Переход развитых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, интеллектуальной экономике выдвигает на первый план интеллектуальную составляющую человеческой деятельности, все более возрастает роль науки, образования, новых технологий – всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу.
К интеллектуальному капиталу нации относится вся накапливаемая научная, профессиональная, культурная информация, знания и умения специалистов всех отраслей и сфер жизни, интеллектуальное, моральное и культурное развитие каждого отдельного человека. Имена ученых, просветителей и деятелей культуры также становятся ценностями, на которых воспитывается чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Авторитетные личности создают позитивный имидж нации для других народов. Под интеллектом подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, способность к осуществ- лению процесса познания и к эффективному решению проблем. Само понятие «интеллект» было выработано и употреблялось в средневековой философии, тем не менее, истоки его употребления уходят глубоко в античность. Философско-социологическое представление о характере интеллектуальной деятельнос- ти, природе знания и познания исследовались в сочинениях Аристотеля, Платона, Г.В.Ф. Гегеля, К.А. Гельвеция, И. Канта, Р. Декарта, Дж. Локка, Т. Кун, И. Лакатоса. Многие исследователи в социологической науке анализируют проблемы, связанные с интеллектуальным обеспечением научно-технического прогресса, интеллектуализацией производства. Этому аспекту посвящены работы H.A. Аитова, А.И. Арнольдова, Г.Н. Волкова, Д.И. Гвишиани, B.Д. Голикова, Б.М. Кедрова, A.M. Коршунова, В.П. Кулешова, C.Н. Плотникова, О.И. Шкаратана. Анализ методологических аспектов науки, генезиса и природы научного знания осуществлен в работах П.В. Волобуева, П.П. Гайденко, В.П. Зинченко, В.Ж. Келле, Л.М. Косарева, И.Д. Роджанского, Е.В. Семенова, А.Б. Титмонас, И.Т. Фролова, B.C. Швырева, Б.Г. Юдина. Существует много определений интеллекта: Интеллект – комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях. Интеллект – способность понимать, запоминать, обрабатывать и применять необходимую информацию в нужных объемах с нужной скоростью и качеством. Интеллект – устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению и рациональному познанию. Интеллект – мера того, как мы справляемся с требованиями внешней среды. Интеллект людей реализуется не только по отношению к проблемам, но и к путям их решения (преодоления). Интеллект отражается не только в знаниях, но и в деятельности. Знания и деятельность представлены в нашем мозгу разными механизмами.
Знания – это информация. Деятельность – это реализация знаний на практике в соответствии с целями и задачами человека, организации, общества. Интеллект человека связан также с воображением, интуицией, эмоциями и коммуникативными способностями. Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Ф. Гальтон, но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями; в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью; согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели; В. Прайд определяет интеллект человека как настоящую и будущую динамику эволюционного развития человека как вида; Л. Готтфредсон дает определение интеллекту как общей умственной способности, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. По мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации. Проблеме развития творческого мышления и интеллекта уделяется много внимания как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической литературе (Л.А. Баранова, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Б.А. Жетписбаева). Свой вклад в разработку особенностей формирования и функционирования, характеристику сущности исследуемой проблемы, ее социологическому измерению внесли Р.З. Алтынбаев, В.П. Елютин, А.И. Кочетов, Л.Г. Смирнов, С.П. Трапезников, Л.А. Ширяев. В современной науке проблемы образования в разных контекстах (культуры, семьи, молодежи, развития социальной структуры, самообразования личности) изучались такими философа- ми и социологами, как И.В. Бестужев-Лада, Е.Ю. Бикметов, Г.Е. Зборовский, А.Г. Здравомыслов, Н. Коган, Д.Л. Константиновский, Н.Я. Мартишина, В.Я. Нечаев, Ю.П. Петров; Л.Л. Рубина, М.Н. Руткевич, И.М. Фадеев, Ф.Р. Филиппов, Ф.Г. Хайруллин, Г.А. Чередниченко, Ф.В. Шарипов, М.Т. Шафиков, В.Н. Шубкин. Анализ взаимосвязи интеллектуального потенциала, культуры и деятельности рассматривался в работах Л.П. Буевой, Е.А. Вавилина, В.К. Кантора, Н.В.Карлова, В.Ж. Келле, И.Ф. Кефели, Л.Н.Когана, И.Т. Кузнецовой, М.Н. Кузьмина, Н. Лобковица, Э.С. Маркаряна, Д. Маркуша, В.М. Межуева, Ю.А. Муравьева, А.Л. Никифорова, Ю.К. Плетникова, А. Швейцера, Б.Г. Юдина, Б. Жексенбаева, М.А., Нуриева, А.К. Сатова, М.А. Мергалиева, Ж.А. Сейсенбаевой, и др. Вместе с тем в отечественной социологической и политологической литературе проблема интеллектуального потенциала, его сущности и содержания в широком плане ставится редко.
На современном этапе отсутствуют исследования, освещающие данную тему целостно. В основном рассматриваются отдель- ные стороны формирования и развития интеллектуального потенциала. Одним из первых проектов, предназначенных для комплексного исследования формирования интеллектуальной нации в области общественно-политических наук Казахстана является проект «От интеллектуальной нации - к интеллектуальному потенциалу: разработка информационно-коммуникативных технологии воздействия на массу». Работы, проведенные в целях определения ближайшего будущего и реализации комплексных программ, осуществляемых в рамках Национального проекта «Интеллектуальная нация-2020», считаются первыми исследованиями в данном направлении. Эффективная реализация Национального проекта, формирующего национальный интеллект страны, предполагает решение следующих масштабных исторических задач: – в результате исследования научной, социальной, культурной, интеллектуальной, моральной, познавательной основы формирования интеллектуального капитала нации разработать технологию его эффективного информационно-коммуникативного воздействия на общественность; – определить факторы научных достижений и культурно-духовных ценностей, патриотического сознания в формировании интеллектуально-ментального капитала народа, разработать коммуникативную стратегию формирования позитивного странового имиджа; – разработать эффективные механизмы формирования культурной информационной среды, информационно-агитационную поддержку моральных, культурных требований формирования интеллектуальной нации, научный анализ, подведение итогов информационно-коммуникативных процессов при выполнении подготовительных (2008-2009 гг.), реформных этапов (2010- 2011 гг.) Национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020», а также определение системности, влиятельности и результативности информационной культуры, информационного равенства, информационной действенности и коммуникативного призыва при осуществлении ближайших этапов проекта: имплементации (2012-2013 гг.), мониторинга (2014-2014 гг.), расширения (2018-2020 гг.). Современное общество придает особое значение развитию системы образования. Для него приоритетным становится развитие интеллектуального потенциала учащихся, выявление их одаренности и развитие познавательных процессов. Понятие интеллектуального потенциала объединяет интеллектуальные компоненты человеческой деятельности, придающие ей творческий инновационный характер, позволяющие выходить за рамки автоматизированных действий, наработанных алгоритмов деятельности. Интеллектуальный потенциал общества – это его инновационные возможности, использование которых позволяет решать возникающие проблемы, вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения истории вперед. Интеллектуальный потенциал объединяет различные виды интеллектуальной деятельности, т.е. он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, например, образование во взаимосвязи с наукой и т.д. Интеллектуальный потенциал нации отражает способность к постановке целей и поиску средств их реализации и на современном этапе экономического развития приобретает все большее значение.
В ХХI веке выигрыш в экономическом и политическом соревновании определяется не только уровнем развития фундаментальной и прикладной науки, но в не меньшей степени уровнем образованности населения. Не случайно в Японии и США в настоящее время осуществляется всеобщее полное (12 лет) среднее образование, после получения которого 60–80 % молодых людей продолжают обучение в высшей школе.
Тысячелетняя культурная традиция выработала и сохранила законы нравственности. Эти законы усваиваются отдельным человеком не как результат индивидуального жизненного опыта. Они бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению как бесценный духовный опыт многих поколений, прививаются через процесс воспитания. Роль духовной памяти играют национальная ментальность, национальные обычаи и традиции, не последнее место занимает в воспитании и простая доброта матери, теплота отношений семейной жизни, а мудрость государственного лидера способна изменить ход истории. На сегодняшний день формирование национальных ценностей как одной из составляющих интеллектуальной нации – это социальный процесс. Ориентация на национальные ценности, социально-политические изменения в стране поставила на повестку дня вопросы формирования, развития, становления, воспитания патриота, гражданина, специалиста. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года отметил, что в ходе модернизации системы образования «...важно усилить воспитательный компонент процесса обучения, патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях независимо от формы собственности» [15]. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя. Высшая школа с ее исторически сформированными структурой, кадрами (доктора и кандидаты наук), связями – это сегодня главный интеллектуальный потенциал страны. В системе наука – образование – производство высшая школа занимает центральное место как генератор кадров высшей квалификации. Следовательно, от уровня и состояния развития высшей школы как интеллектуального потенциала общества зависит уровень и состояние развития научной, технической и производственной деятельности. Интеллектуальное общество намного более конкурентоспособно, чем любое другое известное нам общество. Образование является центром интеллектуального общества, а высшая школа несет ответственность за формирование интеллектуальной нации и дальнейшее инновационное развитие страны. Казахстан сегодня имеет достаточно возможностей, чтобы занять достойное место в сфере подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировой арене. Всемирный Банк (The World Bank) опубликовал данные об уровне развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира [16]. В рамках исследования выпускается два сводных индекса – Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index) и Индекс знаний (The Knowledge Index), а также сопровождающий их рейтинг по станам мира. Индекс экономики знаний – комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Разработан в 2004 году группой Всемирного банка в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development) для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях. При составлении рейтингов учитываются такие показатели, как экономический и институциональный режимы, уровень образования, развитие инновационной системы, развитие информационных технологий и коммуникаций.
Из постсоветских государств, получивших наиболее высокие оценки в рейтинге The Knowledge Index, который показывает общий научно-технический потенциал государства, наиболее высоким потенциалом обладает Эстония (22 место) – 8,05. Литва на 32 месте (7,26), Латвия – на 33 (7,06), Россия – на 41 (5,97), Украина – на 49 (5,37), Армения – на 52 (5,18), Беларусь – на 60 (4,93), Грузия – на 66 (4,47), Молдова – на 67 (4,36), Казахстан – на 73 (5.04) Кыргызстан – на 79 (3,67), Узбекистан – на 84 (3,31), Таджикистан – на 101 (2,24). Таким образом, наша республика входит в первую десятку стран с высоким индексом экономики знаний.