Лента новостей

Богатый человек не должен покупать хлеб по льготной цене наравне с пенсионерами - депутат

Богатый человек не должен покупать хлеб по льготной цене наравне с пенсионерами - депутат
Фото: t.me/mazhilis_kz 07.06.2023 15:23 1860

Казахстан обязан сделать рывок в развитии несырьевых секторов экономики. Депутаты дали свои рекомендации Правительству, сообщает ИА El.kz

Депутат Мажилиса Динара Шукижанова выступила на итоговом заседании по заслушиванию отчета Правительства по исполнению бюджета 2022 года и заключения Высшей аудиторской палаты.

Мажилисвумен отметила, что в стенах Парламента систематически говорится о недостижении целевых индикаторов, проблемах исполнения и неэффективного расходования бюджета.

«Проблемы переходят из года в год, так и не находя решения. Вместе с тем, нынешняя ситуация требует консолидаций усилий Парламента, Правительства, Национального банка, бизнеса и общественности в целях формирования эффективной бюджетной политики», - отметила она.

По приведенным ею данным, согласно заключению Высшей аудиторской палаты, одним из основных макропоказателей работы Правительства в 2022 году является уровень инфляции. Прогнозный показатель 8-10%, фактически - 20,3 %.

«В течение 2022 года отечественный бизнес стал свидетелем ряда несогласованных решений, принятых Правительством - таких как запрет экспорта муки, овощей, маслосемян, живого скота и других, которые по факту способствовали росту убытков казахстанских товаропроизводителей, а не урегулированию цен», - она.

Д. Шукижанова выделила пункты, на которых партийцы хотели заострить внимание Правительства. Приводим текст ее доклада полностью:

«1. Социальная поддержка. Государство субсидирует значительную часть потребительских товаров и услуг без какой-либо дифференциации среди различных категорий населения, включая продукты питания, тарифы на топливо, коммунальные услуги.

Подобная политика тотального субсидирования вредит полноценной реализации фундаментальных рыночных законов, исчерпывает бюджетные ресурсы, приводит к надуванию структурных финансовых пузырей.

Социальная поддержка должна быть точечной и адресной. В мировой практике применяют различные методы определения приоритетных нуждающихся целевых групп. В Казахстане с его цифровым потенциалом можно без труда внедрить механизмы адресной социальной поддержки. Причем не только в сфере продовольствия, но и в сфере коммунального, транспортного сервиса и прочих услуг. Проще говоря, богатый человек не должен покупать хлеб по льготной цене наравне с пенсионерами.

  1. Согласование индикаторов кредитования экономики. Основной целью Национального банка РК является обеспечение стабильности цен в Казахстане и проведение эффективной денежно-кредитной политики государства.

Согласно отчету Высшей аудиторской палаты, объемы банковского кредитования экономики с каждым годом снижаются. Так активы БВУ на начало года составили 45 трлн тг. Отмечается, что лишь 20% средств направляются на финансирование бизнеса, как основы роста экономики. Это связано с неприемлемыми условиями кредитования для реального сектора экономики.

Правительству следует занять более жёсткую позицию в отношении политики Нацбанка в вопросах кредитования предпринимательства. Фактически драконовские меры не сдерживают инфляцию, но сдерживают развитие национального бизнеса.

Совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка нужно разработать четкие индикаторы для банков второго уровня по кредитованию экономики. Особенно это касается банков, получивших государственную поддержку. Наше Правительство требует встречные обязательства от сельхозтоваропроизводителей, а у банков не требует.

  1. Продовольственная безопасность. Заявляя о себе как о перспективной аграрной стране, мы до сих пор импортируем социально значимые товары как молочная и мясная продукция, сливочное масло, сахар, гречка и т.д. В прошедшем году мы стали свидетелями мощного инфляционного импульса, который в первую очередь ударил по самым необходимым продуктам питания.

Понятно, что казахстанская экономика, будучи интегрированной в глобальную, становится жертвой событий мирового рынка. Несмотря на это соседние страны, такие, как Россия и Беларусь, прицельно эффективно просубсидировав продовольственную отрасль, добились довольно высокого уровня самообеспечения продуктами, и продолжают свою демпинговую экспансию в Казахстан. В качестве примера можно привести нынешнюю ситуацию на рынках молочной продукции и зерна.

С учетом общей нехватки объемов финансирования производства сельхозпродукции, недостаточных мер по защите локального рынка для развития отечественного продукта, мы предлагаем пересмотреть систему государственной поддержки.  Нужно применять опыт соседних стран, практикующих подход экономического протекционизма. 

  1. Развитие инфраструктуры и строительства. Широкое распространение доступного телекоммуникационного и транспортного обслуживания позволяет повышать производительность труда, создавать новые рабочие места и ускорять экономический рост. Как известно, чем выше уровень развития инфраструктуры, тем выше уровень социально-экономических показателей и благосостояния населения, а также инвестиционная привлекательность страны.

В этой связи, при разработке национального инфраструктурного плана необходимо обратить особое внимание на привлечение дополнительных частных и государственных инвестиций в создание инфраструктурных проектов в логистике, производстве, энергетике, образовании и других приоритетных направлениях.

  1. Улучшение предпринимательской среды.

Казахстан сегодня обязан создавать комфортную среду для развития предпринимательства, ведь бизнес создает рабочие места, пополняет государственный бюджет налогами, производит товары, но не имеет на текущей момент того голоса, которого заслуживает. Считаем, что нужно сделать акцент на поддержку рациональной предпринимательской инициативы: оградить предпринимателей от излишней бюрократии, популизма и коррупции, обеспечить адекватной инфраструктурой, доступным финансированием и правовой защитой.

Нужна своя градация для предпринимателей в вопросах налогообложения, финансирования, применения льготных механизмов, требуется прорабатывать реформы в деталях, системно и в комплексе.

Мы, партия Respublica, считаем, что Казахстан обязан сделать рывок в развитии прежде всего несырьевых секторов экономики ведь все возможности у нас для этого есть», - заявила она.

После выступления Д. Шукижанова отметила, что депутаты считают возможным одобрить отчет Правительства с учетом озвученных предложений, которые направлены на улучшение благосостояния и повышение доходов населения Казахстана.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!