Кетбуга (XI – XIII)
В устных и письменных источниках, дошедших до наших дней из глубины веков, Кетбуга изображен великим жыршы племени Найман, искусным кюйши, ясновидящим баксы, более того, грамотным человеком — современником и летописцем Чингис хана. Кетбуга жил, примерно, в 1150-1230 годах.
Все устные источники связывают имя Кетбуга со знаменитыми кюями «Нарату» и «Ақсақ құлан». Легенда гласит: во время охоты на куланов погиб покоритель Дешт-и-Кипчака Джучи хан, любимый сын Чингис хана. Никто не осмеливался рассказать Сотрясателю Вселенной черную весть о смерти сына. И только выходец из рода Найманов, великий жыршы и виртуозный кюйши Кетбуга нашел способ донести печальную весть, сыграв на домбре кюй «Ақсақ құлан». Сей интересный факт приводится в историческом труде XV века «Турю шежіресі («Шад-жарат ал-атрак» - «Летопись тюрков»). А такие знаменитые исторические деятели как Доспамбет жырау и Махамбет Утемисулы называли Кетбуга мудрым бием, гением и наставником степняков. Соседствующие кыргызы и каракалпаки знают его как искуснейшего кюйши. Мелодия кюя «Ақсақ құлан» также сильна, как и ногайские эпосы. Кюй, изображая сложные перипетии того времени, одновременно повествует о тяжелой доле простого народа в той кровавой эпохе. Кюй Кетбуга: «Ақсақ құлан» (в шести вариантах), «Нарату» и др.
Асан Кайгы (XIV - XV века)
Асан Сабитулы родился в 60-70-ые годы XIV века на берегу реки Волги. Курбангали Халидулы в своем труде «Тауарих хамса» называет Майкы бия прадедом Асан Кайгы.
Время жизни Асанкайгы совпадает со временем распада Золотой Орды на мелкие ханства. Асанкайгы был одним из влиятельных личностей того, полного драмматических событий, смутного периода, наряду с такими известными людьми своего времени как ханы Берке, Улуг-Мухаммед и Абулхаир, а также султаны Керей и Жанибек. Он был степным поэтом, задумавшимся о будущем казахского народа, недавно отделившегося от Дешт-и-Кипчака и едва остепенившегося. Теперь его целью было поднять дух казахов. Свои думы и чаяния о судьбах страны и народа Асанкайгы воплощал и в музыке. До нас дошли такие его кюи как «Ел айырылған», «Асанқайғы», «Желмаяның жүрісі», «Зар». Несмотря на незатейливый мотив, в кюе «Ел айырылған» чувствуется глубокая взволнованность. Более того, ощущается какое-то отчаяние провидца, видящего далеко вперед. Эти чувства нетрудно угадать в сложных повторяющихся ударах печально-тоскливой мелодии.
Казтуган (XV век)
Как и многие исторические деятели средневековья, Казтуган Суюнушулы был и героем, и поэтом, и музыкантом, и оратором. Одним словом, многогранной личностью. Отделение казахов от ногайцев, своих единокровных братьев, извеку вместе живших в Золотой Орде и вынужденных поселиться за Волгой, глубоко печалило сердце такой эпической личности, как Казтуган, став горем всей его дальнейшей жизни. Свою тоску он изливал в мелодичных кюях и напевных поэмах.
Родная земля Казтугана Карасу расположена в прибрежье Каспия между Волгой и Уралом в центре Дешт-и-Кипчака, где он, не раз оседлав коня, подобно своим предкам, принимал самое активное участие в общественной жизни. В отличие от пустозвонных крикунов, которых немало развелось, он, как и подобает выходцу из клана степных правителей, отвечающих за благо жителей степи, часто задумывался о судьбе своего народа. Возможно, поэтому его речи были зажигательно-взволнованными, а кюи столь проникновенными. При прослушивании произведений Казтугана прослеживается влияние на его творчество Асанкайгы, который был много старте его по возрасту. Казтуган часто видел и слышал великого степняка, и считал его эталоном для подражания. До наших дней дошли только два кюя Казтугана: «Сағыныш» и «Құлақ күй».
Байжигит (XVI - XVII века)
Знаменитый кюйши Байжигит родился на Алтае. Родом он из Среднего Жуза, основу которого заложили шесть братьев: Аргын, Найман, Конырат, Кыпшак, Уак и Керей. От Керея родились Абак и Ашамайлы. У Абака было двенадцать сыновей, один из которых - Жастабан стал предком Байжигита.
Время жизни Байжигита приходится на тот период, когда многострадальное племя Керей, бежавшее из родных краев от кровавого набега Чингис хана, еще не нашло постоянного места обитания. Оставшись в пять лет без родителей, Байжигит сполна испил горькую чашу сиротства, однако судьба народа волновала его не меньше собственной. И домбра была его единственным настоящим другом, которому он изливал свою грусть-тоску, и, одновременно, защитником народа.
Созданные Байжигитом кюи во множестве вариантов до сих пор исполняются в Восточном Туркестане, на Алтае и Шубартауском районе Семипалатинской области. Ряд наших ученых-искусствоведов и виртуозов-домбристов таких как М. Магауин, О. Хаймолдин, Т. Асемкулов вложили много труда для того, чтобы исследовать и превратить в духовную ценность народа наследие великого кюйши.
Аблай хан (1711 -1780)
Уалиулы Аблай (Абильмансур) - знаменитый хан из рода торе, который вложил немало усилий для единства казахского народа, и в то же время был одним из редких кюйши XVIII века, чьи произведения дошли до наших дней. Время его жизни и правления пришлось на один из самых тяжелых исторических периодов в жизни казахов, когда стоял вопрос о физическом выживании либо исчезновении этноса.
Кюи Аблайхана и по тематике, и по мелодическим особенностям можно разделить на два периода. К первому периоду относятся кюи, посвященные подлинным жизненным явлениям, связанным с участившимися джунгарскими нашествиями: в них отражены боевые походы, тяжкие последствия войны, победные торжества и величайшие подвиги батыров. Ко второму периоду можно отнести те произведения, в которых явственно ощущается переход кочевников к мирной жизни после страшной войны, переданные спокойной манерой игры самого Аблай хана. В этих кюях переданы размышления автора о смысле жизни, о судьбах страны и народа. Первые высказывания о кюях Аблай хана сделали такиие ученые-исследователи как Ш. Уалиханов и А.В. Затаевич. Они же сделали нотные переложения некоторых его кюев. Кюи Аблай хана: «Актолкын», «Алабайрак», «Булац жат», «Дуние калды», «Жем торы», «Кайран елім», «Кара жорга», «Коржын какпай», «Майда жал», «Садак какпай», «Сары бура», «Шанды жорык» и др.
Махамбет (1804- 1846)
Утемисулы Махамбет - активный участник национально-освободительного движения, герой- полководец, могучий поэт, искусный кюйши. Его родина - это местность Бекетай во Внутренней Букеевской орде, ныне это Жанибекский район Уральской области. Махамбет, по своей сути, последний предводитель кочевников. Он впитал в себя бессмертное наследие таких своих великих земляков как Камбар батыр, Ер Таргын, Сыпыра жырау, Асанкайгы, Казтуган, Шалкииз, Жиембет, Доспамбет. Судьба, любящего справедливость и свободу, знаменитого Сырым батыра стала для Махамбета колыбельной песней и смыслом жизни. Поэт был образованным, вольнолюбивым, идущим впереди своего времени человеком, свободно владеющим русским, татарским и арабским языками.
В музыке Махамбет был также одарен, как и в поэзии. Его кюи отличаются взрывным характером и глубиной чувств. Основой для создания музыкальных произведений Махамбета являются пережитые им тяготы в борьбе за свободу народа, гордые образы его сподвижников, достоинства его родной земли. Кюи Махамбета Утемисулы: «Ақжелең», «Жайық асу», «Жорық», «Жұмыр қылыш», «Исатайдың Ақтабаны-ай», «Қайран Нарын», «Қиыл кырғыны», «Нарын», «Өкініш», «Тарлан» и др.
Богда (XIX век)
Родиной Караулы Богда являются побережья рек Жем и Саз, однако, часто бывая в Актюбинском, Гурьевском, Уральском, Мангистауском краях, он отлично освоил традиционный кюй этих мест. Он общался и дружил с такими известными личностями каковыми были предводители национально- освободительного движения Исатай и Махамбет, а также виртуозный кюйши Сокыр Есжан. Этало¬ном высокого искусства для него были Абыл, Кошкар, Еспай, Кауен, Арыстан.
В своих произведениях Богда не ограничивается только семейно-бытовыми картинами: его думы о судьбе народа рождают кюи, в которых явственно слышатся социальные мотивы. Нет сомнения в том, что таковыми являются кюи «Қаражаяу», «Боғда», «Бозтөбе». В традиционном искусстве кюя большим испытанием для любого кюйши является исполнение ответвлений произведения, причем во времени оно должно длиться как можно дольше. В связи с этим следует отметить, что Богда создал кюи «Кербез» и «Ақжелең» для цикла «Алпамыс екі тармақты Ақжелең». С благодарностью мы вспоминаем О.Суюншалиева, Н.Кыдыргалиева, М.Усенбаева и Л.Мухатова, донесших до нас кюи Богда.
Таттимбет (1815-1860)
Казангапулы Таттимбет один из самых одаренных композиторов, создавший как спокойные, так и бурные композиции, широко распространившиеся в центральных, восточных и южных регионах. Он хорошо знал и глубоко почитал знаменитых певцов-поэтов Жанака, Шоже, Кемпирбая, Биржан сала, Жаяу Мусу, Жаная, Орынбая, кюйши Тока, Ыкласа, Итаяка, Шашака, а также степных правителей Кунанбая, Алшынбая, Ердена, Шынгыса, Шорманова Мусу. Тесное общение и сердечная дружба связывала его с этими людьми. Кстати, Таттимбет был и на коронации Александра И. Все это говорит о том, что он был активным общественным деятелем, действовавший сознательно.
Действительно, в первую очередь Таттимбет был одаренным кюйши. Он создал такие приемы игры на домбре как «оң бұрау», «теріс бұрау», «шалыс бұрау», «калыс бұрау», «қосақ или тел бұрау». Академик А. Жубанов сказал о нем следующее: «Творчество Таттимбета занимает в истории казахской музыки особое место, и, сколько бы времени ни прошло, сколько бы веков не осталось позади, его прекрасные кюи будут служить духовной пищей для многих поколений».
Кюи Казангапулы Таттимбета: «Азына», «Ақбас бура», «Балбырауын», «Балқан тау», «Бес төре», «Былқылдақ», «Желқара», «Жетім қыз», «Жібек жал», «Ерке атан», «Ерке бұлан», «Қара жорға» «Қашан қалмақ», «Кенжетай», «Қорамжан»,«Қосбасар», «Қоянды».
Кожеке (1823- 1881)
Назарулы Кожеке родился в Каркаре, считающийся престолом Жетысу. Он выходец из рода Курбан - Бозым - Суйеркул — Сары племени Албан. Отец Кожеке Назар был красноречивым, обладающим даром предвидения и, вообще, разносторонне одаренным человеком. Социальная активность Кожеке рано проявилась под влиянием отца, который не подчинился колониальной политике Российской империи, начавшейся во второй половине XIX века. В 1862 году Кожеке, возглавив четыреста семей, откочевал из родных мест и обосновался возле реки Текес. Вначале китайские власти отнеслись с одобрением к переезду Кожеке со всем своим родом и даже дали ему какой-то чин, чтобы он служил верой и правдой китайской империи. Но Кожеке не стал прислуживать китайскому трону, за что китайское правительство убило его в тюрьме Куре, поджарив на горящих углях.
Кожеке воплощал в своих кюях весь пережитый им жизненный опыт. Несмотря на забвение, до нас дошло-таки более ста произведений композитора. И сегодня его кюи играют в Жетысу, Тарбагатае. Буртале, на Алтае и Иртыше.
Ыклас (1843- 1916)
Дукенулы Ыклас родился в Жанааркинском районе Жезказганской области, а скончался в местности, ранее относящейся к совхозу «Сарысу» Сарысуйского района Жамбылской области. Его отец Даукен и дед Алтын тоже были кобызши.
Следует сказать о том, что через тысячу лет после Коркыта Ыклас первый, кто вновь возродил кобыз к жизни, превратив его из магического орудия баксы в инструмент, выражающий грусть-тоску и печаль человеческой души. Ыклас был наставником таких кобызши-домбристов как Ашай, Абикей, Сугир, у которых, в свою очередь, учились Мыктыбаев Даулет и Каламбаев Жаппас. Их талантливым ученикам Умбетбаеву Сматаю и Косбасарову Базархану рукоплещет публика тех залов, где они успешно выступают. Искусство игры на кобызе, едва не утерянное в смуте лет, вновь вернулось к жизни и процветает, благо¬даря преданности наших композиторов и артистов.
Кюи Дукенулы Ыкласа: «Айрауық», «Аққу», «Асанқайғы», «Бозторғай», «Жалгыз аяқ», «Жез киік», «Ерден», «Қазан», «Қаншайым», «Қасқыр», «Саржан», «Шақыру» и др.