Лента новостей

Эксперт: Казахстану и Азербайджану нужно наращивать объемы взаимной торговли

Экспортный потенциал остается неиспользованным по 105 товарным позициям
Эксперт: Казахстану и Азербайджану нужно наращивать объемы взаимной торговли
Фото: httpcasp-geo.ru 24.08.2022 17:10 2000

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев находится с официальным визитом в Азербайджане. В программе визита планируется подписание ряда договоров и соглашений между двумя странами, а также встречи глав государств в узком и расширенном формате.

Азербайджан считается давним экономическим и политическим партнером Казахстана в каспийском регионе. Только за 6 месяцев 2022 года товарооборот между двумя странами увеличился в несколько раз, превысив 320 миллионов долларов.

По словам эксперта Института мировой экономики и политики Лидии Пархомчик, на сегодняшний день торговый потенциал между Казахстаном и Азербайджаном не использован в полной мере.

"Визит Президента Казахстана в Азербайджан в условиях современной масштабной геополитической трансформации открывает перед Казахстаном действительно новые возможности по налаживанию взаимодействия с нашим традиционным партнером, как по южному Кавказу, так и по каспийскому региону. Дело в том, что обе наши страны на сегодняшний момент сталкиваются с новыми вызовами и поэтому они вынуждены искать новые формы реагирования на них. Так и перед Нур-Султаном и перед Баку открываются дополнительные возможности по запуску совместных проектов, как в сфере торговли, энергетики, так и транспорта. Если мы посмотри на оценки "QazTrade", то мы увидим что неиспользованным остается потенциал по наращиванию экспорта из Казахстана в Азербайджан по 105 товарным позициям на общую сумму 272 миллиона долларов. Сюда можно включить и продукцию металлургической промышленности, пищевые товары, продукцию машиностроительной и химической отраслей", - отмечает эксперт.

При этом эксперт отмечает, что динамика макроэкономических показателей торговли между Казахстаном и Азербайджаном, имеет волнообразный характер. Это значит, что в истории товарооборота двух стран были периоды подъема и спада. Так максимальный рост товарооборота пришелся на период с 2006 по 2013 годы. Именно в этом промежутке, будучи партнерами по каспийскому региону, странам удалось превысить показатель в 400 миллионов долларов ежегодно общего товарооборота.

При этом пиковый показатель торговли между странами был зафиксирован в 2008 году, и составил 465,5 миллиона долларов. Проседание торговли до 106,7 миллиона долларов пришлось на пандемийный 2020 год, который стал худшим с начала 2000-х годов.

"Рост произошел в 2021 году до 330 миллионов долларов. Но если мы посмотрим на показатели за 25-летнюю историю, то рост оказался на самом деле небольшим, всего на 100 миллионов выше, чем среднестатистический показатель. И нужно признать, что подобный объем не позволяет Казахстану и Азербайджану задавать тренды в региональной торговле. Мы знаем, что общий товарооборот стран каспийского региона в 2021 году преодолел планку в 35 миллиардов долларов, фактически это новый рекорд. Но если мы посмотрим на долю в паре Казахстан – Азербайджан, в общем, в региональной торговле, то он, к сожалению, не превысил 1 %. А за более чем 20-летнюю историю этот показатель обычно и составлял 1-2%. Поэтому мы вынуждены заключить, что торговый потенциал двух стран не используется даже наполовину", - говорит Лидия Пархомчик.

По словам Лидии Пархомчик, в текущей геополитической ситуации роль Казахстана и Азербайджана в качестве центральных элементов международных транспортных коридоров значительно усиливается. Это происходит, потому что идет исключение России из логистических цепочек, перекраивается вся мировая транспортная логистика и страны каспийского региона, Центральной Азии могут иметь шанс воспользоваться данной ситуацией.

"Так бенефициаром в этом отношении должен стать транскаспийский международный транспортный маршрут или срединный коридор. Он должен составить фактически конкуренцию уже имеющимся в регионе таким инициативам как Север-Юг или «Лазуритовый коридор». Тем более, что по транскаспийскому маршруту даже по приблизительным оценкам ожидается увеличение тоннажа грузоперевозок как минимум в 6 раз, до 3,2 миллиона тонн, также прогнозируется удвоение контейнерных перевозок до 50 тысяч по итогам 2022 года", - заключает эксперт.

Эксперт уверена, что в данных обстоятельствах ключевой задачей для Казахстана и Азербайджана становится наращивание темпов взаимной торговли. А комиссия, которая работает на межправительственном уровне, должна обеспечить выход производителей двух стран на рынки друг друга.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!