Chingiz Mayseit
Бозок – перекресток эпох
Интересные подробности о древнем городище
Рядом с поселком Ильинка, в 30 километрах от Астаны расположено городище Бозок, памятник, который начинает свою историю с древнетюркского периода. Его открыл археолог Кемаль Акишев в 1999 году, когда Астана только начала осваиваться в новом статусе столицы. Благодаря Акишеву мы узнали о множестве интересных фактов, подтверждающих существование древних могущественных государств на территории Казахстана. Бозок - не самая крупная находка и, возможно, не самая известная из списка тех, что были найдены на казахской земле, но ее значимость сложно переоценить. Место расположения городища требует от ученых подробного разъяснения: что это был за город, кто его построил и можно ли его считать прародителем Астаны. Начатые 20 лет назад раскопки городища еще не завершены, но то, что добыли археологи свидетельствует о довольно насыщенном прошлом этих территорий.
Озеро Бузыкты, снимок со спутника. Три квадрата рядом - кварталы городища Бозок.
Перекресток четырех эпох.
Бозок находится на восточном берегу озера Бузыкты, в левой пойменной долине реки Ишим. Много веков назад здесь был крупный караванный узел. Археологи исследовали территорию в 8 тысяч кв. метров, и выкопали оборонительные укрепления, нашли могильные захоронения XII-XVII веков, основания мавзолеев XIII-XIV веков, и даже ирригационную систему.
Все артефакты говорят о том, что Бозок в разное время был населен жителями четырех государственных образований: Тюркского каганата, Кипчакского ханства, Золотой Орды и Казахского ханства. На протяжении тысячи лет городище было востребовано у населения, хотя его функции в разные периоды истории были различными.
Бозок находится на восточном берегу озера Бузыкты, в левой пойменной долине реки Ишим. Много веков назад здесь был крупный караванный узел. Археологи исследовали территорию в 8 тысяч кв. метров, и выкопали оборонительные укрепления, нашли могильные захоронения XII-XVII веков, основания мавзолеев XIII-XIV веков, и даже ирригационную систему.
Все артефакты говорят о том, что Бозок в разное время был населен жителями четырех государственных образований: Тюркского каганата, Кипчакского ханства, Золотой Орды и Казахского ханства. На протяжении тысячи лет городище было востребовано у населения, хотя его функции в разные периоды истории были различными.
Марал Хабдулина, директор НИИ археологии им. К.Акишева, рядом с реконструкцией женщины XIII века.
Культовое место и резиденция каганов.
Как полагают археологи, Бозок появился в период существования Тюркского каганата VI веке нашей эры. На протяжении трех столетий до IX века он использовался как резиденция правителя.
«Первоначально Бозок возник, как резиденция, возможно, какого-то древнетюркского главы, в дальнейшем место выполняло роль своеобразного культового центра, где проходили церемонии, ритуалы. Мы пришли к такому выводу, потому что не все площадки, имеют следы постоянного обживания. Есть культовые захоронения человека с обрубленными руками и ногами – это жертвенное захоронение. Но общая длинна всего комплекса лишь 240 метров что довольно мало. Крепостные стены имели высоту 4-5 метров, сама площадка была погружена в землю относительно поверхности еще на полметра, то есть она была закрытая и скрывала ритуалы, которые там проводились», - рассказывает Марал Хабдулина директор НИИ археологии им. К.Акишева.
Как полагают археологи, Бозок появился в период существования Тюркского каганата VI веке нашей эры. На протяжении трех столетий до IX века он использовался как резиденция правителя.
«Первоначально Бозок возник, как резиденция, возможно, какого-то древнетюркского главы, в дальнейшем место выполняло роль своеобразного культового центра, где проходили церемонии, ритуалы. Мы пришли к такому выводу, потому что не все площадки, имеют следы постоянного обживания. Есть культовые захоронения человека с обрубленными руками и ногами – это жертвенное захоронение. Но общая длинна всего комплекса лишь 240 метров что довольно мало. Крепостные стены имели высоту 4-5 метров, сама площадка была погружена в землю относительно поверхности еще на полметра, то есть она была закрытая и скрывала ритуалы, которые там проводились», - рассказывает Марал Хабдулина директор НИИ археологии им. К.Акишева.
Советские ученые и журналисты были уверены, что цивилизация в центральный Казахстан пришла только в середине 20-го века с освоением целинных и залежных земель. Но благодаря этой находке уже не возникало никаких сомнений, что центральные регионы не были провинцией, а имели свои древние города и поселения. Бозок является доказательством того, что верхнее Приишимье было центром древнетюркской эпохи западно-тюркского каганата в VI –VII веках. И эти даты подтверждены радиоуглеродными методами анализа, а также находками.
Кипчакский период.
С конца IX века для городища Бозок начался новый исторический этап. В последствии археологи нашли следы перестройки, культовые погребения лошадей с железной уздой и псалиями. Все это говорит о том, что место по-прежнему сохраняло культовое назначение для жителей верхнего Приишимья. В X-XI веках территория уже обживалась кипчакскими племенами так считал Кемаль Акишев.
«До монгольского нашествия территория Казахстана, в основном ее этническая составляющая была представлена кипчаками. В этот период в городище было построено четыре дома, часть из них мы раскопали и можем сделать их реконструкцию поставить их такими какими они были со входами, каминами и т.д. Это был бы очень интересный туристический объект, и туристы могли бы не только посмотреть на него, но и остановиться в нем. Можно будет воссоздать как здесь жили люди и какой был интерьер в жилой архитектуре X – XII веков», - добавляет Марал Хабдулина.
Золотоордынский период.
Начало XIII века было ознаменовано монгольским нашествием. Войско Чингис-хана вступило на территорию южного Казахстана и Семиречья в 1219 году. За 20 лет монголы освоили всю эту территорию вплоть до реки Днепр, поэтому земли центральных регионов Казахстана также вошли в состав государства Золотая Орда, жители которого называли его Улус Жошы по имени старшего сына Чингис-хана.
«После того как началось монгольское завоевание, эта территория была оставлена теми, кто здесь жил и это все превратилось в руины, дома и постройки стали осыпаться. Но вовремя раскопок мы вдруг обнаружили погребения XIII-XIV веков, то есть золотоордынского времени. Это означает, что эти руины сохраняли память о значимости этого места. Далее здесь возникают уже мусульманские мавзолеи», - отмечет Марал Хабдулина.
Как известно ислам стал государственной религией Золотой Орды в 1321 году и с его приходом, на территории начинают возводить мавзолеи. Самые ранние из известных находятся на юге Казахстана: мавзолей Жошы хана, Алаша-хана, Кара-хана, Айша-Биби и другие. Центральная часть Казахстана тоже имела свои религиозные сооружения. На территории Бозок археологи раскопали лишь основания четырех мавзолеев XIV века сделанных из жженого кирпича.
По словам археологов, мавзолеи были сильно разрушены в период освоения целины. Их стены были выложены квадратными кирпичами 25x25 сантиметров. Возле каждого мавзолея была своя кирпичеобжигательная печь. В отдельном месте сушились сырцовые кирпичи.
С конца IX века для городища Бозок начался новый исторический этап. В последствии археологи нашли следы перестройки, культовые погребения лошадей с железной уздой и псалиями. Все это говорит о том, что место по-прежнему сохраняло культовое назначение для жителей верхнего Приишимья. В X-XI веках территория уже обживалась кипчакскими племенами так считал Кемаль Акишев.
«До монгольского нашествия территория Казахстана, в основном ее этническая составляющая была представлена кипчаками. В этот период в городище было построено четыре дома, часть из них мы раскопали и можем сделать их реконструкцию поставить их такими какими они были со входами, каминами и т.д. Это был бы очень интересный туристический объект, и туристы могли бы не только посмотреть на него, но и остановиться в нем. Можно будет воссоздать как здесь жили люди и какой был интерьер в жилой архитектуре X – XII веков», - добавляет Марал Хабдулина.
Золотоордынский период.
Начало XIII века было ознаменовано монгольским нашествием. Войско Чингис-хана вступило на территорию южного Казахстана и Семиречья в 1219 году. За 20 лет монголы освоили всю эту территорию вплоть до реки Днепр, поэтому земли центральных регионов Казахстана также вошли в состав государства Золотая Орда, жители которого называли его Улус Жошы по имени старшего сына Чингис-хана.
«После того как началось монгольское завоевание, эта территория была оставлена теми, кто здесь жил и это все превратилось в руины, дома и постройки стали осыпаться. Но вовремя раскопок мы вдруг обнаружили погребения XIII-XIV веков, то есть золотоордынского времени. Это означает, что эти руины сохраняли память о значимости этого места. Далее здесь возникают уже мусульманские мавзолеи», - отмечет Марал Хабдулина.
Как известно ислам стал государственной религией Золотой Орды в 1321 году и с его приходом, на территории начинают возводить мавзолеи. Самые ранние из известных находятся на юге Казахстана: мавзолей Жошы хана, Алаша-хана, Кара-хана, Айша-Биби и другие. Центральная часть Казахстана тоже имела свои религиозные сооружения. На территории Бозок археологи раскопали лишь основания четырех мавзолеев XIV века сделанных из жженого кирпича.
По словам археологов, мавзолеи были сильно разрушены в период освоения целины. Их стены были выложены квадратными кирпичами 25x25 сантиметров. Возле каждого мавзолея была своя кирпичеобжигательная печь. В отдельном месте сушились сырцовые кирпичи.
Кирпичеобжигательная печь в разрезе
Могильная яма мавзолея.
Кладка пола мавзолея.
Облицовочная резная терракотовая плитка мавзолея.
Погребения человека с вещами 14 век.
В центре каждого сооружения находилось несколько могильных ям, это означало, что существовала практика подхоранивания. К тому же погребения не всегда проводились по строгим правилам ислама.
«Как мы знаем в исламе есть свои правила погребения человека, которым нужно было неукоснительно следовать. Но несмотря на это в центральных регионах Казахстана на территории Улуса Жошы эта практика не всегда соблюдалась. Во всех мавзолейных погребениях мы раскопали скелеты людей, которые были в одежде, с оружием, с посудой, а по шариату так не положено. Конечно, некоторые требования по шариату были выдержаны в этих мавзолеях. Помимо мусульманских погребений мы раскопали 8 языческих. И все эти типы погребений существовали одну эпоху. Они были впущены в разрушенные стены домов, в валы, и мы их обнаружили случайно», - вспоминает Марал Хабдулина.
«Как мы знаем в исламе есть свои правила погребения человека, которым нужно было неукоснительно следовать. Но несмотря на это в центральных регионах Казахстана на территории Улуса Жошы эта практика не всегда соблюдалась. Во всех мавзолейных погребениях мы раскопали скелеты людей, которые были в одежде, с оружием, с посудой, а по шариату так не положено. Конечно, некоторые требования по шариату были выдержаны в этих мавзолеях. Помимо мусульманских погребений мы раскопали 8 языческих. И все эти типы погребений существовали одну эпоху. Они были впущены в разрушенные стены домов, в валы, и мы их обнаружили случайно», - вспоминает Марал Хабдулина.
В более поздних мусульманских погребениях использовались кирпичи из стен разрушенных мавзолеев. Как известно, по шариату не положено сыпать землю на человека, поэтому сперва над усопшим выкладывали купол из кирпичей.
Находки из погребений.
Самая известная находка городища Бозок – женщина с жемчужинами. Студенты, которые участвовали в раскопках так и прозвали ее Инжу, что значит жемчуг. В погребении с Инжу была найдена кожаная сумочка внутри которой было бронзовое зеркало.
«Был найден деревянный накат наподобие гробовища и кости женщины. С двух сторон черепа было найдено по 200 жемчужин, связанных между собой в узор, которые конечно уже высохли, был серебряный браслет с львиноголовыми окончаниями, очень модная вещь того времени и встречается во многих могилах. И осталось основание головного убора, обшитого видимо тканью, часть убора была из бересты на которой были три раковины каури (раковины морских моллюсков)», - рассказывает Марал Хабдулина.
Самая известная находка городища Бозок – женщина с жемчужинами. Студенты, которые участвовали в раскопках так и прозвали ее Инжу, что значит жемчуг. В погребении с Инжу была найдена кожаная сумочка внутри которой было бронзовое зеркало.
«Был найден деревянный накат наподобие гробовища и кости женщины. С двух сторон черепа было найдено по 200 жемчужин, связанных между собой в узор, которые конечно уже высохли, был серебряный браслет с львиноголовыми окончаниями, очень модная вещь того времени и встречается во многих могилах. И осталось основание головного убора, обшитого видимо тканью, часть убора была из бересты на которой были три раковины каури (раковины морских моллюсков)», - рассказывает Марал Хабдулина.
Инжу. Восстановленный бюст из черепа найденного во время раскопок (13 в).
Инжу была вооружена, рядом с ней найден железный кинжал, пика, а правая рука лежала на серебряной чаше, на шее женщины были бусы. Благодаря лабораторным исследованиям установлен возраст Инжу, она дожила до 50 лет. Череп археологи отправили Москву в лабораторию Михаила Герасимова (он делал реконструкции по черепу Тамерлана, Ивана Грозного, Гете и других) где была сделана реконструкция.
«Сложность была в том, что на ее лицо в погребении упало перекрытие и некоторые тонкие лицевые кости были сломаны, их склеили. Мы пришли к выводу что эта женщина не кипчак, а монголка, жена монгольского воина, которая с ним приехала на эту территорию. Конечно, то что рядом с ней было оружие удивило нас, так как в женских погребениях оружие встречается крайне редко».
«Сложность была в том, что на ее лицо в погребении упало перекрытие и некоторые тонкие лицевые кости были сломаны, их склеили. Мы пришли к выводу что эта женщина не кипчак, а монголка, жена монгольского воина, которая с ним приехала на эту территорию. Конечно, то что рядом с ней было оружие удивило нас, так как в женских погребениях оружие встречается крайне редко».
Оружие, украшения и приборы найденные в погребении с Инжу.
Также на территории Бозок археологи раскопали детское погребение. Это был мальчик с серебряной монетой на груди. Монета датируется 1323 годом, на ней была гравировка «Сарай Аль Махруса» (столица Золотой Орды). Нашли и более раннее захоронение VIII-IX века, это ритуальное погребение в центре южного квартала городища. У погребенного были отрезаны кисти рук и стопы. На территории Бозок были раскопаны захоронения, керамика, кости животных и более позднего периода XV-XVI веков, то есть времен Казахского ханства.
Ирригационная система.
В 2002 году Кемаль Акишев обнаружил еще одну важную находку, которая полностью изменила первоначальное представление о жизни и быте жителей городища Бозок. Сложная ирригационная система, была представлена магистральным каналом, который шел от озера Бузыкты в сторону городища.
«Находка ирригационной системы имеет очень больше значение, потому что считалось в исторической науке все, кто жил в степи, они перемещались с места на место в поисках пастбищ. А тут в предмонгольское время люди жили оседло, строили сложные водные системы, выращивали растения, были огороды с грядками. Конечно сперва был вопрос: ирригационная это система или дренажная? С другой стороны, строить такую большую сетку каналов и арыков в качестве дренажа смысла не было. Мы остановились на том что это было орошение», - поясняет Марал Хабдулина.
В 2002 году Кемаль Акишев обнаружил еще одну важную находку, которая полностью изменила первоначальное представление о жизни и быте жителей городища Бозок. Сложная ирригационная система, была представлена магистральным каналом, который шел от озера Бузыкты в сторону городища.
«Находка ирригационной системы имеет очень больше значение, потому что считалось в исторической науке все, кто жил в степи, они перемещались с места на место в поисках пастбищ. А тут в предмонгольское время люди жили оседло, строили сложные водные системы, выращивали растения, были огороды с грядками. Конечно сперва был вопрос: ирригационная это система или дренажная? С другой стороны, строить такую большую сетку каналов и арыков в качестве дренажа смысла не было. Мы остановились на том что это было орошение», - поясняет Марал Хабдулина.
План сложной ирригационной системы.
Магистральный канал.
А где же город?
В научном плане городище Бозок дает очень много интересных фактов, ранее не известных о средневековой истории центрального Казахстана. Археологи выяснили что Бозок был культовым местом древних тюрков. Тогда где же располагался главный город?
«Город был, но к сожалению, он не сохранился. У нас есть аэрофотоснимки на которых видно, что в двух километрах к югу от городища Бозок, там где сегодня проходит Коргалжинская трасса, видны строения, которые Акишев называл «Карван сараем», - местом где могли отдыхать участники караванов. Скорее всего город был именно там, где и находится сейчас Астана. Еще в статьях, написанных советскими краеведами отмечалось что при строительстве Целинограда, в обрыве правого берега Ишим строители находили глиняные трубы, что свидетельствует о наличии там водопровода, который до наших дней к сожалению, не сохранился», - говорит Марал Хабдулина.
Как отмечают археологи самым интересным этапом в истории городища был именно VI-VIII века, период, когда создавались Тюркский и Западно-тюркский каганаты. Сегодня ученые оставили нетронутыми места для будущего поколения с надеждой на то что ими будут использоваться новые методы археологических исследований.
В научном плане городище Бозок дает очень много интересных фактов, ранее не известных о средневековой истории центрального Казахстана. Археологи выяснили что Бозок был культовым местом древних тюрков. Тогда где же располагался главный город?
«Город был, но к сожалению, он не сохранился. У нас есть аэрофотоснимки на которых видно, что в двух километрах к югу от городища Бозок, там где сегодня проходит Коргалжинская трасса, видны строения, которые Акишев называл «Карван сараем», - местом где могли отдыхать участники караванов. Скорее всего город был именно там, где и находится сейчас Астана. Еще в статьях, написанных советскими краеведами отмечалось что при строительстве Целинограда, в обрыве правого берега Ишим строители находили глиняные трубы, что свидетельствует о наличии там водопровода, который до наших дней к сожалению, не сохранился», - говорит Марал Хабдулина.
Как отмечают археологи самым интересным этапом в истории городища был именно VI-VIII века, период, когда создавались Тюркский и Западно-тюркский каганаты. Сегодня ученые оставили нетронутыми места для будущего поколения с надеждой на то что ими будут использоваться новые методы археологических исследований.
Нетронутый археологами участок южного квартала городища.
О создании музея под открытым небом.
Памятник вошел в план будущего освоения территории столицы как древний объект. Сегодня он находится в черте города и имеет свою территорию. Еще в 2002 году Кемаль Акишев говорил, что необходимо сохранить это место, не застраивая и не обживая его. Он считал, что здесь необходимо создать музей-заповедник, который в будущем бы привлекал иностранных и зарубежных туристов.
«По нашему представлению эта территория музея-заповедника должна быть 3 на 3 километра, то есть 9 квадратных километров, с центром озера Бузыкты. Мы хотели бы воссоздать ту старую часть городища, которую построили еще древние тюрки, это три условных квартала, обнесенных крепостными стенами, валами, рвами, с дозорной башней в центре. У нас есть все чертежи со всеми расчетами, которые показывают какое было основание стены, какая была ее высота, размеры рвов. Еще необходимо восстановить дома на территории заповедника, которые существовали там в более позднее время», - резюмирует ученый.
Памятник вошел в план будущего освоения территории столицы как древний объект. Сегодня он находится в черте города и имеет свою территорию. Еще в 2002 году Кемаль Акишев говорил, что необходимо сохранить это место, не застраивая и не обживая его. Он считал, что здесь необходимо создать музей-заповедник, который в будущем бы привлекал иностранных и зарубежных туристов.
«По нашему представлению эта территория музея-заповедника должна быть 3 на 3 километра, то есть 9 квадратных километров, с центром озера Бузыкты. Мы хотели бы воссоздать ту старую часть городища, которую построили еще древние тюрки, это три условных квартала, обнесенных крепостными стенами, валами, рвами, с дозорной башней в центре. У нас есть все чертежи со всеми расчетами, которые показывают какое было основание стены, какая была ее высота, размеры рвов. Еще необходимо восстановить дома на территории заповедника, которые существовали там в более позднее время», - резюмирует ученый.
План Астаны с указанием городища Бозок.
Другие фото с раскопок городища Бозок можно увидеть в следующей подборке.
Фото и иллюстрации предоставлены НИИ археологии им К. А. Акишева.