Здравствуй, новая столица!

24 Ноября 2017, 18:04 8000

Что такое столица? Это главный город страны, в котором находятся центральные органы управления

Что такое столица? Это главный город страны, в котором находятся центральные органы управления. Интересную историю о становлении современной столицы Казахстана из книги российского писателя Николая Зеньковича читайте в материале. 

Возможны ли государства без столиц? Нет, невозможны. Иногда государство ограничивается пределами одного города. Ватикан, например. Но чаще всего встречаются случаи, когда страна имеет две столицы. Вашингтон и Нью-Йорк в США, Москва и Санкт-Петербург в России, Стамбул и Анкара в Турции - самые известные. Перечень можно продолжить и дальше: Хельсинки и Турку в Финляндии, Нью-Дели и Калькутта в Индии, Оттава и Монреаль в Канаде, Исламабад и Карачи в Пакистане и т. д.

В декабре 1997 года этот список пополнила и Республика Казахстан. Ее высшие органы государственной власти - президент, парламент и правительство — приступили к работе в новой столице. Ею стал город Акмола, спустя шесть месяцев, в мае 1998 года, переименованный в Астану.

Нынешней казахстанской столице, известной всему миру, с названиями не везло с самого начала. Слово Акмола на казахском языке имело несколько значений. Одно из них переводилось как «белое благоденствие», второе — как «жестокая зима», третье и вовсе имело похоронно-кладбищенский оттенок — «белая могила».
Во времена Хрущева из пяти северо-западных областей Казахстана был образован Целинный край. Акмолу, незадолго до того получившую название Акмолинск — по имени крепости, основанной в 1830 году сибирскими казаками, — переименовали в Целиноград, который стал краевым центром.
Целинный край просуществовал до 1965 года. К тому времени Хрущева сняли со всех занимаемых им постов, а его политику объявили волюнтаристской.

Но наделение бывшего захолустного поселка статусом краевого центра сыграло большую роль в его экономическом развитии. Город выгодно выделялся на фоне других областных центров своей промышленной и строительной индустрией, что способствовало росту численности его населения. В общем, вполне годился для определения места новой столицы.

Здравствуй, новая столица!

Позднее Нурсултан Абишевич рассказывал, что замысел переноса столицы из Алма-Аты у него возник еще в 1992 году, когда учреждались символы нового, независимого Казахстана — герб, флаг, гимн. А что, разве столица — не государственный символ? Еще какой государственный! Она ведь зеркало страны.
Идею переноса столицы президент озвучил 6 июля 1994 года на заседании Верховного Совета Казахстана. Кстати, это был день рождения Нурсултана Абишевича. О реакции депутатов на его предложение он вспоминает сегодня с улыбкой:

- Это была поистине «немая сцена». Почти из «Ревизора» Гоголя. Чувства испуга, удивления и настоящего шока проступили на лицах...Раздались жиденькие хлопки, отнюдь не переросшие в привычную овацию. Когда они затихли, в зале повисла гробовая тишина. При обсуждении голоса разделились. Большинство считало: перенос нецелесообразен вообще, потому что столица уже есть. Меньшинство: перенос целесообразен, но не теперь, на это потребуются огромные средства.

Нурсултан Абишевич разъяснил: анализ причин мировой практики переноса столиц показал, что в каждом отдельном случае они - разные. Почему вдруг возникла необходимость переноса столицы Казахстана?

Отнюдь не вдруг. И раньше, когда он возглавлял Совет Министров и ЦК Компартии Казахстана, было ясно, что Алма-Ата становилась малопригодной для осуществления столичных функций. Город не имел пространства для расширения. Не было свободных площадей для возведения ни новых административных зданий, ни новых жилых комплексов. Со всех сторон его теснили горы, угрозу представляла сейсмологическая опасность.
Почему Нурсултан Абишевич отдал предпочтение именно Акмоле? Во-первых, она расположена почти в самом географическом центре Казахстана, что является особо важным условием при выборе наиболее выгодного месторасположения столицы.

А что, разве Акмола — единственный такой город? Если уж быть совсем точным, то самыми центральными являются Джезказган и Улытау (Великие горы). Почему бы одному из них не отдать пальму первенства? Действительно, почему? Тому же Улытау, например. Оттуда пошел казахский этнос, там находилась ставка ханов. Словом, место такое же дорогое, как Киевская Русь для русских.

То же самое можно сказать и о Джезказгане. Вокруг — экзотическая степь, невиданной красоты горы. Рассматривался вариант и Караганды. Нурсултан Абишевич знал его хорошо: довольно долго жил там, формировался как личность, прошел немало ступенек комсомольской и партийной карьеры. И все же выбор остановил на Акмоле. Улытау и Джезказган не подходили на статус столицы по причине отсутствия мало-мальски развитой инфраструктуры. Потребовались бы гигантские финансовые затраты, которых не мог позволить тогдашний госбюджет.

Караганда хоть и была мила его сердцу, хоть и согревала теплыми воспоминаниями о молодости, но там было несколько крупных проблем, и прежде всего ощущалась нехватка воды. Но особую тревогу вызывала почва. Она могла дать просадку из-за выработки угольных шахт. Второй существенный аргумент, который перевесил чашу весов в пользу Акмолы, заключался в следующем. Выше уже говорилось, что Акмола некоторое время была административным центром Целинного края. Она неплохо развивалась — и в индустриальном, и в социальном, и в культурном плане. Во всяком случае, быстрее, чем другие казахстанские города. Это тоже имело немаловажное значение, поскольку не надо было начинать с нуля. Задел хотя и небольшой, но имелся.

Имелся и третий аргумент, не менее весомый, чем первые два. О нем заговорили сразу же после развала СССР. В СМИ появились публикации о том, что границы между когда-то братскими республиками устанавливались произвольно. Мол, их необходимо пересмотреть. Нурсултана Абишевича тогда сильно встревожила статья писателя-диссидента Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию». Ту публикацию, изданную многомиллионным тиражом, в Москве даже депутаты обсуждали на своем пленарном заседании.

В статье говорилось о необходимости отторгнуть северные территории Казахстана и присоединить их к России. Нурсултана Абишевича возмутило такое предложение. Он назвал его анекдотичным, а обоснование, которое привел Солженицын, - мифологическим. Предостерег: это, по существу, призыв к войне между независимыми государствами.

Жесткую ответную реакцию вызвали у него и нашумевшие высказывания Владимира Жириновского о предстоявшей помывке сапог в Индийском океане, куда надо проследовать без помех через Казахстан, который «либералиссимус» назвал российским.
Перенос столицы из Алма-Аты в Акмолу явился и упреждением попыток посягательств на суверенность казахстанского государства. Страна получала две столицы — на юге и на севере.

Вспоминая те тревожные годы, Нурсултан Абишевич говорит: он понимал, что рисковал буквально всем. И не только политической карьерой, а может, даже жизнью. Последнее не в прямом смысле, разумеется, а как невыполнение своего обязательства перед страной. 15 сентября 1995 года он подписал документ, который навсегда вошел в историю Казахстана. Это был президентский указ о переносе столицы из Алма-Аты в Акмолу.

10 декабря 1997 года в новой столице приступили к работе высшие органы государственной власти страны. С того дня здесь принимаются решения, судьбоносные для народа. По образному выражению Нурсултана Абишевича, «здесь теперь бьется сердце нашей Родины... Отсюда Казахстан определяет свою историческую судьбу».

15 сентября 1995 года был подписан президентский указ о переносе столицы из Алматы в Акмолу. Официальная презентация новой столицы состоялась 10 июня 1998 года. Месяцем раньше, 6 мая 1998 года, она получила новое название Астана. Впоследствии, особенно в период подготовки к 25-летию независимости Казахстана, вносились предложения, в том числе и со стороны парламента, назвать столицу именем президента Назарбаева. И каждый раз эта инициатива, от кого бы она ни исходила, не получала одобрения Нурсултана Абишевича.

В России говорят: Москва не сразу строилась. Не одномоментно, не по мановению волшебной палочки заселилась и новая казахстанская столица. Переезд проходил до 2000 года. Она прекрасна в любую пору года. Так считают все, кто хоть однажды в ней побывал. Прекрасна еще и потому, что в сотворении рукотворного чуда, этой евразийской Пальмиры, как называют ее восхищенные иностранцы, принимал личное участие казахстанский президент.

Нет в Астане ни одного здания, ни одного архитектурного проекта, которые бы не рассматривались в кабинете Нурсултана Абишевича. Он высказывал свое суждение даже по цвету домов, вникал в мельчайшие подробности, показывая глубокие знания в вопросах градостроительства, почерпнутые им из книг, заказанных в крупнейших библиотеках мира. Ему принадлежат проекты и эскизы многих достопримечательностей города. Стоит, к примеру, подняться на головокружительную башню в стиле модерн, почти стометровую «Байтерек», и экскурсантам с гордостью расскажут, что идея и набросок этого уникального сооружения принадлежат Нурсултану Абишевичу.

«Астана-Байтерек» изображена в виде древа жизни. Ее символ — золотой шар в стеклянной сфере на вершине башни. Но это не шар, а золотое яйцо. То самое, которое снесла сказочная синяя птица Самрук из казахской мифологии на волшебном древе жизни Байтерек. Экскурсоводы покажут любознательным туристам и другие архитектурные шедевры, созданные по эскизам Нурсултана Абишевича. Среди них монумент защитникам Отечества «Отан-Она», здания Президентского центра культуры, Национального музея, Дома приемов, резиденции. А подведя экскурсантов к красивым фонтанам, непременно отметят, что они тоже установлены по президентским эскизам.

Посетив в июле 2013 года Астану, российский президент Владимир Путин заметил, что Нурсултан Абишевич относится к новой столице как к своему ребенку — с душой, с теплом. Конечно, над набросками и эскизами президента потом работают профессионалы — архитекторы, скульпторы, художники. Они отмечают, что Нурсултан Абишевич обладает хорошим эстетическим вкусом, ему присуще развитое чувство гармонии.

Подмеченное Путиным отношение Назарбаева к столице как к своему ребенку творческие работники признали удачным. Действительно, как поступает любящий отец? Когда он учит детей рисованию, то набрасывает контуры, очертания предметов, которые должны быть изображены на листе бумаги. А уж потом дети заканчивают рисунок.

Дария Мади
Поделитесь: