Обладатель звания «Лучший преподаватель вуза» - Жанар Байсеитова, участница проекта «100 новых лиц Казахстана», удивляет своей активной жизненной позицией. Напомним, что она прошла в финал и стала одной из 102 победителей данного проекта. Получившая признание среди широкой массы, преподаватель из Павлодара не перестает совершенствоваться, как в личном плане, так и в профессиональном.
«Человек, горячо любящий свою профессию, талантливый педагог. Спокойствие, доброжелательность и мягкость в общении легко помогают ей находить общий язык со всяким человеком. Ей свойственны требовательность к себе, добросовестность, старательность, аккуратность во всем, что касается дела. Ее занятия эмоциональны и неожиданны. Проводит их на высоком, профессиональном уровне, благодаря своему педагогическому мастерству, вовлекает обучающихся в удивительный мир самопознания и саморазвития. Все её занятия похожи на интересный мир, наполненный рассказами, историями из жизни, притчами, заданиями, заставляющими думать, понимать свои чувства и поступки». – Так отзываются о ней ее студенты и коллеги.
О том, что же помогает Жанар Байсеитовой всегда оставаться на плаву, быть лучшей, при этом сохраняя свою природную доброту, что свойственно истинным педагогам по призванию, рассказывает наша героиня.
Все начинается с букваря
Родилась я в селе Майское в Павлодарской области. Всю свою юность я провела там, выросла в обычной сельской среде. Пошла в детский сад, потом окончила 9 классов общеобразовательной школы. После 9-го класса уехала учиться в город Павлодар. Мне очень хорошо запомнился момент, когда в детском саду, наверное, уже в старшей группе, воспитательница принесла мне букварь. То была книжка ее уже повзрослевших детей. Он у меня хранится до сих пор: старый потрепанный, но очень родной и ценный. Благодаря этой книге я уже в детском саду научилась читать и писать, пошла в первый класс, уже имея эти навыки.
Не изменяя своей мечте
Сейчас это звучит банально, но с самых первых лет обучения в школе у меня появилась мечта стать учителем. Я не помню, что конкретно меня тогда вдохновило: возможно, это был мой первый учитель, интересный урок, или была другая причина. Искренне хотела обучать именно маленьких детей, настолько романтичной казалась тогда такая идея, точно чувствовала себя особенной среди сверстников. Естественно, я шла к этой цели всю свою сознательную жизнь. Училась хорошо, участвовала на олимпиадах, не пропускала школьные мероприятия, аттестат получила с отличием. А потом поступила в педагогический колледж в Павлодаре, раньше оно называлось педагогическое училище имени В. Воровского.
Отец – путеводитель по жизни
Мое поступление в колледж после 9 класса в большей степени заслуга моего отца. Он был всегда за то, чтобы я развивалась, училась, расширяла кругозор и видела мир. В классе 7-8 он вовсе хотел отдать меня в казахско-турецкий лицей в городе, но в то время в лицей девочек не принимали. Само название «колледж» для меня было нечто иностранным, будто поступила в университет. Я, приехавшая из села, будучи еще совсем «зеленой», осознавала всю ответственность, которую возложили на меня родители и родная школа. В первый год учебы в колледже у меня не было ни одной четверки. С окончанием я стала на шаг ближе к своей мечте. Потом поступила в Павлодарский университет на кафедру педагогики. Окончила его по специальности «практический психолог».
Педагогика по ступеням
В педагогику все приходят по разному. Кто то закончив университет становится преподавателем. А я можно сказать прошла все ступени педагогической деятельности. Свою карьеру педагога я начала в школе №15 города Павлодар. Начинала пионер-вожатой, тогда еще пионерская организация была, еще работала лаборантом. Затем стала учителем начальных классов, окончив университет, поработала психологом в этой школе. Потом перешла в свой родной университет и началась моя научно-педагогическая деятельность. Сейчас я являюсь ассоциированным профессором Павлодарского государственно-педагогического университета.
Проблема, не оставляющая равнодушным
В 2009 году по окончанию аспирантуры я защитила диссертацию по теме подготовки педагогов с учащимися с девиантным поведением. Эту тему выбрала не случайно, подсознательно я к ней шла с самого начала. Дело в том, что №15 школа, где я начала свою карьеру, была не совсем обычной. В ней были коррекционные классы. В этих классах обучались дети с задержкой психического развития. Также в обычных классах были ученики, которых в нашем обществе называют «трудными». Я была молодая и неопытная, не знала каких-либо методов и подходов к ним, отчего испытывала определенные сложности.
Учитывая свои ошибки и трудности, с которыми я столкнулась в общении с такими детьми, решила провести на эту тему исследование, изучить этот вопрос, проработать какие-то методы и подходы, даже не новые, а давно забытые старые. К слову, посвятить свою дальнейшую работу инклюзивному образованию, потому что это очень актуально и важно в наше время. Передо мной встал вопрос, что нужно готовить педагогов, именно будущих учителей, к работе с такой категорией учеников.
Я параллельно получила высшее юридическое образование, потому что оно касалось непосредственно вопросов трудных подростков. Порой нужно смотреть на их проблемы с другого ракурса. Не с точки зрения педагогики, методики, психологии, а с правовой стороны. В работе с учениками с девиантным поведением очень важно знать их права, то есть знать, что их ждет впереди за определенные поступки. Сейчас передо мной стоит задача по профессиональной подготовке студентов к работе с такими подростками.
В целом, я не хочу, чтобы их вообще называли «трудными», в школе дети должны получать воспитание, основанное на любви и уважении, тогда у нас не будет необходимости употреблять это слово.
Появление важной миссии
Инклюзия – это обучение детей с особыми образовательными потребностями наравне с другими, с обычными здоровыми детьми в обычной общеобразовательной школе. Дети с ограниченными возможностями, с нарушением слуха, зрения, дети мигрантов, сироты, дети с девиантным поведением – всех мы их относим к инклюзии, и они имеют такие же права на получение образования, как и обычные дети.
Важно отметить, что наши будущие учителя - студенты, не всегда готовы работать с такими детьми в обычной простой образовательной школе. Детей из вышеуказанных категорий обычно отправляют учиться в интернаты, где они развиваются только в своей среде – такое обучение обычно не ведет их к выздоровлению, нормальной адаптации к современному обществу. Согласно закону РК "Об образовании" они имеют полное право учиться в общеобразовательной школе, но наше общество и учителя не всегда готовы принять этот факт. Я считаю что нужно активно работать над этой проблемой, не словами, а реально работающими методами, готовить профессионально подготовленных педагогов.
В декабре 2017 года я выиграла конкурс Израильской организации MASHAV на прохождение стажировки по курсу интеграции лиц с особыми потребностями в нормативную среду. Это израильское агентство международного сотрудничества в области развития. Главным образом это агентство занимается образованием. Курс длился месяц. Все материалы и знания, которые я получила на этом международном семинаре мы сейчас обрабатываем и хотим адаптировать под нашу страну.
По приезду с Израиля, мы переговорили с руководством нашего университета и сейчас планируем открыть центр поддержки инклюзивного образования.
Оценка работы
Для меня как учителя, самая большая награда, когда ученики превосходят меня. Это показатель моей работы. И еще хочу отметить, что после того, как я стала победителем проекта «100 новых лиц Казахстана» чувство ответственности возросло в несколько раз. Теперь я должна быть настоящим примером. Для меня это стимул работать еще больше и результативней.