Лента новостей

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»
12.08.2019 12:48 2921

Батыржан Смаков - дирижер Казахского национального университета искусств, один из немногих оперных певцов в Казахстане, обладающий уникальным голосом – мужским меццо-сопрано или как его еще называют контратенор, рассчитанный в основном на старинные оперы.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Батыржан родился в Караганде в 1986 году, с ранних лет занимается музыкой, за свои 33 года добился значительных успехов и мирового признания в оперном искусстве. Наш герой в 2016 году даже получил высокое звание «Артист за Мир ЮНЕСКО» после серии благотворительных концертов в помощь детям Сирии.

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Крылатое выражение: Мы, музыканты, тоже в некой степени шахтёры: ищем и «откапываем» новые произведения, открываем для себя глубину дирижерских и вокальных техник, кропотливо и бесконечно.

Но прежде, чем стать известным и популярным, Батыржану пришлось пройти нелегкие испытания судьбы.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Батыржан, буквально в конце прошлого года стало известно о том, что ты стал одним из немногих счастливчиков, который вошел в число финалистов республиканского мега проекта «100 новых лиц Казахстана». Это почетно, согласись. За тебя голосовали реальные люди. Был жесткий отбор, конкуренция, состязательный характер. Потому что многие считают, что именно он достоин звания «Лучшего». Значит тебя знают, слушают. Расскажи, как ты считаешь, за что тебе реально отдали голоса люди?

- Правда, сложный вопрос. Мне трудно ответить за других людей. За себя скажу, что всегда стараюсь работать на качественное звучание, делать новые программы. Я благодарен всем, кто отдал за меня голоса, кто верит в меня и поддерживает.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– С чего начиналась складываться твоя жизнь как будущего артиста театра, дирижера. Какие были предпосылки. Может семья музыкальная или что-то сильно тебя впечатлило?

Я родился в семье простых рабочих, моя мама работала на швейной фабрике, а папа был шахтером. С детства хотел заниматься творчеством, особенно петь: выходил в степь и пел, для друзей и родственников пел, потом в школе увидел актовый зал с большой сценой и уже там понял, что выступать – это мое.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Мое детство было трудное, я рано начал работать. В 11 лет я продавал мороженое на вокзале. Было сложно совмещать работу с учебой в школе, но я справлялся. Зато с раннего возраста научился зарабатывать, быть самостоятельным. Я проработал около 8 лет на вокзале, видел немало людей, их судьбы. Я быстро повзрослел.

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Лауреат международных конкурсов, в том числе «Гран-При Санкт Петербурга» и «Concorso della Musica Sacra» в Турине батыржан Смаков профессиональную карьеру начинает в 2010 году с учебы в Грузии и Италии.

Батыржан с 2011 по 2017 годы обучался в Международной академии оперного пения в итальянском Озимо, затем в Консерватории им. Дж.Россини г. Пезаро.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Поехал поступать в Международную Академию оперного пения сразу после окончания Казахского Национального Университета Искусств в Астане. И его сразу зачисляют на первый курс академии. Такому успеху он обязан замечательному педагогу, профессору Алле Симонишвили (сопрано). Именно с ней он познакомился в 2009 году в Астане, когда она принимала участие в постановке оперы Пуччини «Богема».

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Как только он ее увидел, услышал ее со сцены, сразу подумал: это мой педагог и наставник. Самое удивительное, что она тоже его заметила, прослушала и сказала, «Мне нравится ваша музыкальность. Если вы будете упорно работать над собой, сможете учиться в Италии». Ее слова вдохновили Батыржана, что он стал изучать с упорством итальянский язык, усиленно заниматься вокалом.

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Сперва ты поехал учиться в Грузию, а потом уже продолжил учебу на родине оперной музыки – Италии. Как так получилось, что Грузия. Там сильны какие-то музыкальные традиции?

– Я открыл для себя Грузию благодаря своему педагогу - Алле Симони (Симонишвили), как уже говорил выше, именно она пригласила меня на свой мастер-класс в Тбилиси прежде, чем я поехал поступать в Академию в Озимо (Италия).

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

У молодого таланта довольно-таки редкий голос – контртенор. Некоторые педагоги не совсем серьезно относились к его занятиям, даже не верили... Но всегда были рядом друзья, которые его поддерживали, например, педагог по вокалу Роза Тленчиева - она с ним занималась вместе, тщательно составляя каждый репертуар.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

- Говорят, ты единственный в Казахстане оперный певец контртенор? Что это значит? В чем особенность и уникальность?

Голос – это мышцы: ты их тренируешь, они развиваются. Естественно, что это процесс довольно долгий и кропотливый, но и результат приходит. Диапазон формируется, увеличивается сила, звук, ярче звучит тембр голоса. Я учился у сильных педагогов: Гульмиры Куттыбадамовой, Дины Кабыкеевой, Баян Жусуповой и Розы Тленчиевой. Все эти педагоги на протяжении 4-х лет формировали меня как дирижера, певца и музыканта.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Без дирижера невозможно организовать работу музыкального коллектива. Он показывает темпы, вступления, снятия, динамику и характер.

Петь и дирижировать - не совсем нормально, это невероятно сложно) хотя это не конфликтующие между собой профессии.

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Расскажи о проведенном времени в Италии, чему ты там научился и как это пригодилось в твоей жизни?

– Для меня самым сложным было решение поехать, потому что на тот момент я работал артистом хора в государственной филармонии Астаны - пел в камерном хоре под управлением дирижера Ержана Даутова.

В 2010 году сформировал собственный «Женский самодеятельный хор» в средней школе №13 города Астаны, с которым выступал как в самом учебном заведении, так и за его пределами.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

У меня была довольно насыщенная творческая деятельность и трудно было это оставить. Но выбор был сделан, и я поехал. Помню, как я прилетел в Рим, потом на поезде с пересадками чудом добрался до Озимо. На носу экзамен, не могу уснуть... Было одновременно волнительно и страшно. В день экзамена у меня была репетиция с пианистом Карло Морганти - он что-то говорил, но я от волнения не мог понять ни слова. Только кивал в ответ и пел свою программу. Какова же была радость, когда в списке поступивших я увидел свое имя. Со мной поступала россиянка, прекрасная меццо-сопрано Анастасия Пирогова, мы познакомились и отметили наше поступление бокалом итальянского.

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Ты окончил там же в Италии магистратуру на красный диплом. Чем отличается принципиально учеба у нас и в Италии, особенно музыкальное образование?

– Если смотреть в целом, то наши образовательные системы схожи, разные в подходах. К примеру, в магистратуре для нас, студентов сформировали отдельный хоровой коллектив; что касается певческого мастерства, у меня была возможность петь не только под аккомпанемент рояля или оркестра, но и лютни, клавесина, органа, тёрбы.

Основная сложность была в том, что все предметы надо было учить и сдавать на итальянском языке, также писать магистрскую работу.

Поначалу я медленно читал, не понимал, что говорят педагоги, но со временем эта проблема была решена.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Почему выбор пал именно на Италию? Прежде всего, мой приезд в Италию связан с моей детской мечтой – учиться в этой стране. Ведь не секрет, что именно Италия по праву считается родиной оперы, и она имеет свою богатую неповторимую культуру пения, начиная от Монтеверди и Глюка переходя к Россини, Верди, Пуччини.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Но помимо оперы, Италия всегда меня поражала своими историческими ценностями, памятниками, стариной. И, уже находясь здесь, я понимаю самобытность этой страны, ее языка, ее кухни. Можно много об этом говорить, но, я считаю, что Италию надо посетить хотя бы раз в жизни. У итальянцев даже есть пословица – «vediNapoli e poimuori», что означает «Увидеть Неаполь и умереть».

Конечно, кроме Неаполя нужно обязательно побывать в «вечном городе» Риме, посетить венецианские карнавалы и подышать Флорентийским воздухом в усадьбах Медичи. На территории Италии есть древнейшее в Европе карликовое государство Сан-Марино, в 2013 году мне выпала честь дирижировать там Международным хором Сан-Никола в театре Титано.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Италия меня во многом сформировала: в музыкальном направлении, личностно; я овладел итальянским и частично французским языками; также Италия - это страна с богатыми певческими и дирижерскими школами и традициями.

Помимо учебы в академии я участвовал в международных конкурсах в качестве жюри. После 3 лет обучения в оперной академии сразу поступил на магистратуру консерватории Джоакино Россини в Пезаро, которую окончил с красным дипломом. В Италии я руководил оперным хором «Перла Верде». Преподавал музыку в русской школе.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

За 5 лет обучения и работы я то и дело давал различные концерты, знакомился с музыкантами оперного искусства. Работал с музыкальным критиком Паоло Сантарелли, организовывал серию концертов «Искусство старинной музыки». Это были мои первые серьезные шаги на большую сцену.

С 2012 года меня пригласили в Римини регентом Православного кафедрального Собора. Руководить церковным хором - ответственная и значимая в Италии должность, и я вступил в нее с большой ответственность.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Оказавшись в Римини параллельно стал заводить друзей и знакомства. Начал сотрудничать с сестрами Вальмаджи - Мариной и Гуйей. Марина Вальмаджи - современный композитор, музыковед, арт-директор хора «Миллениум» - с моим приходом этот хор стал называться «CoroInternazionale San-Nicola (CISN)».

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Гуйя Вальмаджи, ее сестра - дирижер хора «Миллениум», нынче я с Гуйей вместе управляем «Международным Хором Сан-Никола».

Сама Марина часто говорит: «Наш хор дышит двумя легкими: западно-европейская культура Гуйи и восточная культура Батыржана». С хором мы неоднократно выступали на больших сценах, стали лауреатами Международного конкурса хоров в городе Кивассо (Италия) в 2014 году.

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Не смотря на свой молодой возраст, ты не раз бывал членом различных международных конкурсов. Расскажи подробнее об этом?

– Что касается конкурсов, да, меня приглашают в качестве жюри, потому что у меня есть соответствующие дипломы и я часто консультирую молодых исполнителей, показываю примеры в вокальной технике, даю мастер-классы. с 2014 года начинается новая страница моей биографии - меня приглашают в коллегию членов жюри Международного Фестивального комитета «Fiestalonia Italia» в Италии. Это был мой первый опыт. Приглашает директор комитета, синьора Жанна Байбакова - организатор, продюсер и сценарист, и, я бы сказал, - деятель культуры международного масштаба - она устраивает Фестивали и конкурсы, приглашая участников из Европы и почти со всех Республик бывшего Советского Союза.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Потом был организован фестиваль «Танысу» в Сан-Марино. Сейчас меня приглашают на международные конкурсы в Астане, ОАЭ (Дубаи), Италии и Америке.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Мы проводим конкурсы высокого уровня. Прежде всего это касается организации, сервиса, большой любви к искусству. Конкурсанты, как правило, все талантливые и подготовленные, порой трудно выбрать лучшего. К счастью, со мной рядом сидят Маестри высокого уровня, такие как Франко Бенедетто Морри (он пианист, несколько лет работал с самим Паваротти), Клаудио Казадей (заведующий кафедры виолончели в консерватории города Пезаро), а также ведущая певица в городе Пезаро, сопрано Моника Боскетти.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Как ты считаешь, что помогло больше: талант, трудолюбие, упорство, удача?

Я хочу сказать, что музыка - это целенаправленный, последовательный труд, и как говорил великий русский композитор Петр Чайковский, для успеха нужно иметь всего 5 процентов таланта и 95 – труда.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Но конечно нужно иметь ряд способностей, я бы даже сказал, комплекс способностей, развивая которые можно прийти к успеху. Итальянцы часто произносят слово «Фортуна» - то есть удача. Конечно, удача важна, но она дается свыше. Для меня музыка - это неотъемлемая часть жизни, часть меня; и это состояние непременно надо в себе постоянно культивировать.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Я помню, как играл ночью Бетховена, полусонный и мне приходили разные образы. Я много начал понимать в музыке именно в моменты стресса, как ни странно, когда сильно хотелось спать и хотелось комфорта. Уже сейчас, философствуя, я понимаю: чтобы действительно добиться чего-то большего, надо это выстрадать. Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание».

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– По возвращении на Родину ты в столице и Караганде дал несколько концертов. Расскажи твое состояние на сегодня, какие чувства тебя переполняет, каково ощущение быть дипломированным специалистом международного класса?

– Моей родиной, моим домом всегда был и есть Казахстан. Италия, конечно, имеет богатую школу искусства, но не заменит никогда Родины, той земли, где родился. Парадоксально, но начинаешь это понимать именно за границей.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Несмотря на успехи за рубежом по завершении учебы я вернулся на родину и дал 2 сольных концерта «Возвращение Орфея» в театре «Астана Опера», затем начал работать солистом в государственной концертной организации «Казахконцерт».

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Я являюсь преподавателем Казахского Национального Университета Искусств, приглашенным солистом театра «Астана Опера», художественным руководителем и дирижером Смешанного хора КазНУИ, а также приглашенным дирижером хора «Coro lirico Perla Verde» в Италии.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Концертирую во многих странах мира, в том числе в Италии, Грузии, Франции, Египте, Иордании, России, Польше, ОАЭ.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Я член, жюри многих международных конкурсов: «Жас Дарын» (Казахстан), «Tanysu» (Сан-Марино), «Jumeirah Sounds» (ОАЭ).

 Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Слышали, что у тебя нет отбоя не только от поклонников, но и от приглашений поработать с вузами и учреждениями культуры, в том числе от зарубежных. Это правда?

– Я действительно сотрудничаю с несколькими зарубежными учебными заведениями, но пока на уровне небольших проектов, что касается поклонников, не знаю. Если они есть, я благодарен им, что они есть. Постараюсь радовать новыми концертами и творческими проектами.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Так уж сложилось, что помимо концертной деятельности я занимаюсь и преподавательской. И хочу сказать, что я люблю преподавать. Делиться своими знаниями, искать новые музыкальные образы со студентами. Я считаю, что язык музыки многогранен и поэтому у педагогов всегда много работы.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Ты во время зарубежных поездок занимаешься активно популяризацией богатого казахского музыкального наследия…

– В Италии я стараюсь сохранить и даже культивировать казахские традиции, кухню. Мои друзья и коллеги, к примеру, полюбили бешбармак. Также я люблю вечерами исполнять казахскую музыку среди своих близких.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

В большинстве зарубежных концертов исполняю казахские произведения. В 2018 году нам выпала большая честь: хор КазНУИ пригласили выступить в Пезаро, на юбилее, посвящённом 150-тилетию композитора Джоакино Россини. Помимо основного концерта в стенах консерватории Россини мы дали концерт казахской хоровой музыки «Ұлы дала дауысы».

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Твоя дискография насчитывает четыре сольных альбома. Можно узнать, о чем пишешь и кому их посвящаешь?

– За годы учебы мне удалось записать и выпустить 4 CD альбома, два из которых посвящены духовной православной музыке. Следующие два альбома: G. B. Pergolesi «Salve Regina» и «Tempus Fugit» на музыку и стихи современного итальянского композитора Джузеппе Канджини. Презентацию четвёртого альбома я планирую сделать в Казахстане совместно с Радио Классика в начале сентября.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Ты также лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса Гран-При Санкт Петербурга» и «Concorso della Musica Sacra» в Турине. Можешь подробно рассказать об этой вехе твоей творческой жизни? Какие-то яркие воспоминания, моменты?

— Конкурсы – это всегда неотъемлемая часть в развитии любого музыканта. Мне всегда нравилось участвовать на конкурсах, дух конкуренции и возможность увидеть других участников, обменяться опытом, что-то для себя новое открыть, познакомиться с педагогами. Хорошие конкурсы зачастую являются рынками для начинающих музыкантов, возможностью продвинуться в музыкальной карьере. Для меня участие на конкурсах было и страшно, и интересно… страшно интересно!)

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Твой родной город – Караганды. Расскажи о нем?

– Я люблю Караганду. Там родился. Это город шахтеров - трудолюбивых людей. Мы музыканты тоже в некой степени шахтёры: ищем и «откапываем» новые произведения, открываем для себя глубину дирижерских и вокальных техник, кропотливо и бесконечно.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Поделись своими планами на ближайшую перспективу?

– Хочу создать антологию казахской хоровой музыки, провести фестиваль старинной музыки в Казахстане.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Какая у тебя заветная мечта?

– Заветная мечта - чтобы не было войны, чтобы был мир на земле. И стабильность у нашего народа.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Есть чувство сожаления, что что-то не так сделал или не сделал наоборот или хотел бы исправить что-то?

– В жизни каждого человека есть моменты, которые он хотел бы изменить, я руководствуюсь принципом смирения и рациональности: прошлое уже не изменить, будущее ещё не наступило. Жить сейчас, извлекая опыт из ошибок, жить разумно и тем самым формировать будущее. Быть позитивным и верить в лучшее.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Кому подражал или подражаешь до сих пор. Кто твой кумир в музыкальном мире?

– Есть много людей, на которых я равняюсь и хочу равняться, но, наверное, нет смысла их перечислять, может они не хотели бы, чтобы о них говорили. В дирижировании для меня важен Риккардо Мути, в вокальном искусстве Чечилия Бартоли и Натали Дессей.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Чего не хватает отечественной музыкальной культуре, что бы ты привнес нового?

– У нас музыкальная культура на хорошем уровне, хотелось бы развивать больше старинную музыку эпохи барокко, а в дирижировании больше исполнять сочинений наших современных композиторов.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Над чем ты работаешь сейчас?

– Переосмысливаю музыку Моцарта...

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Ты объездил не одну страну мира. Расскажи, что значит для тебя Ассамблея народа Казахстана и дружба народов мира? Какой смысл видишь в этих трех буквах – АНК. Твоя жизненная философия в этом неспокойном и хрупком мире?

– Казахстан – многонациональная страна и приоритетной задачей нашего Правительства по праву является развитие дружеских межэтнических взаимоотношений, я считаю это правильным политическим вектором особенно сейчас, как вы говорите, в хрупком и неспокойном мире.

Мир действительно неспокоен, есть много стран, в которых не хватает воды, идут локальные военные действия, экологические катастрофы.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

– Пожелания читателям сайта Ассамблеи народа Казахстана и поклонникам твоего творчества?

– Я желаю всем жить в гармонии с собой и со своими близкими, чтобы все мечты сбывались, а планы реализовывались. Только в единстве и сплочённости наша многонациональная страна выйдет на новый, ещё более высокий уровень во всех сферах, и я верю, что так и будет.

Батыржан Смаков: Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через «страдание»

Поделитесь:
Рауан Ескали

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz. Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!