Где в Казахстане больше всего выросли цены на коммунальные услуги
Глава антимонопольного ведомства объяснил, почему растут тарифы на коммунальные услуги, сообщает ИА El.kz
Этому способствует ежегодный рост оптовых цен на товарный газ, рост тарифов на электрическую энергию углепроизводящих станций и на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, повышение налогов.
Об этом председатель комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Асан Дарбаев сообщил в ходе панельной сессии «Инвестиции в энергетику: технологии Smart Grid для устойчивого будущего», проведенной в ходе форума Astana finance days.
Он подчеркнул, что на себестоимость влияет большое количество факторов, так как поставщики коммунальных услуг – это производственные предприятия, в деятельности которых есть очень много технических моментов, которые требуют замены оборудования.
Выделяются две части факторов, которые влияют на себестоимость: регулируемые факторы, перечисленные выше, и нерегулируемые.
«Ценообразование формируется на рыночных принципах. Соответственно, здесь нет госрегулирования, так как зависит от того, как на рынке складывается цена по таким товарам, как уголь, который по отдельным направлениям является одним из основных стратегических товаров, стоимость мазута и дизельного топлива. Также на стоимость влияют капитальные текущие ремонты, приводящие к увеличению стоимости основных фондов. Причем какая-то часть оборудования и труб импортируется. Соответственно, мы ориентируемся на цены производителей в других странах», - уточнил Асан Дарбаев.
Кроме того, проводится индексация фонда оплаты труда производственного персонала. В системе естественных монополий трудится более 300 тысяч единиц сотрудников.
«Существенное влияние также оказывает рынок мощности, он связан с инвестициями в энергопроизводящий сектор. Есть еще услуга «аренда вагонов и расходов на приобретение материалов железнодорожных путей». Она сегодня регулируется», - отметил он.
Был ряд поручений со стороны главы государства о необходимости внедрения принципа «Тариф – в обмен на инвестиции». На уровне правительства была принята соответствующая программа, состоящая из двух основных направлений: организационно-подготовительные работы, подготовка нормативно-правовой базы, и практическая реализация.
«По организационно-подготовительной работе увеличены инвестиции в инфраструктуру производственных активов, проведение технического аудита электрических станций. Отраслевыми министерствами работа завершена, были привлечены международные эксперты. Пересмотрены правила по отбору совета рынка инвестиционных программ по модернизации энергопроизводящих организаций, усилению контроля за целевым использованием средств, полученных в реализации услуги на рынке электрической мощности, усилению ответственности субъектов естественных монополий в рамках регулируемых действий, в том числе – при осуществлении закупок. Совершенствована система управления рисками», - подчеркнул глава комитета.
В практическую реализацию включено увеличение предельного тарифа на услугу мощности, увеличение годового лимита возврата средств на рынки электрической энергии, совершенствование подходов тарифного регулирования с учетом международного опыта в рамках сотрудничества с Всемирным банком.
«Сегодня в мировой практике присутствует два основных метода регулирования, затратный и стимулирующий метод. Затратный метод с 90-х годов во всех сферах применяется. Надеюсь, будет возможно и в ближайшее время будем применять обновленный стимулирующий метод. Там иные подходы, но определенные надежды на него возлагаем», - подчеркнул глава антимонопольного ведомства.
Он напомнил, что к сфере естественных монополий относятся сто сфера ЖКХ и коммунальные сети, и основными задачами антимонопольщиков является обеспечение баланса интересов между потребителями и субъектами естественных монополий.
«Здесь есть две составляющие – необходимо акцентировать внимание на возможности потребителей по оплате коммунальных услуг, потому что речь идет о конечных тарифах. Все мы являемся пользователями коммунальных услуг, соответственно у каждого потребителя – определенные возможности по оплате завышенных тарифов. И по естественным монополиям обеспечивать определенный объем инвестиций для поддержания качественных, стабильных услуг, и в том числе поэтапной модернизации и обновления инфраструктуры», - уточнил Асан Дарбаев.
В 2019 году отраслевое законодательство было полностью обновлено, и на сегодняшний день сфера естественных монополий регулируется 12 нормативно-правовыми актами.
«Почему КРЕМ находится в структуре МНЭ? Функционал комитета формируется как экономический регулятор, и нахождение в составе МНЭ обеспечит нейтральность, и он играет роль независимого регулятора. Нет привязки к какой-либо отрасли», - пояснил глава комитета.
Регулирование осуществляется формированием, установлением и утверждением тарифов, определением методов тарифного регулирования, формированием государственного регистра, выдачей согласия на совершение отдельных действий субъектов естественных монополий (СЕМ). Вся мировая практика подразумевает, что деятельность СЕМ со всех сторон подлежит жесткому регулированию. В том числе – по оказанию услуг, отчуждению или приобретению активов, контролю целевого использования средств потребителей.
«Этот механизм у нас на уровне закона предусмотрен. Субъект ежегодно отчитывается по обязательствам, которые он на себя берет, и там идет жесткий контроль не только со стороны комитета, но и отраслевых госорганов и местных исполнительных органов», - подытожил Асан Дарбаев
В Казахстане запланировано проведение электронной паспортизации активов энергопроизводящих организаций и оцифровка деятельности СЕМ через базу монополистов, внедренную в 2019 году.
«У потребителей имеется доступ к ней, каждый желающий может пройти и проанализировать финансово-хозяйственную деятельность любого предприятия. В рамках данной работы сформированы все правовые основания для изменения тарифов и увеличения инвестиционных программ. Один из ключевых вопросов – это заработная плата производственного персонала, которая на сегодняшний день корректируется. Мы полагаем, что это немного повысит престиж работы коммунальных служб, сохранит кадры, замедлит текучесть кадров, и в предприятие будут привлекаться более опытные люди», - уточнил он.
В настоящее время на рассмотрение комитета поступил большой объем заявок субъектов естественных монополий по проведению дополнительных ремонтных работ и замене оборудования. Это позволит снизить износ и потери по СЕМ.
«На уровне законодательства был решен вопрос бесхозных коммунальных сетей. Наши города серьезно развиваются, строятся дополнительные объекты, что требует дополнительных инженерных сетей. Они строятся либо за счет частных, либо за счет коммунальных инвестиций. Потом возникает вопрос их эксплуатации, и так во всех городах. Мы планируем, чтобы в последующем этими сетями занимались специализирующиеся организации. Это важный вопрос и в части стабильности, и в части бесперебойности подачи услуг», - подчеркнул Асан Дарбаев.
В текущем году планируется снизить износ сетей СЕМ до 2%. Ведомство продолжит стимулировать повышать зарплаты персоналу, начнет внедрять встречные обязательства на уровне энергопроизводящих станций, продолжит оцифровку и анализ состояния активов, и информационно-разъяснительную работу с населением.
«На сегодня сама цепочка производства и реализации электроэнергетики разделена между двумя структурными госорганами. Министерство энергетики как отраслевой регулятор отвечает за производство и генерацию, за снижение дефицита на производстве электроэнергии, а МНЭ в лице нашего комитета обеспечивает транспортировку и передачу. Если смотреть в структуре цены, то 60% занимает непосредственно производство, а 40% - передача и распределение», - сообщил председатель комитета естественных монополий.
Он подчеркнул, что в прошлом году была проведена большая работа по модернизации, отчетность переведена в электронный формат.
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, в мае 2023 года по сравнению с маем 2022 года
Вывоз мусора, за месяц с человека
Топ-3 региона с самыми низкими тарифами: Тараз (94), Туркестан (103) и Талдыкорган (175).
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Алматы (553), Актау (504) и Уральск (496)
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Жезказган (304% - с 114 до 347), Кокшетау (255% - с 159 до 406), Семей (247% - со 190 до 470).
Оплата на содержание жилища за 1 кв.м. (в тенге за услугу)
Топ-3 региона с самыми низкими тарифами: Шымкент (17,89), Талдыкорган (20,24) и Кызылорда (23,76)
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Жезказган (65), Астана (59,49), Уральск (57,19).
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Жезказган (289% - с 22,44 до 65), Туркестан (230% - с 13 до 30), Кокшетау (207% - с 21,99 до 45,69).
Горячая вода, за 1 куб.м.
Топ-3 региона с самыми низкими тарифами: Астана (162,5), Павлодар (173) и Конаев (177,7).
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Караганда (443), Алматы (414) и Костанай (356)
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Жезказган (213% - с 358 до 443), Павлодар (134% - с 129 до 173), Астана (132% - с 122 до 162).
Холодная вода, за 1 куб.м.
Топ-3 региона с самыми низкими тарифами: Жезказган (41,24), Кызылорда (43), Уральск (45)
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Актау (246,22), Караганда (116), Шымкент (96)
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Костанай (130% - с 62,2 до 82,14), Павлодар (128% - с 42,86 до 55,14) и Уральск (124% - с 36,8 до 45,8)
Отопление центральное, за 1 Гкал
Топ-3 региона с самыми низкими тарифами: Конаев (2201), Кокшетау (2209), Астана (2598)
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Атырау (5591), Алматы (5370), Шымкент (4912)
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Тараз (128% - с 2341 до 2998), Караганда (125% - с 3390 до 4229), Павлодар (121,7% - с 2377 до 2894)
Водоотведение, за 1 куб.м.
Топ-3 региона с самыми низкими тарифами: Жезказган (17,38), Тараз (24,54) и Алматы (25,87)
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Караганда (105,9), Петропавловск (78,68) и Кокшетау (77,13)
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Уральск (139% - с 35,52 по 49,29), Павлодар (131% - с 22 до 29,6), Тараз (128% - с 19,16 до 24,54),
Оплата за электроэнергию в зависимости от объемов ее потребления, для населения использующего электрические плиты, 100 кВт/ч (первый уровень)
Топ-3 региона с самыми дешевыми тарифами: Атырау (666), Актобе (987), Павлодар (1202).
Топ-3 региона с самыми дорогими тарифами: Костанай (2012), Алматы и Конаев (1992), Актау (1949).
Топ-3 региона с максимальным ростом цен за год: Астана (121% - с 1196 до 1454), Алматы и Конаев (113% - с 1753 до 1992), Караганда (110% - с 1164 до 1280).