Собираясь на встречу с представителями байкерского клуба, сразу вспомнила кадры из фильмов и видеороликов в интернете. Бородатые мужчины с прической и голосом Джигурды, без меры заливающие в себя пиво, наряженные в кожаные куртки с цепями, в солнцезащитных очках и банданах с черепами. Эдакие пираты городских дорог и не только, бунтари, нарушающие правила дорожного движения, создающие угрозу для других водителей и пешеходов. Пожалуй, такими их представляют многие.
Но все стереотипы были безжалостно разбиты о ступеньки местного кафе, где в назначенное время вместо королей эпатажа меня ожидали молодые, аккуратно подстриженные и выбритые, чисто и прилично одетые парни.
- Вы корреспондент? – выдавая свое хорошее воспитание, спросили они. Видимо, они тоже представляли себе журналистов как-то иначе. Но обманутые ожидания не помешали интересной беседе, на протяжении которой байкеры поделились своими секретами.
Давайте знакомиться
Шлемы на подоконнике, чай с шоколадкой и неожиданность в виде двух девушек – эта встреча была полна сюрпризов. Выяснилось, что девушки - тоже байкеры, как и их мужья. Более того, именно супруги их и посадили на байки. Настя и Эльдана очень много рассказали о том, чем живет их клуб. При этом насмешек с мужской стороны о том, что девушкам за рулем не место, ни разу не промелькнуло.
Интернациональная компания, в составе которой пришли Нурлан, два Рустама, Дима, Максим, и Настя с Эльданой, рассказали, что непосредственно в их клуб входит 14 человек. Но в Экибастузе два байкерских клуба.
- Враждуете?
- Нет! В нашем клубе молодые любители мототранспорта. А в «легендовский» клуб входят люди постарше. У них и поездки покруче, требующие больших затрат. Нас они тоже приглашают, но не всегда и не у всех среди нас есть возможность и время ездить на «дальняк». Потому и интересы немного расходятся.
- А одежда ваша, это отличительная особенность?
- Не только. Кожаная экипировка защищает во время падения. Стоит она от 100 тысяч тенге и выше. Но своя кожа дороже. Поэтому байкеру обязательно нужен специальный костюм. Да и потом, без специальной кожаной куртки, «косухи» ездить будет, мягко говоря, некомфортно. Ветер, пыль, грязь.
- Так, все-таки, часто попадаете в ДТП?
- Не сказать, что часто, но бывает, - рассказывает Эльдана. – Однажды я попала в аварию. На работе сразу подумали, что я нарушила правила. Но это не так. Пешеход внезапно выбежал на дорогу, и, чтобы избежать столкновения, мне пришлось свернуть. В итоге получила травмы только я.
- Не страшно после такого садиться снова на байк?
- Не боятся только идиоты. Страх есть всегда. И до первого ДТП тоже. Каждый из нас осознает риск. Ведь водители машин защищены со всех сторон металлом, а мы - нет.
- Не проще ли тогда ездить на автомобиле?
- Вот у Вас есть кондиционер в машине? – неожиданно для меня задал вопрос Рустам.
- ???
- А у меня в мотоцикле его вот так, - проводит большим пальцем над головой Рустам. – Еще и печка не работает. Я не пью, наркотики не употребляю, рыбалку не понимаю. А на мотоцикл сел, выехал за город, проехал до стелы и обратно – и домой в люлю спать довольный.
- Не попробовав прокатиться, невозможно понять, что заставляет людей покупать байк, а не машину, - говорит Настя. – Я мечтала об этом с 15 лет. Конечно, когда появился ребенок, мне пришлось пересесть на автомобиль. Но желание ездить на мотоцикле не пропало.
- Мы более маневренные, юркие на дороге, - объясняет Нурлан. – Можем проехать там, где машина не пройдет. Преимуществ много.
- А как же бороды, длинные волосы и все остальное?
- Да, есть и такие байкеры. Есть мотоциклисты с нашивкой «1%». Это именно те, о ком так много говорят и снимают, кого обвиняют в беспорядках на дорогах, разгульном образе жизни и прочих «грехах». Вот если вы встретите таких ребят, валите от них подальше, - предупреждает Рустам. - Байкеры, они «сколотились» после вьетнамской войны, когда определенное количество солдат стало неугодно властям. В частности, в Америке. Они собрались, сели на мотоциклы – секс, наркотики – они бунтовали против правительства. Отсюда и пошли байкеры, как олицетворение преступности.
- Но нынешняя субкультура намного отличается от байкеров тех времен, - подхватил Нурлан. – Когда в США произошел конфликт с поножовщиной между двумя мотоклубами, американская ассоциация мотоциклистов объявила, что есть 99% законопослушных мирных мотолюбителей и есть 1%, которые по сути бунтари, гангстеры, нарушители. В основном байкеры, это те же мотоциклисты, но для них двухколесный транспорт становится образом жизни, они объединяются в сообщества, организуют совместные мероприятия и «покатушки», ездят не только по делам, но и ради удовольствия. Это и отличает их от простых мотоциклистов.
- Многим любовь к байкам передается по наследству, - говорит Эльдана. – Вот Дима Фрезе у нас, например, его папа катает. И он поддерживает и разделяет это увлечение.
- А я сына не посажу на мотоцикл, - перебил Рустам Аглитдинов. – Он еще маленький. Ему только 20 лет, я внуков еще не видел.
- Рустам, ну зачем так пугать. Мы по городу 40-60 ездим, - прервала Настя.
- Аха, мы вообще по городу быстро не ездим, - улыбается Нурлан. – Только вместо 140 говорим 40 км/ч. Шучу, - сразу же оправдывается байкер.
- Наверняка ни одна поездка не обходится без остановки полицейскими?
- Нет. Они нас не трогают. Иногда документы спрашивают, но особо не докапываются.
Настя была первой девушкой на байке в Экибастузе. Байкерша рассказывает, с каким удивлением на нее выглядывали из машин на перекрестках и как часто ей приходилось ловить на себе шокированные взгляды. В основном, конечно, представительницы прекрасного пола ездят на байках в качестве пассажиров, так сказать, для украшения. Но некоторые бесстрашные особы сами садятся за руль. Существует даже сообщество «Мотодевчули Азии». Настя даже делает трюки на байке. Ребята показали видео, на котором девушка на полном ходу меняется местами со своим супругом на байке.
- А если полицейские увидят?
- Это в правилах не регламентируется, - утверждает байкерша.
Желанные гости и гостеприимные хозяева
- А с городскими властями не проблем? Как к вам акимат относится?
- Хорошо. Нас даже зовут на многие мероприятия. 9 мая мы ездили в колонне во время парада. В прошлом году нас не было, так горожане прям расстроились, спрашивали, почему нас не пригласили. А в этом году все прям ждали нас. Важных гостей иногда встречаем и на других городских мероприятиях выступаем.
Кортеж байкеров действительно смотрится очень эффектно и по-современному. Захватывает дух, когда под рев моторов едет многочисленная колонна байков с флагами. Кстати, флаг у них специальный, официальный. За использование «неправильного», то есть самодельного флага или старого образца, могут и оштрафовать почти на полмиллиона тенге.
Байкеры - везде желанные гости. Особенно их ждут ребята из детского дома. Да и сами мотолюбители всегда рады таким встречам. Они проводят благотворительные акции, привозят детям подарки, катают их на своих мотоциклах, а дети устраивают для них концерты. Такие акции экибастузские байкеры устраивают не только в своем городе, но также выезжали в качирский и павлодарский детские дома.
Байкерский кортеж стал изюминкой многих свадеб. Причем, это удовольствие очень доступно для молодоженов. Денег за сопровождение байкеры не берут, только на бензин. А его уходит очень мало. В итоге и молодые счастливы, и байкеры довольны.
Нередко члены мотоклуба сами принимают у себя гостей. Большую часть своей жизни они проводят в дороге, поэтому зачастую встречают туристов и путешественников. Не так давно Нурлан встретил за городом странника из Швейцарии Николя Хази. Вело-туриста, который провел в пути более трех месяцев Нурлан встретил на трассе, когда перегонял мотоцикл.
- Как вы поняли, что это путешественник?
- Он был настолько обвешан сумками, что под ними не было видно велосипеда, - вспоминает Нурлан. - Сначала он нас испугался и пытался сбежать. Но потом понял, что мы с добрыми намерениями. Дав туристу помыться, отдохнуть и попробовать наших национальных блюд, мы повезли его на экскурсию.
Байкеры показали Николя небольшой разрез и сказали, что есть «Богатырь», который намного больше. Он им не поверил. Потом иностранца отвезли на ГРЭС, где установлена самая высокая в мире дымовая труба.
- Смотри! Видишь трубу? Твоя Эйфелева башня фигня рядом с ней. Она у нас дымится за то! - смеется Нурлан. – Мне вообще везет в этом году на туристов. В июне ехал в Аксу к друзьям, и недалеко от Екибастуза вижу, стоит человек у велосипеда и жует растаявший "Snickers".
Оказалось, что это Нодар Беридзе - организатор и основной участник, доверенный помощник программы "Жди меня". За 850 дней он должен объехать 30 стран и проделать путь в 50 000 километров.
Помощь и взаимовыручка
Байкеры никогда не оставляют друг друга в беде и не ждут за это вознаграждения. Практически в каждом городе есть байк-посты, где можно остановиться, помыться, отдохнуть. В это время местные мотолюбители помогут отремонтировать двухколесного друга, если это понадобится и проводят в дорогу. Также они помогают новичкам с выбором мотоцикла. Если кто-то решил вступить в их ряды, они только рады этому и посоветуют где и какую технику лучше приобретать.
Байкерские поверья
У байкеров, как и у многих других сообществ есть свое особое чувство юмора, традиции, обычаи и приметы. К примеру, если сошел снег – значит быть открытию мотосезона. А если на асфальте появилась наледь – сезон пора закрывать.
Мотоциклисты призывают прислушиваться к интуиции и быть внимательным к знакам судьбы. Если при сборах в дорогу или в начале пути что-то идет не так, лучше не ехать.
Даже если позади уже несколько километров дороги, а в баке неожиданно закончился бензин, лучше развернуться и отложить поездку до следующего раза, не говоря уже о значительных поломках. Также не стоит садиться за руль в плохом настроении, когда плохо себя чувствуешь, раздражен или сильно расстроен чем-то.
Еще одна примета – если байкер уронил девушку, он обязан на ней жениться.
- Рустам Абдуллин у нас двух девушек уронил – будет двоеженцем, - смеются ребята.
А вообще среди представителей этой субкультуры не редкость, когда супруги разделяют интересы друг друга. Нурлан и Эльдана молодая семья байкеров. Свою свадьбу они катали на мотоциклах, как мечтал Нурлан. Даже в кафе умудрились загнать два байка, чтобы создать гаражную атмосферу. Естественно, на торжестве присутствовали другие байкеры и даже из других городов.
На прощание мотолюбители предложили проехаться и сфотографироваться на понравившемся байке. Фото получилось хорошее, а вот прокатиться духа не хватило. Но теперь, когда мимо меня по дороге будут проноситься эти ребята на своих шумных байках, я буду знать, - не такие уж они сумасшедшие, как кажутся. И обязательно постараюсь попасть на закрытие мотосезона. Тем более, что меня туда уже пригласили.