Протогосударства и геокультурный суверенитет
Ученые «Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова» о статье Главы государства Н. А. Назарбаева «Семь граней Великой степи».
Факия Шамшиденова, кандидат исторических наук, ассоцированный профессор, заведующая отделом древнего и средневекового Казахстана и сопредельных стран Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова:
«В начале своей статьи Глава государства останавливается на теории, и дает определение понятия «пространство», ведь история тесно связана с пространством и временем, у нас в теории и методологии есть такие понятия. Если мы возьмем время, его периоды, например, Рим и современную Италию это уже разные истории и цивилизации. Поэтому мы должны древний и средневековый Казахстан исследовать и посмотреть на эти периоды с точки зрения того времени. И здесь мы видим, что Президент правильно по-научному начинает объяснение с таких понятий как время и пространство».
Говоря о протогосударственных объединениях, раньше были мнения что у казахов не было государства, но у нас были даже протогосударства, среди них крупные объединения саков, канглов, усуней и многих других. То есть государственность Казахстана, государственность казахов в истории нашей была. Поэтому не зря Президент в первой грани пишет о протогосударственных объединениях. И эту территорию начиная со времен этих объединений казахи сохранили.
Во второй грани глава государства пишет о том, что наши культурные достижения не были привнесены в степь извне, они здесь создавались, они здесь родились, и затем уже распространялись дальше. То есть взаимоотношение культур и взаимовлияние начиналось можно сказать, с нашей земли.
Также Глава государства пишет об археологических находках. Ведь такие находки как «Золотой человек» с иссыкского кургана, курганов Шиликты, аналогичные находки на западе Казахстана в Атырауской области захоронения эпохи сарматов, это все материальные доказательства того что на нашей территории существовали и образовались государства со своей особой культурой. У казахов есть чувство истории и Президент подчеркивает, нужно знать свой род, свои корни и истоки.
Президент отмечает, что сегодня нам необходимо иметь позитивный взгляд на собственную историю. Это значит, что казахстанцы не должны поддаваться на различные провокации, фальсификации, например, в сети Интернет, когда кто-то пишет что-то негативное. Особенно наша молодежь должна быть внимательной.
Глава государства пишет о позитивном взгляде на историю, потому как история казахов, это трагическая история, в ней было много воин и человеческих потерь. Поэтому нужно все это знать», - отмечает Факия Шамшиденова.
Азамат Рыскильдин, научный сотрудник института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова:
«Само по себе общество и процесс национального строительства нуждается в системе координат ориентирования. Когда человек взрослеет он расширяет границы своего пространственного представления, например, для ребенка сперва дом, потом расширение идет до района, страны планеты и т.д. Во времени это, например, вчера и сегодня, год назад, 10 лет назад и тысячелетия назад. Но кроме этого человек позиционируется в координатах культуры, то есть: кто мы? кто они? Каким образом и по каким критериям определяются те ли иные отражаемые сообщества, народы племена и т.д. Очень часто люди путают между собой понятия «этнос», «нация», «народ», а ведь это разные понятия. Нация - это понятие индустриального времени, когда источником власти является народ. Народ - это более глубокое понятие, если мы говорим о казахах, то по большей части они сформировались в народы этнические, в доиндустриальное время. Поэтому для того чтобы спозиционировать идентичность казахов в координатах пространства, времени и культуры Глава государства продолжает ту же самую работу, которой он занимается на протяжении всей жизни, а именно строительством Республики Казахстан, в координатах не только юридических, экономических, но и в геокультурных, историко-культурных. Ведь 21 век, это век высоких гуманитарных технологий и нужно создать «облако», если выражаться компьютерным языком, «облако» представлений, для того чтобы любой человек обратившись к этому «облаку» смог почувствовать сопричастность к общности к единству. От того на сколько эта сопричастность будет адекватной, научной, конкурентоспособной и качественной, зависит то, на сколько будет конкурентным наш геокультурный суверенитет. Поэтому Президент и работает в этом направлении.
Казахстан сегодня сохраняет многовекторность в политике, но при этом опирается на свою традиционную идентичность, на свое историческое прошлое. Именно поэтому Нурсултан Абишевич обращает наше внимание на то, что территория центральной степной Евразии исторического Туркестана, где Казахстан является его ядром, она была в том числе и местом инноваций. И эти инновации сыграли важную роль в истории всего человечества. И речь идет не о какой-то своей гордости, а речь идет о понимании своего места по отношению к окружающему Миру с позиционированием идентичности на прошлое и на будущее. Например, когда мы говорим о семье, нам нужно брать во внимание несколько поколений назад, когда мы говорим об обществе, которое позиционирует себя как нация, мы уже должны оперировать рамками шире - масштабами столетий и тысячелетий.
Есть еще один момент касательно истории из нее нужно извлекать уроки. Например, когда Чжен Хэ в начале 15 века открыл Малаккский пролив, это событие, по сути, перевернуло карту мира, потому что международный трафик переместился с караванных путей на морские. Соответственно мы оказались на периферии мирового товарооборота. Логистические критерии очень важны, если раньше до 15 века мы находились в "эпицентре" торговли, все торговые пути шли мимо нас, и мы могли все это держать под контролем, то после 15 века ситуация постепенно менялась не в нашу пользу. Разве мы не должны извлекать из этого урок? Только тот народ, который способен продолжать аутентичную историографию, достоин быть нацией и иметь прошлое и будущее, следовательно, быть настоящим субъектом исторического и политического процесса. Нужно понимать, что ни политическая ни экономическая модернизация невозможны без модернизации идеологической, без геокультурного суверенитета. То есть мы сейчас заявляем о своем геокультурном суверенитете и выстраиваем свою картину истории», - резюмирует Азамат Рыскильдин.