А вы знали, что на севере нашей страны есть деревня под названием «Большая Малышка», а в карагандинской области находится аул с громким названием «Самарканд». Но ничто не происходит просто так. У каждого именования географического объекта (топонима) есть свое обоснование. Мы вам расскажем о некоторых названиях селений нашей страны, которые имеют под собой историческую подоплеку.
Кульсары
В 230-ти километрах от города Атырау расположен город Кульсары. Своим названием он обязан реальной личности – Кульсары Тинекейулы, жившем в 1820 - 1900 годах в этих землях. Никаких письменных свидетельств об этом человеке не сохранилось. Остались лишь устные рассказы, дошедшие до нас от его потомков, в которые местные жители безоговорочно верят. Поэтому и мы будем принимать эти свидетельства за правду.
Кульсары был легендарным и почитаемым человеком благодаря своему дару ясновидения. И принадлежал он к тому же роду, что и немало известный Бекет-ата. Этот уважаемый человек был весьма состоятельным. В его хозяйстве насчитывалось более семи тысяч овец, полсотни лошадей и столько же верблюдов. Занимался Кульсары исключительно скотоводством. Зимовку он обосновал в мангистауских землях, а место под летовку выбрал как раз-таки у реки Эмба (ныне - Жылыойский район, город Кульсары).
Однажды, прогуливаясь по пастбищу, Кульсары предвидел свою смерть. Увидев небольшую яму возле мазара, где захоронили жену его сына, он сказал «Это место зовет меня». Действительно, так и случилось. Спустя какое-то время Кульсары Тинекейулы умер там. Его могила и по сей день находится на кладбище города Кульсары.
Шемонаиха
Это одно из старейших сел на Алтае (Восточно-казахстанская область). Название оно сохранило еще со времен своего образования – вторая половина XVII века. В ту пору основным составом населения Шемонаихи были крестьяне, бежавшие от гнета из Царской России. Одним таким первым поселенцем стал беглый крепостной, скрывавшийся в этих местах от преследователей со стороны царизма. Впоследствии верховье реки Алтай стали называть производным от его имени – Шемонаевским селением, ныне – Шемонаихой. Долгое время в селе существовал обычай – помощь беглым от царского гнета. Каждый дом на своем крыльце оставлял что-нибудь из съестных припасов, чтобы бежавший из России в леса Алтая крестьянин мог подкрепиться.
Аблакетка
У самого въезда в Усть-Каменогорск находится поселок Аблакетка, расположенный у одноименной реки. Существует легенда, рассказывающая о происхождении этого топонима.
Жил когда-то в тех краях скупой и злой хан Аблай. Как-то решил он, что простолюдины не достойны пить одну с ним воду из реки, протекавшей неподалеку. Тогда хан приказал своим батырам выстроить плотину из камней, чтобы река не разливалась дальше, где расположили свои юрты бедняки. Долго воины бросали камни в реку, сооружая изгородь, но река все никак не подчинялась злой воле.
И вот громадная насыпь из камней остановила бурлящий поток реки. Тогда Аблай взобрался на эту груду и стал громогласить, что он единственный хозяин всех богатств этой степи. Но под натиском воды плотина не выдержала, и хан оказался под водой, которая унесла его в Иртыш. Люди, наблюдавшие всю эту картину, лишь радостно восклицали «Аблай кеттi!». Так река и получила свое название, а позже – и поселок близ нее.
Шерубай-Нура
В советское время в Карагандинской области у реки Шерубай-Нура располагался одноименный поселок. Со временем он разросся и получил статус города вместе с новым названием – Абай. Но река до сих пор носит свое историческое имя, как напоминание о славном Шерубай-батыре.
В далекие времена, когда степные земли края заселяли кочевники, перегоняя свой скот от пастбища к пастбищу, в эти места часто наведывались полчища джунгар с набегами. После таких набегов истреблялись целые аулы, угонялся скот, молодых и здоровых уводили в рабство. Но вот в один из таких набегов войско под предводительством Шерубай-батыра дало отпор джунгарским поработителям. После сокрушительного поражения, джунгары перестали терроризировать кочевников этого края. В благодарность за освобождение жители долины именем батыра назвали реку, протекающую в этих землях. Позже там появился и поселок.
Матренин соколок
В завершении хотелось бы рассказать трагическую историю топонима «Матренин соколок» - это сопка, что находится в Риддере. Хотя к теме материала названия природных объектов не вписываются (мы условились рассказать об истории создания названий казахстанских селений), хочется в данном случае сделать исключение и рассказать вполне реальную историю.
В давние времена жила в Риддере Матрена, добрая праведная женщина. У нее рано умирает муж и она остается одна с малолетним ребенком – сыном Ванюшкой. Время на дворе было нелегкое. Тяжело жилось женщине, кормить ребенка было нечем. Тогда она решила отдать 12-летнего Ванюшу в батраки, чтобы было ему хоть какое-то пропитание. Ванюша отправился к помещику в Зимовье, а Матрена осталась в Риддере.
Но с хозяином мальчику не повезло, пришлось ему тут испытать многие тяготы и мучения. Однажды вечером в лютый мороз отправил он Ванюшу к проруби натаскать ведрами воды в дом. Мальчик в ветхой одежонке быстро выдохся и промерз до костей. Идя в очередной раз к проруби, Ванюша присел на лед немного передохнуть. Но вдруг холод куда-то отступил, мальчуган почувствовал, как тепло разливается по всему его телу, а глаза закрываются в дреме. Ему даже почудилось, что он вновь очутился дома, свернувшись клубочком у мамы на коленях. Так он и заснул. А к утру жители села нашли маленького батрака уже мертвым.
Весть о смерти Вани облетела всю округу. Обезумевшая Матрена все время шептала «Ванюша мой, соколик» и винила себя, что не уберегла сыночка. Когда она на санях забирала тело сына, увидела на крыльце помещика, которому она доверила своего Ваню. Матрона достала из саней ружье, заготовленное для зверя, и выстрелила в него… А своего соколика она похоронила на вершине сопки у Риддера, на которой любил играть ее сын. После этого местные жители стали называть эту гору «Матренин соколок». Название так и прижилось.