Лента новостей

Информационная «прививка» для девочек-подростков

Как юные казахстанки принимают участие в проекте по развитию личности
Информационная «прививка» для девочек-подростков
10.02.2021 17:09 44208

Решительность, уверенность, пребывание в гармонии с собой и миром – эти и другие качества подросткам помогает раскрывать социальный проект «Смелая». Совсем недавно завершился отбор кандидаток, и девочки в возрасте от 14 до 17 лет уже «посещают» интерактивные воркшопы с профессиональными спикерами. Занятия проходят в режиме онлайн, но это не мешает им заводить друзей, выражать себя и раскрепощаться. Подробнее об этом проекте мы поговорили в интервью с одной из его основательниц, спикером и ментором в различных проектах по работе с подростками и молодежью Айгерим Кагармановой.

– Айгерим, для начала расскажите, пожалуйста, об инициативе создания проекта «Смелая». Почему он актуален именно сейчас и именно в Казахстане?

– Социальный проект «Смелая» воплотился в жизнь благодаря гранту от американского посольства. Представители фонда AEIF отбирают подобные проекты по всему миру. На этот раз тематика всех проектов посвящена поддержке женщин, их безопасности,самореализации. Мы с Ляззат Иргалиевой (соосновательница проекта) решили для себя, что хотели бы поработать с подростковой аудиторией. Наша ключевая идея состоит в создании безопасного пространства, где девочки могут свободно общаться, реализовывать себя, задавать вопросы, не стесняться и ничего не бояться. Внутри каждой девушки есть то, что зачастую они ищут извне. Это – смелость, решительность, вера в себя. Мы хотим помочь им раскрыть эти качества, заметить их в себе и проявлять. В целом, я думаю, что этот проект актуален для всех. Он глобален в плане локации и возраста. Нам писали девушки старше 20-ти лет, которые тоже хотели бы принять участие. Во всем мире сейчас в тренде Women's Empowerment – расширение прав и возможностей женщин, их поддержка и мотивирование.

                       Информационная «прививка» для девочек-подростков

На фото: Айгерим Кагарманова и Ляззат Иргалиева.

– При разработке программы вы сделали акцент на трех блоках: развитие мягких навыков, лидерство и сексуальное образование. Почему именно они, на ваш взгляд, важны?

– Наш подход можно назвать холистическим. Сначала мы хотим помочь девочкам в психологическом плане – освоить мягкие навыки. В этом блоке они научатся понимать свои эмоции, выстраивать отношения с родителями, быть в гармонии с окружающим миром. Когда личность становится более полноценной, сформированной, появляется потребность себя проявлять, реализовывать. Это прививается на воркшопах по лидерству. На этом этапе девочки научатся воплощать в жизнь свои мечты и планы. Еще одной важной темой является сексуальное образование. В нашем обществе не принято ее обсуждать. При этом, подростки все равно получают знания в интернете или методом проб, что не всегда заканчивается хорошо. Я считаю, что информацию по этой теме лучше получать из проверенных источников, от конкретных экспертов. Кроме этого, проект содержит в себе онлайн-уроки, инструкции по самообороне и английскому языку. Также хочу отметить, что наша программа довольно гибкая. Сейчас мы запустили только первый поток, всего их будет четыре. После этого этапа мы обязательно получим фидбэк от выпускниц, послушаем их мнения по поводу улучшения или дополнения программы. Мы постараемся сделать так, чтобы наш проект всегда был актуален для девочек этого возраста. Потому что, при разработке мы исходили лишь из своих догадок, вспоминали себя в их возрасте, думали о том, что беспокоит наших сестренок и племянниц.

– Если первые две темы хотя бы обсуждаются, то последняя, действительно, табуирована в обществе. Как вы считаете, должны ли об этом говорить в школе на регулярной основе?

Сексуально-репродуктивное здоровье, взаимосвязь гендерного равноправия и насилия – это и многое другое, что связано с сексуальным образованием должно присутствовать хотя бы в школьной программе старшеклассников. Но при этом, я считаю, что нельзя целиком перекладывать ответсвенность в этом вопросе на школы. В первую очередь, родители должны задумываться о том, как они будут передавать такие знания своим детям. И только после этого, школы, как одна из важнейшихчастей формирования личности, должны подключаться. В целом, когда общество само станет более открытым и подготовленным, возможно, тогда получится внедрить это на государственном уровне. Потому что, сейчас большинство людей считают данную тему призывом к развращению детей, к разгульному образу жизни. Основываясь на этом, я думаю, что наша программа очень своевременная. Возможно, общество целиком пока не готово принять какие-то темы из нашей программы, но при этом есть люди, которые ощущают потребность в таких знаниях. А наша цель как раз-таки образовательная, как говорит наш психолог - давать на проекте информационную «прививку».

                        Информационная «прививка» для девочек-подростков

– Расскажите, чем вы руководствовались при отборе девочек?

­– Это наш пилотный проект, и на данный момент мы не можем взять слишком большое количество участниц. Поэтому набор был открыт только на протяжении двухдней. За это время собралось более 200 заявок. Анкета была небольшая, а главный вопрос звучал так: «Почему я хочу участвовать в этой программе?». Если эта часть была совсем не заполнена, то анкета не принималась. Нам было важно видеть мотивацию участников. Потому что, программа длится целых три месяца по субботам. Ведь для максимальной эффективности занятиям нужно уделять время, энергию, проявлять активность, выполнять домашние задания. Также было важно удостовериться в том, что наши уроки не будут конкурировать со школьным расписанием. Соответственно, если у подростков уроки по субботам, то принять участие в нашей программе они не могут. Поэтому, было два основных критерия отбора: сильная мотивация и физическая возможность присутствовать на воркшопах в Zoom. Из-за большого количества заявок, при отборе мы пошли по принципу «First come, first serve». Так как, побеждает не сильнейший, а самый быстрый в наше время. Обзванивали участников, подходящих по вышеперечисленным двум критериям, и добавляли их в мини-группы. По итогу, у нас четыре куратора, каждый из них взаимодействует с 9-10 девочками.

– Давайте поговорим о спикерах программы. Кто они и почему ваш выбор пал именно на них?

– За профессиональную психологическую помощь у нас отвечает сертифицированный коуч детей и подростков Жанбота Абдрахманова. Сексуальную тему с девочками будет обсуждать исследователь, создатель просветительского проекта для подростков и родителей «UyatEmes» Карлыгаш Кабатова. В рамках блока «Мягкие навыки» мы хотим научить девочек верить в себя и не бояться загадывать желания, мечтать. Поэтому пригласили Боту Байтукбаеву, автора проекта «Книга перемен». Еще одна сессия будет у мотивационного спикера и тренера Айжан Кимановой. Она выпускает ежедневник «Продуктивный планер», и будет говорить о целеполагании, т.е. о том, как мечты превращать в конкретные цели и как выстраивать свой день правильно, чтобы их достигать.

Айгерим, интересно узнать, как на участие в данном проекте отреагировали родители девочек?

– Некоторые родители были сами заинтересованы, чтобы их дочки прошли нашу программу. Скорее всего, потому что им самим сложно разговаривать с детьми. Бывает, что есть проблемы во взаимоотношениях между ребенком и родителями. И это нормально, ведь подростковый период, в принципе, очень непрстой. К тому же, отношения не у всех достаточно открытые. Я очень благодарна родителям, которые доверили нам своих дочерей. Они не запрещают, а даже поддерживают решение детей участвовать в программе.

– Проводили ли вы анализ участниц программы? Выясняли ли, из каких они семей, с какими проблемами и трудностями им приходится сталкиваться?

– На самом деле, мы не анализировали участниц. Наша цель – создать комьюнити, сообщество девушек, где безопасно, где они могут себя проявлять. А их бэкграунд – то, откуда они пришли, из каких они семей для нас значения не имеет. Потому что, часто бывает такое, что счастливый, уверенный в себе ребенок из благополучной семьи (как кажется внешне) имеет огромные проблемы. Возможно, какие-то моменты будут проявляться по ходу программы, если девочки сами захотят поделиться, открыться психологам, своим кураторам или нам. Но намеренно выяснять это мы не хотим.Все, что мы даем на курсе – это базовые вещи, которые, скорее всего, пригодятся абсолютно любому человеку.

– Каких результатов вы ждете от данной инициативы? Что это даст казахстанским девочкам-подросткам?

– Мы придерживаемся принципа «устойчивого развития», когда проект приносит свои плоды в будущем, а не является «однодневным». Хотим, чтобы девочки, прошедшие обучение смогли обрести гармонию внутри себя, значительно повысили качество своей жизни. Благодаря такому состоянию, я уверена, они уже смогут отдавать что-то миру, создавать свои собственные проекты. Хотим, чтобы у них появились новые подруги, с которыми они вместе будут проходить этот путь. Сейчас такой непростой период, когда люди чувствуют себя одинокими, кто-то из-за пандемии до сих пор находится в изоляции. И в целом, с развитием технологий люди становятся более отчужденными. Поэтому создание искренне доверительных отношений, образование команды – это очень ценно. Также хочу добавить, что мы выстраиваем структуру взаимодействий таким образом, чтобы в будущем можно было использовать похожие методы для создания уже других онлайн-сообществ.

–Айгерим, вашим стремлением помочь раскрыться девочкам подросткового возраста, невозможно не восторгаться. Я желаю вам достичь поставленных целей, а проекту дальнейшего развития!

Фото: архив Айгерим Кагармановой. 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!