Совсем скоро в угольных столицах республики Казахстан Караганде и Экибастузе отметят один из главных праздников – День шахтера. Ведь в этих двух городах каждый третий является горняком или имеет в своей семье родственника, работающего в угольной промышленности.
Уголь это начало одной из жизненно важных для человека вещей- электроэнергии. В свою очередь электроэнергия - это не просто горящая в квартире лампочка. Это промышленность, сельское хозяйство, наука, медицина, радио и телевидение, интернет, все виды связи, системы отопления, освещение городских улиц и автодорог. Все это – лишь малая доля применения электричества в огромном современном мире. Электричество можно превратить в тепло, звук, свет, движение и с огромной скоростью передать на далекие расстояния. Нет такой стороны жизни, где бы не требовалась электроэнергия. От ее наличия зависит благополучие и развитие нашего мира.
Чтобы в городе не погас свет, а производство не остановилось, уголь должен поступать непрерывно на электростанции. Обеспечить бесперебойную работу - непростая задача.
С чего начинается угль?
Слаженный механизм добычи твердого топлива начинается со взрыва, по крайней мере на экибастузском разрезе «Восточный». Во время взрыва наружный слой породы разрушен, и впервые за 250 миллионов лет на уголь попадает солнечный свет. Теперь чтобы добыть тонну угля, нужно вывезти почти вдвое больше породы. На угольном предприятии ежегодно вывозится около 26 миллионов метров кубических вскрышной породы в год. И при этом добывается более 17 млн тонн твердого топлива.
Вскрыша - пустая порода, покрывающая залежи полезного ископаемого. Ее убирает одноковшовые экскаваторы, аккуратно складывающие породу в большегрузные автосамосвалы. Огромные машины же вывозят вкрышу. Далее команда машин-гигантов - роторных экскаваторов своими ковшами отделяет куски угля со скоростью 4500 метра кубических в час, и отправляет их на транспортную ленту. Беспрерывная работа конвейерных линий по всему разрезу позволяяет доставлять заветный уголек на угольные склады в назначенный срок, а оттуда уже твердое топливо загружают в вагоны и отправляют потребителю.
Сегодня разрез «Восточный» – одно из ведущих предприятий угольной промышленности республики. Он находится в северо-восточной части Экибастузского каменноугольного бассейна и протянулся на четыре километра в длину, более двух километров в ширину. Уголь добывается огромным машинам, работающим в разрезе: роторным экскаваторам, межуступным и забойным перегружателям, а также конвейерным линиям протяженностью более 20 километров. В сутки на разрезе горняки добывают в среднем 55 тысяч тонн угля. Это в два раза больше, чем в первые годы эксплуатации угольного предприятия. За это надо сказать спасибо трем тысячам горняков «Восточного».
Свойства добытого угля разные от размеров до зольности (несгораемой части породы). Поэтому уголь неравномерно сгорает в топке электростанции, что может привести к серьезному снижению коэффициента полезного действия и быстрому износу оборудования. Но благодаря усреднительно-погрузочному комплексу отгружаемый уголь на разрезе Восточный всегда имеет стабильные характеристики.
Звенья большой цепи
На угольных предприятиях все сотрудники работают слажено на благо достижения одной цели- дать уголь Казахстану. Разрез, как небольшой город сплотивший множество специалистов различных специальностей. Здесь есть ремонтники и связисты, железнодорожники и программисты, маркшейдеры и финансисты, но для всех этих людей День шахтера является профессиональным праздником.
Дело по душе
О тонкостях редкой профессии маркшейдера и уважении к своему делу накануне Дня шахтера нам рассказал Владимир Александрович Замараев – главный маркшейдер разреза «Восточный».
(На фото: Владимир Замараев)
Владимир Александрович родился в 1975 году в городе Экибастузе. В 1997 году успешно окончил Карагандинский государственный технический Университет по специальности «Маркшейдерское дело».
Еще будучи студентом второго курса Владимир отправился на практику на разрез «Восточный».
— Мне очень понравился сам разрез, как глобальное, перспективное предприятие, — рассказывает Владимир Замараев. — Все, что я увидел там, было очень интересно. Коллектив разреза — сплоченный, дружный, ответственный. Я три года проходил практику на «Восточном», а после насовсем решил связать свою жизнь с этим уже полюбившимся мне предприятием.
Маркшейдеров называют «штурманами подземных горизонтов».
— Наша профессия очень древняя, хотя многие и не имеют представления о том, чем мы занимаемся. Меня больше всего привлекает результат моей творческой деятельности — по разработке рабочих локальных проектов, которые после обретают жизнь. Я наблюдаю результат ежедневного труда и от этого испытываю большое наслаждение…
Владимир не считает профессию маркшейдера опасной, но отмечает, что дело это максимально ответственное. Ведь за правильной и дисциплинированной работой специалистов стоит безопасность сотрудников и предприятия в целом.
Для того, чтобы стать хорошим специалистом в маркшейдерском деле важно иметь аналитический и математический склад ума и пространственное мышление, считает горный инженер. А также необходимо быть максимально внимательным, ответственным и физически выносливым человеком. Такая профессия подходит тем, кому нравится преодолевать трудности и кто может принимать решения.
Владимир Замараев во время беседы подчеркнул, что рабочий день маркшейдера довольно интересный и насыщенный, несмотря на интенсивность и напряжение:
— Получив утром производственный наряд, мы уезжаем на объект, производим полевые работы, съемку, замеры, после обеда приводим в соответствие результаты проделанной работы, обрабатываем цифровые данные, принимаем решения, производим проработки, — рассказывает Владимир Александрович.
— Если бы я не был маркшейдером, то, наверное, я стал бы пилотом, летчиком гражданской авиации – это моя мечта с детства. А еще я мечтал играть на ударных инструментах в рок группе…
Молодым людям, выбирающим профессию мой собеседник советует:
— Ребята, учитесь! В Казахстане очень много природных запасов, которые нужно осваивать. От вас зависит какой будет наша страна. Интенсивное развитие производства продвигает нашу республику вперед, улучшает экономику, а профессия маркшейдера была и будет востребованной…
Владимир Александрович трудится на разрезе «Восточный» уже 21 год и очень любит свою работу. В свободное время занимается благоустройством двух дач, ему удалось даже посадить картофель из Гоа и Шри-Ланки у себя на участке.
— Я люблю собирать грибы, путешествовать и очень люблю рыбачить, — с особой любовью рассказывает Владимир Замараев о своих увлечениях. — Когда на спиннинг щуку ловишь – этого не передать словами. Удар по удилищу — начинается борьба: ты катушку мотаешь, она — в обратную сторону. Две минуты – а настроение на целый день…
Беседа с хорошим человеком, который безмерно любит свою работу, прошла на одном дыхании. Талантливый и ответственный профессионал своего дела, маркшейдер с большим стажем и огромным опытом пожелал экибастузцам любить свой город, уважать своих земляков и выбирать профессию по душе!
За хорошие забои, красивый отдых и любимую семью!
Горняцкие будни всегда в зоне повышенной опасности.
--В ночную смену, в темноте глаза машинистов как у снайперов, -- скупо улыбается Сергей Щичков, старший машинист роторного экскаватора участка добычных работ №1 разреза «Восточный»– Со временем, конечно, зрение подсаживается. Здоровья, в основном, хватает до пенсии...
(На фото: Сергей Щичков)
На вопрос: когда приходится сложнее -- зимой или летом? Сергей Петрович говорит:
-- Летом пыли больше, но и ночи короче. К тому же, летом с азартом ждешь отпуска. Напряжение спадает, да и семья наизготовку, пакует чемоданы на море или Жасыбай. Зимой ночь длинная, но невзирая ни на что отгрузка угля идет... Никто не поспорит, что горняцкий труд сопряжен со стрессами. Бывают на ровном месте сложные забои, когда приходится врезаться в пласт, а со всех сторон давит порода...
28 августа 2014 года экипажу роторного экскаватора SRs (K)-2000 №4108 под руководством старшего машиниста Сергея Шичкова, машинистов Андрея Павлищева, Владимира Мукишева и помощников машинистов Есимтая Уябаева и Анатолия Зарапина было предоставлено почетное право на глубине 225 метров отгрузить 500-миллионную тонну угля. Горняцкие судьбы будто бы написаны под копирку: горный (политехнический) техникум, армия, разрез, создание семьи, затем у многих без отрыва от производства -- институт. Хоть люди разные, общим остается условие: слабый духом в разрезе не выдержит...
Договариваясь с Шичковым о встрече по телефону, сразу понравился его голос. Представила -- спокойный, основательный, знающий дело, крепко стоящий на ногах. Что называется, со стержнем.
-- В Экибастуз родители приехали в 1966 году, -- рассказывает Сергей Петрович. – Я потомственный горняк. Отец здесь окончил институт. В 1968 я родился, потом --сестра. После школы и техникума пошел на разрез «Степной». А после отец предложил мне перейти на «Восточный». Мол, что делать на ковшовых экскаваторах, давай на роторный! От одного размаха стрелы дух захватывает... Отец -- кавалер двух знаков «Шахтерской славы». У ???? пока третья степень самой дорогой награды для горняка.
-- 27 лет отдал разрезу – говорит Сергей Шичков. -- И все -- на участке добычных работ №1 . Десять лет ходил в помощниках, старший машинист -- с 2002 года. С большой теплотой вспоминаю первого наставника -- старшего машиниста Аскара Балтабековича Дюсекеева. Он многому научил меня и моего друга Валерия Петрова. Мы с первым экипажем были очень дружны. Собирались вместе на все семейные торжества – дни рождения, свадьбы детей, юбилеи. Разумеется, и в главный для нас праздник – День шахтера. Обязательно поднимали, и сейчас поднимаем тост: «За хорошие забои, за красивый отдых и любимую семью!».
Не менее легендарным был и следующий наш экипаж, руководимый старшим машинистом Николаем Васильевичем Мичко, который добыл первую тонну угля на «Восточном». Машинистом-электриком в том экипаже был Владимир Николаевич Шерегеда, глава горняцкой династии (три сына у нас еще работают). Они сейчас также трудятся на разрезе...
--Но в большинстве своем то поколение ушло, теперь мы, старшие, учим пополнение, -- продолжает Шичков. --Коллектив хороший. Начальник УДР-1 Айрат Салахов --человек слова, когда надо всегда поддержит, а иногда -- тактично укажет на промахи. Рады, что с нами машинист-электрик Александр Бут. Александр Иванович -- один из лучших электриков «Восточного», что называется -- «голова», сам найдет причину поломки, выходит из любой ситуации, не нужно ждать наладчиков.
На мой вопрос: за годы работы хоть приблизительно сколько выдал угля на гора экипаж Шичкова, он пожимает плечами: не считал. Сергей Шичков имеет знак «Шахтерской славы» третьей степени. Со своей супругой Любой он познакомился тоже на День шахтера. Живут вместе 21 год. У Шичковых трое детей. Старший Максим живет и работает в Москве, дочь Алиса -- в Томске. С родителями остался тринадцатилетний Никита, ученик 35-й школы, который возможно также пойдем по топам отца.
Счастлив любимым делом
-- Связист, проходя по линии связи, видит весь разрез и всех людей, -- говорит Виктор Иванович Бочкарь, электрослесарь разреза «Восточный». -- Это больше всего нравится в моем деле – обслуживании и ремонте связи. Когда приходит связист, люди радуются искренне. Ведь без связи народ на добыче или на конвейере как на острове. Нам рады, и мы рады помочь.
(На фото: Виктор Бочкарь)
Связь теряется из-за технических неурядиц или человеческого фактора, которые, к сожалению, на махине угольного предприятия сложно свести к минимуму. Бывает, что экскаватор случайно рвет кабель связи. Или сварщик сделает свое дело, а металл потек и что-то пережигает. Либо просто падают большие камни...
Участок связи не так давно переименовали, получилось длинно – «Местная служба средств диспечерско-технологического управления» (МССДТУ). Начальник участка -- Александр Сафронов. Как сказали мне коллеги Виктора Ивановича, на участке четыре смены связистов. Пятая смена -- подменная, создаваемая на время отпусков и на выходные, и это… один Бочкарь. Связь должна работать бесперебойно. Кого попало на подмену не поставить. Оценить ситуацию, вовремя принять решение может только Виктор Иванович. И вся ответственность на нем.
-- Особо сложного в нашем труде ничего нет, но и назвать работу легкой язык не повернется, – говорит Виктор Бочкарь. -- В общем, качели -- все по обстоятельствам. Раньше пешком два раза за смену мог пройти по разрезу вниз до забоя и наверх. Снаряжение почти пудовое, около 16 килограммов. Разумеется, редко все это на себе тащить приходится, до точки довозит машина. Однако возраст берет свое, и ноги уже не те.
Мой собеседник считает, что жизнь его помотала. Родом из Атбасара, пять лет служил на атомной подводной лодке на Крайнем Севере. Молодой семье нужна была квартира. В 1985 году приехали в Экибастуз. Виктор Иванович хотел сразу устроиться на «Восточный», но попал сюда лишь в 1997 году.
На мой вопрос: помнит ли свой первый день на разрезе, Бочкарь отвечает:
-- Чуть ли не по минутам… Это был шок от размаха месторождения. На новом месте новый коллектив встретил по-деловому, прикрепили наставника. Со временем со всеми оказался в равной позиции. Тогда на участке было 35 связистов, сейчас -- 27. Этого, считаю, мало... И я -- самый старый. Но молодежь грамотная, сообразительная. Парни сначала ходят с нами, очень быстро осваивают цифровую связь. Без наставничества на производстве нельзя. Я получаю полное удовлетворение от своего труда. И через полтора года выхожу на пенсию. Будет такой же интерес к делу у преемников, идущих мне на смену – покажет время…
Всю жизнь на «Фестивале»
Есть на угольном разреза и представительницы женского пола одна из них Вера Обросимова. Шестнадцатилетней девчонкой приехала она из Алтайской деревни в город горняков.
До этого момента вся семья проживала в деревне Мамонтово, что недалеко от Барнаула. Старший брат, перебравшись в Экибастуз, перетянул за собой всех. Так вчерашние крестьяне стали горняками – отец и брат первыми освоили горняцкое дело. Окончив школу, пошла на разрез и Вера. Станция «Фестивальная» угольного разреза «Восточный», где сегодня работает Вера Васильевна, создавалось вместе с ее трудовой биографией. В технологическом процессе добычи и транспортировки угля на разрезе «Восточный» задействованы несколько железнодорожных станций, оснащенных устройствами сигнализации, централизации и блокировки. «Фестивальная» - одна из первых. Железнодорожная станция задействована в пропуске между разрезом и отвалом составов локомотивов, обеспечивающих вывоз вскрышной породы.
- Это сегодня мы работаем в комфортных условиях. Когда же только пришла на разрез, здесь еще ничего не было. Было трудно, но мы были молодые, задорны, а главное - желание поучаствовать в строительстве разреза пусть и на своем небольшом участке большого производства.
Должность Абросимовой звучит довольно по-мужски - машинист компрессорных установок. Но работают там только женщины.
– Работа мне нравится, да и коллектив надежный. Сегодня у нас много молодежи.
Так что такое машинист компрессорных установок и что входит в его обязанности? Прежде всего, стоит сказать, что компрессорная установка представляет собой совокупность устройств, необходимых для получения сжатого воздуха, который затем используется в работе. А эту установку необходимо обслуживать, то есть готовить к пуску и остановке, поддерживать заданный технологический режим, следить за ее работой с помощью контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, систем сигнализации, защиты, блокировки и прочее. Этим и занимается слабый пол. Должность очень ответственная и требует постоянного соблюдения техники безопасности.
Несмотря на график: день-ночь, Вера Васильевна своей работой довольна и с трудом представляет, что будет делать, когда ее с почетом проводят на заслуженный отдых.
- С одной стороны – пенсия звучит, как приговор, мол, пришло время старости. С другой – понимаешь, что просто в твоей жизни наступает новый период. Надо давать дорогу молодым, а себе искать занятие по душе. Так уж устроена жизнь.
Пока главной «планетой» в своей жизни Вера Васильевна считает семью своей дочери, где растут две внучки. Но понимает, что повзрослевшим девчонкам через время будет не до игр с бабушкой, появятся свои интересы. Поэтому читая на досуге любовные романы или книги о деревне, Абросимова продумывает свою дальнейшую жизнь.
Питательная среда мастерства
Судьба Саната Мустафина машиниста перегружателя участка добычных роабот №1, кавалера «Шахтерской славы» трех степеней -- для «Восточного» вроде бы неуникальна: окончил горный техникум, 29 лет трудится на добыче. График, что называется, «день-ночь 48». Перед ночной сменой обязательно поспать часов до трех. Собрать сумку с обедом или ужином…
(На фото: Санат Мустафин)
Как попал на «Восточный»? Пришел из армии, и друг предложил поработать вместе. Мустафин прошел собеседование у самого первого директора Владимира Аксиньина. Несмотря на тридцать лет и то, что сменился не один директор разреза, разреза, первый руководитель как и того, принимает каждого работника лично, в составе приемной комиссии.
Первый наставник Мустафина -- машинист Валерий Мамаев, и сегодня продолжает трудиться на разрезе. Тогда действовала конвейерная цепочка от экскаватора до конвейера и до пункта погрузки. Сейчас конвейерный участок -- отдельная единица, добычной -- отдельная.
На отвалообразователе SFBRK 4012 Санат Мустафин управляет машиной и параллельно работает электриком. Межуступный экскаватор-перегружатель пришел на участок в 1998 году одним из последних, и в его сборке Мустафин участвовал лично. Год корпел на монтаже электросхем. В итоге в новой техникой стал понимать столько же, сколько многоопытные наладчики-немцы. Своими руками все провода перебрал и в голове сохранил схемы... Вырос в дельного специалиста, на хорошем счету у руководства разреза..
Сложность труда на добыче -- в физических нагрузках, но больше -- в необходимости досконального изучения и знании электрических схем, считает машинист. Казалось бы, «в процессе» машину изучил полностью. Но всегда нужно быть предельно собранным…
За 29 лет отгрузил угля страшно посчитать сколько миллионов тонн. Правда, и никто из коллег даже задачу не ставит перевести в цифры вложенный труд.
-- Наверное, мы -- миллиардеры, -- смеется горняк. -- В начале разработки полей «Восточного» ежесменно наряды давались на 29-30 тысяч тонн. Сейчас глубина разреза намного больше, а наряд стал меньше -- 16000 тонн в смену.
Вксрышные бароны
Вес экскаваторов ЭКГ-12,5, грузящих пустую породу в думпкары на разрезе «Восточный» составляет более 650 тонн, а высота стрелы размером с десятиэтажный дом. Вместимость ковша железного титана, позволяет загрузить за смену более 3,5 тыс м3 вскрыши. Машинист экскаватора и по совместительству бригадир ЭКГ-12,5 под номером 4382 Айтказын Ахат Айтказыулы, технику эту считает своим кормильцем. На угольном предприятии он работает более 33 лет. Именно тогда, был сдан в эксплуатацию новый разрез «Восточный». А в 1987 году он участвовал в монтаже экскаватора, не зная на тот момент, что эта машина станет его местом работы на долгое время. За годы тесного знакомства с железным конем, бригадир с закрытыми глазами может передвигаться по машине, зная наверняка, где расположен каждый болтик или кнопка.
– Вся бригада нашего экскаватора, к кормильцу относится щепетильно. Следим за исправностью техники и бережем машину как зеницу ока,– говорит бригадир.
В 2007 году Айтказын получил свою первую награду – знак Трудовая слава 3 степени. Горняк связывает это событие с тем, что принимал участие в реконструкции станции «Припортовая». К слову, бригада всегда была на хорошем счету у руководства: состав трудолюбивый, план выполняется в полной мере. В связи с этим 2011 году Ахат Айтказыулы вновь получил заслуженную награду – Трудовая слава 2 степени. 2014 год для горняка также был знаменательным, на торжественном мероприятии, посвященном празднованию Дня шахтера в городе Нур-Султане, тогда Астане, где ему вручили Знак шахтерская слава 1 степени.
Асхат Айтжанов– помощником машиниста. За годы работы, стал настоящим профессионалом. Его заслуги не остались незамеченными руководством, и фото горняка красовалось на доске почета предприятия.
– Есть у нас в коллективе горняки, которых я ни как не могу обделить вниманием. Самый старший в бригаде, ну и конечно самый опытный машинист Владимир Егорович Будин. Здесь он самый уважаемый человек. Также хотелось бы отметить Рахимжана Булатовича Абильхаирова. Он тоже долгое время работает с нами, и является достойным примером для молодых работников, – говорит бригадир.
После трудовой смены, спешит домой, где ждет его семья.
Разрез – второй дом
– Разрез – мой второй дом, – говорит 55-летняя машинист крана ремонтно-механического участка разреза «Восточный» АО «ЕЭК» Наиля Габитдинова. – В Экибастузе нигде больше не работала, поэтому просто не представляю своей жизни без любимого предприятия…
Окончив школу, окончила поступила на машиниста крана в среднее городское профессионально-техническое училище №10.
– Нас готовили специально для крупного трубопрокатного завода, – рассказывает наша собеседница. – Поэтому ни дня после окончания училища мы не отдыхали – сразу шли работать. Я попала в большой цех, где работали на 54 кранах…
Незаметно пролетели пять лет, Наиля Насибулловна вышла замуж:
– Супруг как-то поехал погостить к сестре в Экибастуз. Город понравился – приехал за нами. На руках у меня тогда уже было двое детей, а сама я находилась в декретном отпуске…
Так в 1985 году семья Габитдиновых переехала в Экибастуз. Тогда как раз открывался разрез «Восточный»:
– Через три недели после переезда мы получили ордер на комнату с подселением, еще спустя два года – трехкомнатную квартиру. В общем, с жильем не страдали…
На «Восточный» машинистом крана Наиля Габитдинова устроилась в 1986 году. На работу ее принимал лично первый директор разреза Владимир Аксиньин. С тех пор и трудится она на своем любимом предприятии:
– Работу свою люблю. Профессия нравится. Работаю в основном в цеху на мостовом кране. В цеху их у нас четыре. А вообще, на разрезе всего 13 таких кранов. Везде успеваем. Производим ремонтные работы: ремонтируем двигатели, редукторы, барабаны. В нашем деле главное – слаженность, взаимопонимание, серьезность, внимательность и ответственность. Ни в коем случае нельзя выходить из себя, эмоции надо держать под контролем, сохранять самообладание. И, конечно, на работу всегда нужно идти отдохнувшим и со «свежей» головой…
На работе Наилю Насибулловну ценят, уважают и берегут. В коллективе она сейчас самая старшая. Команда преимущественно женская. Всегда готовы прийти на помощь мужчины-слесари. Коллектив дружный и постоянный, «текучки» нет, сотрудники все с большим стажем, средний возраст – 45 лет. За безупречный многолетний труд Наилю Габитдинову отметили благодарственным письмом за подписью президента АО «Евроазиатская энергетическая корпорация».
Басюк – это профи
Когда в канун очередного Дня Шахтера на Доску почета разреза «Восточный» предложили кандидатуру механика участка наладки и обслуживания приводов средств автоматизации Григория Басюка, горняки аплодировали стоя. Размах работ на «Восточном» придает уверенности с которой Григорий Иванович борется за любое дело. А убежденность профессионала вызывает неизменное уважение...
(На фото: Григорий Басюк)
На «Восточном», Басюк уже 30 лет. И все эти года, по его словам, работает с удовольствием. Ему жена не раз предлагала найти работу в городе, где меньше пыли и шума. Отказывался. Не может делать одно и то же. А тут пока разберется в поломке, узнает что-то новое. Прилив сил испытывает от копания в кабелях, когда восстанавливает очередной узел в технологической цепочке, чувствует место сбоя в схеме. От осязаемого результата труда человеку интересно!
Механик, устроился на разрез молодым парнем. «Восточный», на тот период современейший разрез, с первой в Союзе транспортировкой угля конвейерами! В 1989 году Григорий Басюк переводом перешел механиком на участок наладки, а еще через полгода -- электрослесарем на участок внедрения новой техники.
--Первыми, с кем я познакомился на участке, была наша смена, -- вспоминает Григорий Иванович. -- Я многому научился у Александра Алексеева -- будучи старше меня лет на восемь, он охотно делился опытом. Несколько лет вместе проработали, дружили домами, отмечали семейные праздники. Потом Александр переехал.
--Когда начинал, на разрезе было около семидесяти наладчиков, -- продолжает Григорий Басюк, -- сейчас более сорока. Молодежь, как раньше, на разрез не больно стремится. Все хотят стать финансистами... Да и инженеров- наладчиков по управлению приводами больше нигде в вузах не готовят. А самостоятельно электрослесарь начинает работать через пять лет после института. Одного «молодого» на поломку не отправляем, мало ли что. Если человек перешел с другого предприятия, знает тонкости наладки, то вникает быстрее в задачу. Наш участок занимался и занимается конкретно обслуживанием схем управления электроприводов и средств автоматизации на роторных экскаваторах, буровых станках, штабелеукладчиках, конвейерных линий на угольных складах, пунктах погрузки, ковшовых экскаваторах.
--Работаем как «скорая помощь», -- с лучиками улыбки возле глаз говорит Григорий Иванович. -- Чем быстрее устраним неисправность на горнотранспортной технике, тем быстрее восстановится отгрузка угля.
На наладке основная должность -- электрослесарь, но все наладчики -- с высшим техническим образованием. Начальником участка наладки два года работает Ринат Тумабаев. Политика разреза – продвигать молодежь. Не могу не назвать соратников -- Сергея Смирнова, Сергея Колодия, Марата Давлетшина, Валерия Иваха, Артура Пархоменко, Николая Емельянова. Практикантом из ЕИТИ пришел Юра Гарипов. Мы заметили, что старательный, соображает быстро. Потом он сходил в армию, вернулся и в 33 года замещает порой начальника участка и меня.
--«Восточный», мои коллеги, это мое все, – признается Басюк. -- Ответственность за наладчиков несу до щепетильности. Как детей своих оберегаю. Прежде, чем отправить, узнаю, куда и зачем. Дело опасное, высокое напряжение, техника сложнейшая. С 2005 года идет большое обновление техники разреза. Бывают сложности с запчастями, но любую неисправность можно обойти. Если поломка серьезная, сидим до упора. Это особенность горняков, они никогда не уйдут после смены, пока не доведут до логического завершения начатое.
Григорий Басюк награжден знаком «Трудовая доблесть», благодарственным письмом от компании.
Связаны общим делом
Каждый участок, цех или служба, являются звеньями одной цепи под названием разрез «Восточный».
Примером служит депо подвижного состава «Восточное» относящееся к станции «Фестивальная». Здесь опытные слесари производят ремонты и поддерживают в технически исправном состоянии локомотивный парк угольного предприятия.
Для работников депо локомотивы – это большой организм, требующий определенного отношения к себе. Как в больнице для лечения каждого заболевания есть свой врач, так и тут для устранения неполадок имеется свой специалист.
К примеру, электроаппаратная группа занимается электрической частью. Люди тут работают скрупулёзные, к делу подходят творчески. Ведь для того чтобы найти ту или иную неисправность порой приходится долго копошиться перебирая механизмы. Опытные слесари– за долгие годы работы стали асами. Они могут оперативно устранить любой обрыв цепи.
Есть и специалисты по ходовой части, в депо их называют ходовиками. Их задача – исправное ударно-сцепное устройство, тормоза тягового агрегата. Работа у таких слесарей физически тяжелая. Ораз Балтабекович Оспанов, является мастером депо. О работниках своих отзывается хорошо. Ценит, как и старожилов, так и молодых слесарей.
– Я ничего плохого не могу сказать о нашей молодежи. Наоборот, вспоминая себя в их возрасте, где-то я им даже уступал, - признается мастер, – у них зрелые понятия, нет пустого времяпровождения. Все стремятся к образованию, к работе проявляют интерес. Одним словом инфантильных в нашей бригаде нет!
Большую роль в ремонте локомотивов играют сварщики. По словам Ораза Оспанова, их работе можно доверять полностью, зная, что к делу они относятся с полной серьезностью.
– Как говорится «деревянные» сварщики у нас не работают. Все ребята со стажем. После них не надо проверять: трубы проварены, утечек не будет, – говорит Оспанов.
Немаловажным звеном в ремонте локомотивов играет автоматная группа. Они следят за исправным состоянием крана машиниста, проверяют, чтобы не было утечек в воздухопроводе, смотрят за исправностью компрессоров.
Тут и свой «крышевик». Его задача – исправность крышевого оборудования: центральных и боковых токоприемников. Есть бывалый аккумуляторщик - Владимир Николаевич Сулимов.
Имеются и свои прекрасные дамы, к примеру, крановщица Наталья Викторовна Сурикова. В два счета перемещает она многотонные запчасти по депо. Да и стаж 26 лет, говорит об ее профессионализме.
Все мы прекрасно понимаем, что являемся звеньями большой цепи. Каждый участок зависит друг от друга. Не будет ж/д путей локомотив не поедет, да и без контактной сети с места не сдвинется. Вот и мы, проводя ремонты тяговых агрегатов, стараемся не подводить работников нашего предприятия, – подытожил Ораз Балтабекович.
(Фото взято из пресс-служба АО "ЕЭК" и личные архивы горняков)