16 Октября 2018, 03:01
В январе 2016 года на съезде Ассамблеи народа Казахстана, который проходил под руководством Президента РК Нурсултана Назарбаева, был создан Совет по медиации при АНК. Тогда глава государства дал указание наладить устойчивую координацию деятельности между профессиональными и непрофессиональными медиаторами. В целом, по мнению Н. Назарбаева, это должно развивать правовую культуру нашего общества.
Как выполняется это указание Президента страны, нам рассказал член Совета медиации при АНК, президент республиканской общественной организации «Международный правозащитный центр», академик Международной академии информатизации Жандильда Жакупов.
— Жандильда Ажигалиевич, расскажите подробнее, на что направлен метод медиации?
— Медиация как общественное явление существует с древних времен. Первыми медиаторами в истории были вожди, жрецы и старейшины, они разрешали различные споры. Мудрые люди, которые умели примирять конфликтующие стороны, всегда пользовались авторитетом и уважением среди людей, а в современном обществе, которое кишит конфликтами, такой посредник просто необходим. Медиаторы наводят мосты между спорящими людьми, дают им возможность понять и услышать друг друга, а затем принять решение по спорным вопросам, которое сами они со своей непоколебимой точки зрения отыскать не могут.
В казахском обществе медиация была всегда: споры разрешали уважаемые аксакалы и бии, и их слово было законом. Раньше ведь у казахов не было тюрем. Я всегда говорю, что медиация очень подходит для казахского менталитета.
Институт медиации как социальный и правовой инструмент впервые появился в 60-х годах прошлого столетия в США, Австралии и Великобритании. Главы крупных компаний договорились в случае возникновения спорных ситуаций сначала привлекать медиатора, который поможет конфликтующим сторонам найти точки соприкосновения. С тех пор во все договора крупнейшие корпорации включают медиативную оговорку: только после того, как спорная ситуация не разрешена полюбовно, они могут обратиться в суд. Преимущества этого метода очевидны: еще неизвестно, каким окажется результат судебного разбирательства, не нужно нанимать адвокатов, участвовать в экспертизах, платить судебные пошлины, а все спорные моменты можно легко и быстро урегулировать.
По статистике, в США 93 процента людей остаются удовлетворенными вердиктом медиатора и уже не идут к судье. В Европе 80 процентов спорящих договариваются при помощи медиатора. Сегодня этот способ разрешения споров активно применяют практически во всей Юго-Восточной Азии. В последние годы институт медиации получил бурное распространение и на постсоветском пространстве. Например, в России даже существует специальный телеканал, рассказывающий о разрешении споров за рамками суда.
Многих конфликтов в обществе можно было бы избежать, если бы люди умели договариваться. Жаль, что в школе детей этому не учат. В Германии школьников учат разрешать спорные моменты самостоятельно, и затем они уже не обращаются в суд.
— Когда институт медиации был законодательно внедрен в Казахстане, и каковы успехи в его развитии?
— 28 января 2011 года Президент Казахстана подписал Закон РК «О медиации», и 5 августа он вступил в законную силу. Именно Нурсултану Назарбаеву принадлежит большая заслуга в принятии этого закона. В Послании Президента страны говорится о необходимости развития медиации, потому что это значительно снизит количество исков в суды.
На той памятной сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент сказал, что тюрьма еще никого не исправляла, за мелкие правонарушения не обязательно сразу осуждать и давать сроки заключения, можно находить и другие методы решения проблемы, более мягкие.
Больше двадцати лет назад по инициативе девяти национальных культурных центров был создан «Международный правозащитный центр». В нашей организации на сегодня состоят 250 медиаторов, которые работают по всей республике. Это обязательное условие их деятельности — они должны состоять в реестре нашей организации.
В феврале этого года рабочая группа, созданная Верховным судом РК, в которую вошли члены Совета медиации и руководители АНК, разработала пакет документов по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам медиации, и в том числе и в сам Закон «О медиации». Одна из поправок говорит о том, чтобы включить в закон пункт об обязательной досудебной медиации. Нет необходимости сразу идти к судье, ведь одна из сторон, как правило, останется проигравшей. Например, в Испании, где я знакомился с этим вопросом, стороны не могут напрямую обращаться в судебные органы. Они обязаны сначала в течение 45-ти минут провести беседу с участием медиатора. В ходе нее медиатор разъясняет в чем суть медиации, и, если стороны не придут к какому-то соглашению, они берут справку у медиатора о том, что такая беседа состоялась, и только потом идут с ней в суд. Без такого документа суд не принимает ни одно обращение. Это называется досудебной медиацией.
В Великобритании, например, судья может возложить финансовые издержки на сторону, которая без достаточных причин отказалась решить спор с помощью медиации. А в Германии медиаторы вообще работают прямо при судах, тем самым значительно помогая работникам судов.
С применением медиации все остаются довольными. Эти поправки были переданы в Парламент. 7 сентября этого года состоялось выездное заседание Сената Парламента, где обсуждались вносимые изменения, и я выступил с рядом новых предложений.
— Каковы сферы применения медиации?
— Изначально она применялась только при разрешении семейных конфликтов, но затем распространилась и на урегулирование конфликтов в других сферах. С помощью медиатора можно разрешать гражданские, уголовные, административные, семейные, трудовые, предпринимательские и многие другие споры, в области ювенальной юстиции, за исключением коррупционных дел, а также споров с участием государства. Но не исключено, что в будущем такой запрет будет снят. В современном мире медиация становится наиболее эффективным способом разрешения конфликтов, так как споры разрешаются в короткие сроки и без привлечения больших финансовых средств.
— В чем заключается работа медиатора, существуют ли какие-то особые методы в достижении конечного успешного результата?
— В медиации существуют различные инструменты для улаживания конфликта. Посредник-профессионал использует разные способы в организации переговоров: активное слушание, переход от позиции к интересу, сепаратные переговоры, так называемый кокус, в ходе которого медиатор выясняет интересы сторон, какие причины побудили их оказаться в конфликтной ситуации, и помогает найти выход из нее. Медиатор как бы собирает нужные пазлы.
Эксперты недаром говорят, что судебное решение — это законченные отношения, ведь как только выносится решение, отношения между двумя сторонами прекращаются, а это уже точка невозврата. А соглашение при помощи медиации позволяет сторонам сохранить нормальные взаимоотношения, это момент, когда начинаются новые отношения. В китайском языке слово «медиация» пишется двумя иероглифами. Первый иероглиф означает слово «конфликт», а второй — налаживание будущих отношений. В Китае каждый сотый человек считается медиатором. Например, после ДТП в Китае уже через короткое время автомобили разъезжаются, потому что все вопросы тут же исчерпываются.
— Каков ваш личный опыт медиатора? Можете рассказать о самых интересных делах, например, при разрешении межнациональных конфликтов?
— Начиная с 2012 года я провел 371 процедуру медиации по разным вопросам, и все они оказались успешными. В том числе были ситуации и по тяжким уголовным делам, а это самые сложные вопросы. Я юрист, долгое время — более двадцати лет — работал в системе МВД России и Казахстана, так что эта сфера мне тоже знакома не понаслышке.
Свои навыки медиации мне приходилось использовать и при разрешении межнациональных конфликтов. Например, в южной части Казахстана был такой случай: парень коренной национальности сбил на машине насмерть женщину другой национальности, мать пятерых детей. Женщина ждала автобус, а парень спускался с холма. Увидев женщину, он нажал на тормоза, автомобиль развернуло, он ударился о дерево, и затем наехал на женщину. Парень был трезв, и эксперт в последующем вынес заключение, что он был не виноват.
Мне поступил звонок с приглашением выступить в качестве медиатора. Дело было в ауле, мне сообщили, что люди другой национальности, к которой принадлежала эта женщина, хотят поджечь дома всех казахов, которые жили в этом поселке. Заключение эксперта в ходе переговоров мы никому не показывали, потому что это могло бы стать раздражающим фактором. Сторона погибшей женщины достаточно серьезно подготовилась к переговорам, они даже пригласили женщину без обеих ног, которая также пострадала в подобной аварии. Она выступила на переговорах и сказала, что из-за таких людей, как этот парень, осталась без ног и теперь ей в таком трудном положении приходится кормить свою семью. Это были трудные переговоры, обстановка была достаточно накаленной. Через два часа переговоров мы все-таки договорились, что сторона парня возместит расходы по поминкам, часть денег была передана тут же за столом переговоров. На этом все закончилось.
Был и другой случай. Два парня коренной национальности убили парня другой национальности. Поднялся немалый ажиотаж, на площадь выходили люди, которые выражали свое возмущение. Нас было двое медиаторов на переговорах, и нам удалось договориться и снять нарастающее напряжение. Урегулирование межэтнических конфликтов — очень важный момент, поэтому Ассамблея народа Казахстана определила развитие института медиации в число своих приоритетных направлений.
Был и обычный трудовой конфликт. Учредитель предприятия — иностранец. Переговоры шли в течение пяти дней, в ходе которых было рассмотрено одиннадцать спорных вопросов. Сразу было разрешено семь вопросов, решение же четырех вопросов отложили на будущее, было решено, что к их обсуждению стороны вернутся в последующем.
В моей практике есть дистанционная медиация в онлайн-режиме между Казахстаном и Германией. Я выступал со стороны Казахстана, на той стороне тоже был медиатор. Мы работали два дня, и все спорные вопросы были урегулированы.
— Как простому человеку в нашей стране можно обратиться за помощью к медиатору?
— При Домах дружбы по всему Казахстану имеются кабинеты по медиации, это структурное подразделение АНК, в штате работает заведующий, который координирует все вопросы по этой части. При этих кабинетах работают и непрофессиональные медиаторы, они оказывают услугу по регулированию споров различного характера, в том числе и этнического.
Преимущество медиации заключается в том, что стороны сами решают свой вопрос, а медиатор помогает найти самый оптимальный вариант.
Сколько людей могли бы пострадать, потерять нервы, время и деньги, если бы по этим спорным ситуациям не помог медиатор.
— Спасибо за беседу.