Бизнес и инвесторы готовы участвовать в развитии регионального туризма, но нужны «правила игры» - Юлия Якупбаева
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем прошлогоднем послании поручил задействовать туристический потенциал Казахстана и реализовать прорывные проекты в сфере туризма. Какие «якорные» проекты повышают туристическую привлекательность Казахстана, как сегодня меняется отечественный турпродукт и что нужно для реального прорыва в индустрии туризма – в интервью ИА El.kz с Юлией Якупбаевой, председателем комитета по туризму, председателем совета по устойчивому развитию НПП «Атамекен».
- Юлия Константиновна, президент Казахстана в послании в 2023 году поручил задействовать туристический потенциал страны, запустив в отрасли прорывные проекты. Появились ли у нас такие проекты в сфере туризма?
- В рамках исполнения данного поручения Правительством Казахстана определены 10 приоритетных туристских территорий, где будут реализованы “якорные” проекты. К ним относятся Астана, курорт Бурабай, озера Алаколь и Балхаш, Алматинский горный кластер, Баянаульская и Имантау-Шалкарская курортные зоны, Туркестан, Байконур и побережье Каспийского моря.
В качестве таких проектов у нас рассматриваются проекты с высоким уровнем затрат. Но теоретически в качестве якорных можно рассматривать любые рукотворные проекты, которые повышают туристическую привлекательность региона. Например, в Бурабае это сеть троп и велодорожек, в Туркестане – комплекс «Караван-Сарай», в Мангистау – теплый пляж, набережная на Алаколе и в Павлодаре, инфраструктура Иле-Алатауского Национального парка, горнолыжный кластер в Алматинской области и так далее. Большой проект реализуется при поддержке Министерства туризма и спорта - Многофункциональный туристический район в городе Астана.
Повышается ли от этого ли туристическая привлекательность регионов? Да. Раскрыли ли мы весь туристический потенциал? Конечно, нет.
Огромный туристический потенциал скрыт в Восточно-Казахстанской области. Сеть смотровых площадок и инфраструктура помогли бы дальше развивать туризм в Мангистау. Есть огромные перспективы в развитии городища Отрар, если бы мы могли «оживить» этот древний город, который сегодня практически безлюден и незаслуженно ограничен в туристическом потоке.
Бизнес и инвесторы готовы активно участвовать в развитии регионального туризма. Но нужны «правила игры» - региональные туристические мастер-планы, по результатам которых будут формироваться дорожные карты. Бесполезно рассчитывать, что новые гостиницы и инфраструктура сами по себе создадут постоянный туристический поток. Надеемся, что Фабрика якорных проектов, о которой НПП говорит уже не первый год, при поддержке KazakhTourism запустится, и процесс выполнения поручения главы государства пойдет быстрее.
- Что происходит в туристской отрасли в 2024 году? Стали ли казахстанцы чаще путешествовать внутри страны? Стало ли больше иностранных гостей?
- Если говорить о динамике внутреннего туризма, то согласно официальной статистике, с начала 2024 года с января по март по стране путешествовали – 1 715,7 тыс. казахстанцев, это на 233 тыс. больше, чем в 2023 году (кол-во – 1 482 тыс.чел.). Наиболее популярны направления Астана, Алматы и Шымкент, здесь побывали 46% всех внутренних туристов. Лидер рейтинга внутреннего туризма — Алматинская область.
Наблюдается положительная динамика и во въездном туризме. Если сравнивать итоги 22-го и 23-го годов, рост произошел почти в два раза (в 2022 году - 4 728 тыс.чел., в 2023 году - 9 204 тыс.чел.). Туристы из разных стран чаще всего посещают национальные парки, города (Алматы, Астана, Шымкент, Туркестан), курортные зоны (Бурабай, Алаколь, Балхаш), архитектурные памятники, а также международные мероприятия, проходящие в стране (спортивные соревнования, развлекательные мероприятия). В немалой степени иностранцев привлекает национальный колорит, а также национальная кухня, этно- и экотуризм.
- На развитие каких объектов и дестинаций сегодня делает ставку власть, бизнес и участники рынка? Почему?
- Если говорить о популярных направлениях среди туристов, то в прошлом году Национальное бюро статистики делало замер и определило, что топ-5 курортных зон по количеству туристов в период с января по сентябрь 2023 года это Алматинский горный кластер, побережье Каспийского моря, Щучинско-Боровская курортная зона, Алаколь и Балхаш.
В целом отечественные курортные зоны привлекли 3 миллиона 73 тысячи посетителей, что на 12,6 процента выше, чем в предыдущем году.
Но бизнес постоянно просит расширения фокуса внимания. И это оправданно: в популярных дестинациях развитие инфраструктуры не успевает за потоком посетителей. Жалобы на мусор, недостаток туалетов и сервиса часто обоснованы овертуризмом. Необходимо наряду с привлечением инвестиций делить потоки, создавать конкуренцию, формировать новые турнаправления и продукты.
Именно поэтому периодически поднимается тема о переходе с 10 на 20 приоритетных направлений. При этом решения принимаются очень взвешенно, исходя из потенциальных затрат государства на инфраструктуру.
- Как меняется на сегодня туристский продукт, который в Казахстане готовы предложить отдыхающим?
- Казахстан - страна с богатым историческим и природным наследием, поэтому объективно, что основные турпродукты формируются вокруг именно этих факторов.
Наряду с этим активно развиваются горнолыжные курорты Алматинской области и ВКО. Популярными становятся такие направления как хайкинг, велнесс, восхождения на вершины и ледники, сплав по рекам, поездки на источники. Есть в Казахстане виноградники, рыбные и страусиные фермы, теплицы, которые предлагают дегустационные и интерактивные туры. Отдельной строкой можно выделить паломнический туризм на юге и западе Казахстана.
Мы видим, что крупные производители в коллаборации с турсообществом запускают промышленные туры для детей и взрослых. Активно развивается в сезон пляжный туризм, зарождается – медицинский.
Кроме того, хочется отметить частные инициативы бизнеса, вокруг которых формируются новые турпродукты в гастротуризме. Например, сеть этно-кофеен «TARY», рестораны «Sandyq», «Qazaq Gourmet», «Auyl», гастротуры Мухтара Тойбазарова и другие, которые популяризируют национальную кухню и традиции.
Вместе с этим ниша турпродуктов пока далека от заполнения.
- Как вы видите дальнейшее развитие казахстанского турпродукта и как это позволит реализовать туристический потенциал страны?
- Развитие турпродукта, как и любого продукта, очень сильно чувствительно к брендингу, продвижению и мерам поддержки. Мир меняется, но внимание к брендингу и визуализации особенно со стороны молодого поколения только растет. Нам необходимы креативные подходы в этом направлении. Об этом собственно и говорил глава государства в рамках недавнего совещания по туризму.
Массовый турист сегодня ориентируется не на выставки и буклеты, и даже не на фотографии на сайтах. Его интересуют отзывы, обзоры блогеров, видео из соцсетей и он сам в соцсетях. Насколько наш страновой маркетинг успевает за этими трендами – большой вопрос.
В вопросах подготовки инфраструктуры важно соответствие KPI и стандартам. У нас стандарты есть, но они добровольные. Нужны рейтинги, цифровые ресурсы и прочие стимулы, чтобы эти стандарты внедрялись. Международных аналогов много, просто нужно начать двигаться в этом направлении.
Повышение компетенций и квалификации, подготовка кадров, формирование туристических акселераторов, цифровых витрин и прочие вещи также важны. Из них, наверное, целесообразно собрать отдельный документ со стороны уполномоченного органа. Мы как бизнес готовы участвовать в его обсуждении и реализации.
- Президент Казахстана, говоря о недостаточном развитии туристской отрасли как части экономики страны, говорил о необходимости привлечения частных инвестиций. Что тормозит этот процесс?
- Казахстан – страна с большой территорией, относительно небольшим населением и существенным фактором сезонности. В этой связи период окупаемости проектов очень долгий. Поддержка со стороны государства в подведении инфраструктуры, удешевлении и повышении качества логистики и развитии системы Мастер-планирования очень важна.
Необходимы меры по обеспечению ключевых дестинаций электроэнергией, инженерно-коммуникационной инфраструктурой, санитарно-гигиеническими узлами (СГУ), интернетом, обустройство и цифровизация национальных парков. Сообщество поднимает вопросы вывоза и утилизации отходов, мы неоднократно собирали и предоставляли информацию по участкам дорог, которые важно привести в порядок.
Существуют законодательные сложности с выделением земельных участков в национальных парках, в землях лесного фонда для частного использования, что ограничивает возможности для долгосрочных инвестиций (в т. ч. привлечения кредитов) и развития туристической инфраструктуры.
Есть более точечные, но тоже важные вопросы: работа транспортной и туристической полиции в туристических дестинациях, обеспечение досуговой инфраструктуры, брендинг и т.д.
Необходимы «пакетные» предложения для потенциальных инвесторов, которые будут предусматривать наличие свободных земельных участков на приоритетных туристских территориях с подведением необходимой инженерно-коммуникационной инфраструктуры и предоставлением государственных преференций в виде налоговых и таможенных льгот.
- В Казахстане в сентябре 2024 года готовятся провести важное международное спортивное мероприятие Всемирные игры кочевников. Какой эффект для туристской отрасли можно ожидать от события такого масштаба?
- От событий такого масштаба хочется ожидать эффекта не только в части увеличения потока туристов, но и в части популяризации, узнаваемости нашей страны. Желаем, чтобы Игры прошли на самом высоком уровне!
Читайте также: