Знакомимся с историческими памятниками Тараза

15 Февраля 2017, 13:00 20083

По следам туристов

Тараз – древнейший город Казахстана. В письменных источниках он упоминается с VI века, хотя гипотетически история города берет свое начало с  V века до нашей эры. 
С древних времен Тараз известен как город купцов и являлся центром степной части Великого Шелкового пути. До сих пор на таразской земле сохранились многочисленные следы быта и культуры древних жителей города: глинобитные мазанки простолюдин, караван-сараи, ремесленные мастерские, следы цитаделей, дувалы и многое другое. Все эти памятники истории являются культурным наследием страны и обращают к себе большой интерес не только казахстанцев, но и туристов со всего мира. Вот и мы пройдемся по местам с самыми известными архитектурными памятниками Тараза.


Мавзолей Айша Биби, XI-XII века 



Уникальным по своей архитектуре является мавзолей Айша-Биби, который находится в одноименном ауле под Таразом. Его можно с твердостью назвать шедевром средневекового зодчества: все наружные стены сплошь покрыты резными терракотовыми плитками с богатым узором. Это единственное архитектурное сооружение в Средней Азии, имеющее такую облицовку. Из глубины веков и по нынешнее время в мавзолее сохранилась только западная часть фасада и некоторые фрагменты других частей строения. Мавзолей Айша Биби, каким мы его видим сейчас – это результат кропотливой реставрации специалистов. О личности самой погребенной мы можем знать лишь из легенд. По преданию красавица Айша была возлюбленной правителя Тараза – Карахана. Скончалась она в самом расцвете сил от укуса змеи во время одной из поездок. Карахан приказал построить этот мавзолей над ее могилой.


Мавзолей Бабаджа Хатун, XI-XII  века

Это место в Жамбылском районе также посещают не только туристы, но и паломники, так как в мусульманском мире мавзолей считается святым, ведь возведен он над могилой. В данном случае, над захоронением Бабаджи-Хатун. По своей конструкции мавзолей прост. Сооружен он из обожженного кирпича без какой-либо декоративной отделки стен. Но известность строение получило благодаря своему необычному для этих мест куполу конусообразной 16-гранной формы. На фасаде постройки сохранилась часть надписи на арабском языке, в переводе звучащая как «Это величественная гробница называемая Бабаджи-Хатун. Строитель ее …». К сожалению, имя мастера не сохранилось. Сама Бабаджа-Хатун являлась любимой няней красавицы Айши.

 
Мавзолей Карахана (Аулие-Ата), XI-XII  века

Находится он в самом центре города. Считается, что возведен мавзолей над могилой одного из правителей династии Караханидов – Шах Махмуда Карахана. Сам мавзолей до наших дней не сохранился. Его полностью возвели сами местные жители в 1906 году на месте прежнего. Но при этом мавзолей утратил свою облицовку и некоторые другие архитектурные особенности. А судить о первоначальном виде мавзолея мы можем лишь по единственной сохранившейся фотографии 1902 года. Надпись над входом в мавзолей гласит (в переводе с арабского): «Нет Бога кроме Аллаха и Мухамед пророк его… ».


Архитектурный комплекс Тектурмас, X-XIV века

Это одно из культовых исторических мест, расположенное на берегу Таласа. На вершине холма возведен мавзолей Тектурмас, а близ него находятся захоронения мусульман, зороастрийцев, христиан. У подножья холма частично сохранился  древний подземный ход. Сама постройка Тектурмас – это копия мавзолея, возведенного в X-XIV века. Но в 30-х годах прошлого столетия из-за атеистических настроений мавзолей был полностью разрушен. Восстановили его в 2002 году по сохранившейся фотографии (80-е годы XIX века) и археологическим исследованиям.


Дворцовый комплекс Акыртас VIII-XIX века

Это удивительный памятник древности. Сейчас мы можем лицезреть лишь руины из огромных каменных блоков. Раскопки на территории комплекса ведутся до сих пор. Доподлинно неизвестно, что же все-таки представлял из себя Акыртас в древности. Но, все же, ученые предполагают, что эти каменные руины некогда были средневековым городом наподобие Касрибаса.


Восточная баня Кали-Юнуса, конец VII век

Это самая новая постройка из всех перечисленных. Возвел баню житель Аулие-Аты по принципу восточных средневековых бань. Примечательно, что до 50-х годов прошлого века баня была действующей. Сейчас это отреставрированный памятник архитектуры.

Селение Мерке, IX-X века

На 250 квадратных километрах раскинулись памятники святилища Мерке: каменные ограды и изваяния, курганы и стелы. С тех времен сохранились также петроглифы на скалах. В этом месте древние жители устраивали ритуалы поклонения божествам. Сейчас меркенское святилище называют «землей исцеления». Отовсюду в эти места приезжают паломники, чтобы избавиться от недуга или получить потомство.


Святилище Жайсан, VIII век

На территории долины Жайсан расположено еще одно святилище, представленное многочисленными погребальными и ритуальными сооружениями, родовыми знаками и наскальными рисунками. Общая площадь с этими памятниками древности занимает более 77 000 гектаров.

Юлиана Вагнер
Поделитесь: