Интеллектуальный капитал и традиционные национальные ценности
Во время экспедиции «Казак eлi» была проведена работа в фокус-группах, которые составила учащаяся и работающая молодежь регионов Казахстана. Молодежь города Семипалатинска показала себя активным сторонником формирования интеллектуальной нации. Сайлаубеков Еркебулан подчеркнул: «В нашем понимании, в нашей лексике понятие «интеллектуальная нация» только начало формироваться. Думаю, что одним из условий формирования интеллектуальной нации является формирование национального воспитания. Мы будем формировать замечательные бренды под основой национального автографа». Один из факторов формирования интеллектуальной нации – это язык. Следующий фактор – окружающая среда, общество. Мы становимся личностью под воздействием этого общества. В данное время существуют индивидуальные критерии программы «Болашак», связанные со знанием казахского языка, истории и литературы. И этот факт является предпосылкой формирования интеллектуальной нации».
Оралбаев Жалгас выразил свое мнение об обсуждаемой теме:
«Под словом «интеллектуал» мы подразумеваем интеллигента. То есть, эта группа людей с высоким интеллектуальным уровнем и базовыми знаниями. По-моему, интеллектуальная нация – эта среда, состоящая из образованных, опытных граждан. Они – специалисты с высшим образованием, представители интеллигенции с большим кругозором. Только при формировании интеллектуальной нации развивается и крепнет фундамент страны». На вопрос о том, можно ли сформировать интеллектуальную нацию, Молдажаров Мирас ответил следующим образом: «Нельзя сказать, что у нас не существует интеллектуальной молодежи. Казахский народ имеет тысячелетнюю историю, на страницах которой встречаются имена наших ханов и биев. Мы также знаем о представителях интеллигенции советских времен. Потому мы не можем забыть о них и отрицать существование интеллектуальной нации. Она сейчас есть. Я считаю, что сегодняшняя молодежь призвана развивать этот уровень. Конечно, к интеллектуальным людям можно отнести не только поэтов и писателей, но и тех простых, грамотных людей, которые являются профессионалами и могут объективно оценить современное общество».
Если интеллектуальная нация уже сформирована, то каков сегодняшний уровень нашей молодежи? На этот вопрос дебатер Оралбаев Жалгас не только дал наиболее точный ответ, но и попытался взглянуть на проблему глубже. «Вообще, интеллектуальный уровень невоможно измерить по специальной шкале.
И в нашей стране очень много умных и образованных молодых людей. Они учатся в Гарварде, Оксфорде. А образованная молодежь из разных регионов страны в лучшем случае обучается в КазГУ.
По системе образования и грамотности Казахстан входит в первую десятку стран мира. Но наша грамотность не является показателем нашего уровня знаний. Как молодое поколение, мы часто замечаем недостатки в системе обучения вузов. Да, недостатки замечаются везде. Но для того, чтобы оптимально решить данный вопрос, необходимо повысить уровень системы обучения в школах и знаний наших педагогов. Например, я учусь на мехмате. Теоретически мы все изучаем, но нам не хватает практики.
Если практики недостаточно, то в будущем нам будет трудно работать с усовершенствованными технологиями. Трудно говорить о том, что мы будем наравне с развитыми странами, пока не сумеем решить такие простые задачи. Для того, чтобы сформировать интеллектуальную нацию, нам предстоит еще много работать». В конце фокус-группы активный участник Оралбаев Жалгас выразил свое пожелание: «Были высказаны различные мнения, приводились примеры. Мнения большинства конечно, хорошо. Но в нашем обществе существует общая для всех проблема – это наличие пафосности, показухи. Я это замечаю в ходе большинства мероприятий. Каждый год у нас проходят различные мероприятия огромных масштабов, посвященные «светлому будущему». Но, к сожалению, все они остаются безрезультатными.
На тему интеллектуальной нации мы и раньше заполняли подобные анкеты. Все это делается для «галочки». Конечно, ничто не будет реализовано сразу, иногда даже приходится идти на риск. Было бы хорошо, если мы при этом получили бы результат». В связи с этим свое мнение выразила активный член «Жас Отана» Арайлым: «Действительно, населению не хватает пропаганды. В 2017 году пройдет выставка ЕХРО. Но народ до сих пор не понимает, какую выгоду он получит из этого. Также у этой программы мало пропаганды, мало рекламы. Если бы в СМИ опубликовали больше информации и было бы больше пропаганды, показатели выглядели бы иначе. Да, действительно, у нас во многом выдают ложные данные. Поэтому молодежь разочарована показухой». Абитай Аксауле: «Мы все еще молодые. Да, вы говорите правду. Все эти мероприятия могут быть глубоко спрятаны в папке с визой «выполнено». Когда мы впервые попытались получить ответы на нашу анкету, некоторые молодые люди нашего города даже не смогли понять, о чем идет речь. Потому что этот термин начинает только формироваться. Наша работа – пока капля в море. Но, если мы смогли хоть одному из сидящих в зале растолковать понятие «интеллектуальный» и разъяснить его суть, то можно считать, что наша миссия выполнена». Участникам фокус-группы было предложено внести свои предложения и рекомендации по вопросам формирования интеллектуальной нации в Казахстане, развития казахстанской науки. Было отмечено, что национальная наука во многом создает сильную национальную экономику. Участники фокус-группы отметили, что сейчас при университетах образуются специальные научные центры, в том числе в Назарбаев университете.
Парк технологий «Алатау» в Алматы делает свои первые шаги. Однако важен и результат работы. Если бы эти научные центры выпускали продукты с отметкой «Made in Kazakhstan», это было бы огромной мотивацией для молодых ученых. То есть, нельзя ограничиваться экспортом сырья, они должны служить на благо национальных товаров. Также было бы замечательно, если со стороны Министерства науки и образования были бы приняты специальные программы об этих научных центрах. Сайлаубеков Еркебулан также отметил важное условие формирования интеллектуальной нации - формирование национального воспитания.
Следующий фактор – окружающая среда, общество. Мы становимся личностью под воздействием этого общества. В данное время существуют индивидуальные критерии программы «Болашак», связанные со знанием казахского языка, истории и литературы. Также много молодежи, которые обучались по данной программе и сейчас занимают определенные должности.
Новые инновационные технологии также оказывают негативное влияние. В 2004-2005 гг. показатели ЕНТ были намного выше. Тогда еще не было различных социальных сетей, и потому учащиеся уделяли время чтению книг. А сейчас показатели намного ниже. Да, нельзя отставать от новшеств современности, но всему есть ограничения». Также молодой человек отметил, что будущей интеллектуальной нации нужен опыт. «Многие молодые люди после учебы остаются за рубежом. Потому что там все предусмотрено, материальное положение намного лучше, чем у нас. Когда человек нуждается материально, такие понятия как патриотизм, любовь к Родине приобретают второстепенную роль. Поэтому кроме духовного, нужно уделить внимание и материальному». Следует отметить, что члены фокус-группы выразили большой интерес к перспективе развития проекта «От интеллектуальной нации - к интеллектуальному потенциалу: разработка информационно-коммуникативных технологии воздействия на массу».
Члены фокус-группы отметили, что они и раньше заполняни различные анкеты для исследований. Их интересовало, что в дальнейшем планируется делать в плане развития столь масштабного проекта. Организаторы фокус-группы объяснили, что реализация проекта планируется до 2015 года. На первом этапе проекта был проведен опрос среди молодежи г.Алматы, организованы фокус-группы, издан сборник «От интеллектуального потен циала – к интеллектуальной нации», начал свою работу сайт под названием www.intelligent.kz.
Молодежь, участвующая в фокус-группах, проведенных в Актау, также с интересом обсуждала вопросы, касающиеся формирования интеллектуальной нации в Казахстане. Аскар Сагитжан: «Интеллект – это способность человека к размышлению. Это умение каждого человека мыслить на уровне идей о развитии своей нации. Интеллектуальная способность нации не имеет измерения, но ее можно оценить в сравнении с другими странами. Например, если сравнить Казахстан с Японией, заметно, что они сильно отличаются друг от друга. В Казахстане много полезных ископаемых, а в Японии их нет. Страна развивается благодаря человеческому капиталу. А у нас человеческий капитал ценится низко. Поэтому мы стремимся развивать его». Некоторые, как выяснилось, вообще не имеют представления об интеллектуальной нации. Это объясняется отчасти тем, что в данном регионе молодежь еще не получила полноценной информации о реализации данной программы. Молодежь должна активно участвовать в строении будущего нации. Это самое главное. Беспокойство молодых людей вызывает образовательная система Казахстана.
В частности, Аскар Сагитжан отметил: «Требует изменений образовательная система и ее форматы. В Японии двенадцатилетнее образование делиться на три части: общее, среднее, высшее. У нас предлагаются проекты, но они не реализуются. В Японии предлагаемые проекты обязательно распределяются по фирмам и реализуются, 3-5% прибыли от такой реализации поступает в карман автора идеи. Это и есть мотивация. Поэтому там так часто придумывают что-то новое». Серикхан Жузеев: «По моему мнению, интеллект обозначает активность. Я поддерживаю начинания Президента. Данный проект надо активно продвигать в селах и аулах».