Развитие ведущих стран мира привело к формированию постиндустриальной, а затем и новой экономики – экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального труда, науки, новейших технологий. Основу данной новой экономики составляет интеллектуальный потенциал, являющийся главной доминантой социально-экономического развития современного общества.
В последние годы резко возрос интерес к изучению процессов интеллектуального развития общества. Как отмечает В.К. Левашов, «в первую очередь это связано с формированием и становлением общества знаний – новой социально-экономической формации, основной движущей силой и продуктом которой становится производство, распределение и эффективное использование научных знаний и технологий». Очевидно, что образование в современный период становится отраслью хозяйства, а основным ресурсом развития экономики является человеческий фактор – больше всего ценится личность, которая может открыть, создать что-то новое в производстве, науке, культуре и т.д. И потому важнейшая миссия высшего образования в Казахстане – подготовка интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов-граждан Республики Казахстан. Перед системой высшего образования сегодня встают принципиально новые задачи, главную из которых обозначил Президент РК Н.А. Назарбаев в инициированном им национальном проекте «Интеллектуальная нация – 2020: «воспитание казахстанцев новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом». Формирование интеллектуальной нации признано одной из стратегических целей развития Казахстана, при этом главными векторами являются качественное образование и поддержка подрастающего поколения. Согласно отзывам зарубежных специалистов в сфере образования, а также показателям олимпиад, конкурсов, тестирований и т. п., казахстанская молодёжь обладает высоким интеллектуальным потенциалом. Нужно только уметь правильно его использовать. Не просто дать будущему специалисту хорошее образование, но и помочь раскрыть талант и возможности, создать условия для умелого использования полученных знаний, обеспечить формирование конкурентоспособных работников. Проект «Интеллектуальная нация» должен учитывать три потенциальных момента: рождение новых решений, технологий и инноваций; информационную революцию; духовное воспитание молодежи. Целью интеллектуального общества является удовлетворение потребности в вооруженных новыми знаниями специалистах, применение научных достижений в определенных экономических отраслях и формирование гуманитарных ценностей нашей страны. Ведущее место в формировании личности гражданина интеллектуального общества занимают гуманитарные технологии, задача которых – управлять социогуманитарными системами. О дефиниции понятия «гуманитарные технологии» научные дискуссии ведутся уже более полувека. Исследования на эту тему проводятся во многих странах мира. Один из разработчиков новой научной дисциплины - соционики А.В. Букалов определяет гуманитарные технологии как методы обучения, организацию системного образования, психоинформационную совместимость, психотерапию, глубинный психоанализ. Гуманитарный технолог Е. Островский дает другое определение: «Гуманитарные технологии – набор тщательно выверенных и научно обоснованных приемов и специальных техник непрямого воздействия гуманитарных технологов на общество через управление социальным поведением» . Как пишет российский ученый А. Курочкин, «гуманитарные технологии – это комплекс методов управления социогуманитарными системами, обладающих следующими характеристиками: публичной сферой применения, ориентацией на будущее (стратегический характер), эксклюзивностью и оптимистич- ностью». Основной задачей гуманитарного технолога становится, таким образом, поиск общего основания, общего принципа, исходя из которого, можно интерпретировать действие, сделать его понятным в контексте различных институциональных подсистем, признавая при этом, что каждая из них обладает собственным специфическим набором таких принципов.
Гуманитарные стратегии направлены, прежде всего, на развитие непосредственной коммуникации. Гуманитарные технологии также имеют и стратегический характер, то есть направлены на решение проблем в долгосрочной перспективе и, как правило, эксклюзивны, то есть разрабатываются под конкретный проблемный блок или проект. В Гарвардском университете США ведутся исследования в сфере гуманитарных инициатив – Harvard Humanitarian Initiatives. В Катаре проводятся комплексные исследования по гуманитарным наукам. База гуманитарных исследований - http://crisismappers.net/ является передовым информационным ресурсом. В работе проекта участвует 191 страна мира. В 2007 году на основе данного проекта была разработана Карта Кризиса. Целью данного проекта является выявление воздействия на человека достижений техногенных технологий и управление кризисными ситуациями в обществе. Можно отметить успешные исследования, проводимые в рамках Инновационного саммита Образования и Науки - http://www.wise-qatar.org/ Катара. В России проводились исследования в данном направлении, которые были реализованы на практике. Например, прикладные исследования гуманитарного образования, технологии и экспертизы, проведенные в Центре биоэтики Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Исследования HR-Лаборатории «Гуманитарные технологии» (Human Technologies) факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова разрабатывают интеллектуальные тесты, проводят оценку и экспертизу, направленные на развитие человеческого капитала. Факультет психологии данного университета и Центр толерантных и гуманитарных технологий при научно-практическом Центре «Гратис» разрабатывают образовательные программы, психологические игры, проводят эмпирические исследования среди целевых групп. Лаборатория «Гуманитарные технологии» г. Москвы известна своими информационными, экспертно-аналитическими исследованиями в своих основных направлениях, конкурентоспособными в рынке гуманитарных технологий. К ряду центров, проводящих исследования по теме данного проекта, можно отнести Центр социальной коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета, Центр общественного развития и гуманитарных технологий. В этой связи исследование гуманитарных технологий, направленных на развитие интеллектуального капитала нации и формирование «гражданина интеллектуального общества» Казахстана представляется не просто научной, но политической за- дачей. По мнению казахстанских ученых, «на современном этапе при формировании «гражданина интеллектуального общества» должно реализоваться комплексное исследование гуманитарных технологий, влияющих на общественное сознание и результаты стратегических целей. В период оперативного развития мировых экономических, социально-политических процессов определение духовных ценностей и идеологических принципов казахстанского общества, направление их на положения цивилизации является актуальной проблемой».