Казалось бы, что может быть проще выпаса отары овец и баранов: выгнал их на жайлау, а сам прилег на прохладную землю пока скот вдоволь наестся травы. В действительности, работа чабана – это большая наука о тонкостях пастушьего ремесла. Стражи скота – так называли чабанов еще в те времена, когда пастушье дело носило молодое лицо. Знания и мастерство передавались от отца к сыну, сохраняя таким образом некую магию общения со своими «подопечными». Сегодня же картина иного характера. Профессия чабана стареет. Но, учитывая тот факт, что из года в год в Казахстане уменьшается поголовье скота, необходимость в мастерах пастушьего дела в регионах страны ощущается каждый год.
Не многие знают, что в трех часах езды от города Жаркент (если направляться на север) в гармонии с природой царит дух кочевой жизни прямо у подножья хребтов Джунгарского Алатау. Здесь, что картина маслом рисуется, то струнные народные композиции играются: настолько красива и притягательна земля в этих краях, что лишний раз боишься подойти к этой красоте. Сегодня здесь песчаные утесы хранят тишину и спокойствие, но в истории записана другая хроника. Более 300 лет назад 600 казахов во главе с Жангир-ханом победили 50-тысячное войско джунгаров. Это сражение известно, как Орбулакская битва – самая загадочная и крупная борьба казахов против джунгаров. В память о подвиге казахских воинов на Джунгарском перевале в 1993 году установили монумент.
Жители окрестностей Панфиловского района хорошо знают об этих памятных местах, как и герои нашего репортажа. 56-летний житель села Коктал Алибек – опытный чабан. У Алибека большая семья: жена, которая ведет хозяйство на месте выпаса скота, сын, невестка, дочь и внуки (дети сына). Все они живут вместе и привыкли к полукочевому образу жизни.
- Для меня это, в первую очередь, работа. Ухаживаю за скотом хозяина. Хозяин – уважаемый человек в своем городе, и нас не обижает. Каждый год весной мы готовимся к переезду на жайлау, а летом начинаем перегонять скот. Когда наступает поздняя осень, мы «сворачиваемся» и возвращаемся домой», - говорит пастух и отводит взгляд в сторону города.
Чабан Алибек уже 4 года занимается пастушьим делом. В его стаде всего 150 коров и табун с количеством в 40-50 лошадей, это собственность одного хозяина. По словам чабана, ему приходится не так тяжело с живым имуществом хозяина, потому что хозяйство небольшое, овец и баранов нет, да и быт налажен хорошо. Для сравнения: на соседних пастбищах пасутся отара овец и баранов, количество которых превышает 800 голов. Поэтому наш герой своим положением очень рад, но и не пренебрегает своими обязанностями.
Рабочий день Алибека начинается в 5 утра. Вместе с ним просыпается его жена Умит и невестка. Пока женщины доят коров, сын Алибека Кудирет занялся перегонкой лошадей. В обычное время Кудирету помогает его отец, но сегодня важный день: приедут гости из столицы – близкие друзья и родственники хозяев. Лето - время отпусков, и хозяйственники не упускают возможности провести выходные в атмосфере кочевой жизни.
- Вы – не первые наши гости из других городов. Для них отдых в наших краях – это, своего рода, экзотика: сотовая связь здесь не ловит, вокруг тишина, а ночью небо покрывается миллиардами звезд. Тем более, в городе сейчас жарко, а в горах – холодно.
Связь с внешним миром здесь действительно оторвана. Чтобы связаться с кем-нибудь по телефону, семье Алибека приходится спускаться вниз на юг ближе к селу Енбекшилер. Но так как члены семьи неразлучны, мобильная связь нужна им только в крайних случаях. Продукты, одежду и прочие необходимые вещи Алибек с сыном привозит из Кордая, если в этом есть необходимость. По словам чабана, запасов и того, что привозит им хозяин от своего имени в качестве маленького вознаграждения, семье хватает надолго. Да и заработная плата у Алибека достойная – выше, чем у остальных, - сетует пастух. За 70 тысяч в месяц Алибек, кроме ежедневно выполняемой работы по уходу за скотом, занимается торговлей мяса, молока, заготовкой корма для скота. За последние годы поголовье скота хозяев уменьшилось, поэтому в этом году у чабанов больше работы.
Жена Алибека Умит приступает к приготовлению кобыльего молока – саумал – поистине целительный напиток. Умит признается, что многие путники останавливаются у их стойбищ, потому что знают, что их угостят свежими молочными напитками. Но сегодня все приготовления – для гостей хозяев. Женщины поспешно разбегаются по сторонам после разговора с нами, входя из одной юрты в другую. На Белжайлау, где раскинулось пастбище Алибека, хозяева установили три юрты: в одной – живет вся семья, во второй – готовится, варится еда и хранятся продукты, в третей самой большой юрте ночуют гости. Когда пастушья семья переезжает на жайлау, каждая юрта собирается и обшивается вручную. Отделка стойбищ занимает много времени. К тому же погодные условия в горах не всегда благоприятно сказываются на их пребывании.
- В прошлом году летом постоянно лил дождь. Нам было не легко, поскольку приходилось перешивать внешнюю отделку юрты так, чтобы вода не попадала внутрь. Хорошо, что мы спим на кровати, а не на земле. Так бы точно все примерзли. Вам повезло: в этом году лето жаркое, дождей, говорят, не будет.
В юртах чувствуется женская рука: стены круглого дома наряжены небольшими убранствами, ковром, кое-где висят настенные бусы, разбросаны детские игрушки. Самый младший внук не сползает с бабушкиных рук, а его старший брат, напротив, свободолюбивый и любит возиться с инструментами своего деда. Алибек желает лучших условий для своих детей, и нескромно заявляет, что охотно согласится на приглашение в Астану.
Ближе к вечеру, когда в горах стало холодно, семья выходит из теплой юрты на луг, чтобы встретить долгожданных гостей.
Фото: автора