток-шоу. Позже с 2000 года свое вещание начала программа «Заман сауал» на 31 канале. В эти же годы появляется токшоу Гулжан Ергалиевой «Общественная позиция». К сожалению, программа просуществовала не долго, так как требовались программы на государственном языке.

Так, к примеру, благодаря финансированию фонду «Сорос Казахстан» в эфир стартовала программа «Бар мен жоқ». Преимуществами этой программы было то, что зрители могли участвовать в голосовании, отвечали на поставленный вопрос, как «да» или «нет». После стартовала программа «Дода». Начиная с «1958 года на казахстанском телевидении выходили разные программы с элеменатми жанра ток-шоу, которые и стали основой казахстанского телевидения, такие как: «Сұхбат», «Кездесу», «Қымызхана» Султана Оразалина, «Ритм операциясы», «Екібастұз проблемалары» Гадилбека Шалахметова, «Бір хаттың ізімен», «Үш бәйтерек» Кажы Корганова, «Көкпар» Нуртилеу Имангалиулы и так далее. А со времен приобретения Казахстаном независимости на экранах появляются такие программы, как «Жетпіс жеті күн», «Ұят болмасын» ведущий которого Серик Абас-Шах, «Шынның жүзі» Касым Аманжолва и так далее. 

В свое время популярной была программа «Ақжүніс» ведущей была Сауле Абилдакызы. Можно сказать, что именно эта программа является началом ток-шоу. В свое время «Ақжүніс» поднимала такие вопросы, как «Замуж по залету», «Внебрачный ребенок», «Влюбиться в женатого мужчину» и так далее. В основном это были вопросы, темы касательно девушек, их воспитания, также поднимались нравственно-воспитательные темы. Как говорит сама Сауле Абиденова, эта была программой, где впервые женщины могли поделиться своими проблемами. Ток-шоу появилось именно в то время, когда народ нуждался в нем.

Именно эта программа дала свой некий вдох женщинам. Как и на нынешних ток-шоу в студию приглашались главные гости программы. Это были люди, начиная с простого населения до звезд казахстанской эстрады. Главная героиня выступала, сидя за ширмой. Если сейчас в ток-шоу мы видим, как главные герои без каких-либо стеснений сидят и рассказывают о своей проблеме, не одевают маски, не меняют фамилии, то в то время народ был не готов к такому восприятию программы. Программа «Ақжүніс» строго настрого держала информацию о своих героях в секрете, любая информация о них была конфиденциальная. В эфире использовали только то, что позволяла говорить сама героиня. Так, к примеру, героини были уверены, что никакой угрозы в участии в программе не будет. Они сидели за ширмой, их лицо никто не видел, их полного имени никто и не знал. У них была лишь одна миссия – рассказать о своей проблеме и спросить у гостей программы, как можно разрешить ее.

В основном женщины находили решения и оставались благодарны редакции программы «Ақжүніс». Здесь героев даже и не искали. Зрители сами писали в редакцию, сами хотели поделиться историей. И только, чтобы рассказать о том, что существует такая проблематика, и что нужно быть бдительными в этих или иных вопросах. Сауле Абиденова делится, что именно благодаря «Ақжүніс» люди решали свои проблемы, а гости, которые принимали в ней участие, тоже каким-то образом наделялись энергией, становились более удачливыми и нашли свое призвание в этой жизни. Наверное, это было самым популярным ток-шоу на казахстанском телевидении, что все хотели попасть в нее, не как герои программы, а как просто гости, спикеры или просто как массовка. После программы многие люди посвящали свои произведения редакции программы.

Так, к примеру, Оразакын Аскар написал поэму «Жұмбақ қыз», где во едино собрались мотивы, цель, истории ток-шоу «Ақжүніс». А если мы остановимся в образе ведущей, то Сауле Абиденова полностью соответствовала образу программы и каким-то образом дополняла. Сама программа более несет женственную натуру, так как освещала и поднимала темы, касательно женщин, девушек. Это была социально-общественной программой. Длинные волосы, черные глаза, мягкий характер и скромность Сауле Абиденовой отлично сочетался с программой, ведь по тому, как вела программу Сауле Абиденова, можно смело уверять, что здесь нет лжи. Программа строилась на реальных событиях.  

Как доказывает теория, даже самому информационному каналу необходимы программы в жанре ток-шоу. Если бы телевидению не был бы важен этот жанр, то на сегодняшний день мы бы смотрели однотипные каналы, вещание которых ничем не отличается от остальных, содержание строго-настрого официальное и ноль других передач противоположного формата. Правда, смотреть такие каналы было бы скучно каждому, и поэтому мы имеем такое разнообразие в телевидении.

В переводе с английского языка Talk show (англ.) – означает: talk – говорить, беседовать show – показ, демонстрация То есть это – рaзгoвoр двух и более людей, обсуждение на одну тему. Разные словари термин этого жанра раскрывают по-своему. К примеру, в одних источниках ток-шoу— это вид телепередaчи, в которoй цель программы лежит в обсуждении темы, приглашенными в студию гостями. В ток-шоу есть такая закономерность, что обязательными участниками является массовка, аудитория, которая тоже имеет право принять в ней участие, хотя бы косвенно, задав приглашенным гостям свой вопрос или же, поделиться своим мнением о происходящей ситуации.  Другая литература термину тoк-шоу придает такое значение – это прежде всего жанр телепередачи. На основе, которой лежит дискуссия, обсуждение какого-либо вопроса, при этом щепетильной, также в ней главенствующую роль играют герои, которые принимают участие и плюс, приглашенные в студию зрители. В английских источниках есть такое определение, что жанр представляет собой – интервью, обычно телевизионное - с каким-либо известным лицом, будь это звезда шоу-бизнеса, актер, певец, писатель, депутат или известная в социальной сети простая девушка или группой таких лиц.

А вот в одних книгах данному жанру приписывают два и более значения и описывают ряд важных элементов. Вот в одном из них поясняется, что тoкшоу, во-первых, это все-таки телепередача в форме беседы видных общественных деятелей так называемой "за круглым столом", так же эти люди имеют прямую возможность задавать вопросы ведущему и гостям; во-вторых – ток-шоу нужно понимать, как речевое выступление на публике (главным образом для одного актера). То есть здесь программа приобретает более массивный характер в плане развлекательности. Таким образом, из выше предложенных вариантов можно сформулировать одно, имеющее прямую причастность обще сказанному. Итак, ток-шоу – это прежде всего зрелищная формы проведения дискуссии, предметом обсуждения которой является aктуальная проблема сегодняшнего дня, с участием реальных героев и спикеров, имеющие информацию и причастность к злободневной теме.

А притягивать можно всем, это те же самые истории, что были и переживают ныне сегодняшняя молодежь, это те же плачевное прошлое одиноких женщин, это те же малолетние мамочки, ссоры в избе, рукоприкладства и другие проблемы, встречающиеся почти у каждого третьего населения страны. Развивать и делать эту программу интересней можно сделать с помощью 100% шума и скандала участников программы друг с другом, участие в них известных личностей, дабы собрать высокий рейтинг. Казалось бы, все это было на экранах телевизора, на перечисленные темы делали ток-шоу 1000 раз, и всего уже не осталось ничего, чтобы выжимать хоть что-то из этих вопросов. Но, журналистика творческая специальность.

Она позволяет себе креатив и новшества. Точно так же и журналисты работают над созданием запоминающейся программы, в частности ток-шоу передач. Как было сказано выше, без продакшнов не было бы интересной телевидение и по этой большой причине телевидение позволило себе, хотя нет, дало себе обязанность – развить жанр ток-шоу, ведь в нем есть начало телевидение, настоящее и будущее.

Сейчас идет бурное развитие программ развлекательного характера, рождаются все новые и новые ток-шоу на разных языках с разными уклонами, и пусть люди говорят, что это «клоны» - аналог той же самой российской программы или же копия нашего казахстанского ток-шоу, надо понять, что этот жанр – как жвачка для народа. А жевательную резинку любят все. Так и зрителям необходимо предоставить большой выбор развлекательных передач, чтобы каждый из них выбрал себе программу по душе и по вкусу, у него должен быть выбор между «мятной» и «фруктовой» жвачкой. Возможно, на этой почве и возникает вопрос: «А что выигрывают от этого сами журналисты, телеканалы?». Это, безусловно, во-первых, рейтинг, а во-вторых немаловажная вещь, как конкуренция. Ведь именно конкурируя между другими программами – редакции все больше и больше придумывают различные концепции ток-шоу, делая их все интереснее и притягательной. Так идет развитие отечественного телевидения.

Отечественные ток-шоу востребован людьми разного возраста. В ней люди находят ответы на свои вопросы, предлагают свои наболевшие темы, и имеют полную свободу принять в них участие, чтобы поднять свою проблему, а заодно найти решение. Зачастую, телеканалы освещают данный вид программы, чтобы собрать большую аудиторию, а самое главное рейтинг, ведь таким образом, ток-шоу будут приносить каналу доход. Первые программы, ток-шоу начали появляться со времен приобретения государством Независимости. И вот спустя годы, жанр ток-шоу ищет свое развитие. Ведь использование рaзвлекательных ток-шоу в телевидении продолжает coхранять свою актуальность. 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!