Зарина Кокжанова: Не спрос рождает предложение

10 Мая 2017, 16:07 13124

О развитии молодежной бизнес-среды и возможностях для каждого в Казахстане

С осени 2015-го в Костанае работает уникальный Клуб молодых предпринимателей «Жас Атамекен». За этот короткий срок Клуб смог не просто вырасти и показать себя, но и завоевать всеобщее доверие и даже обратить на себя внимание Президента РК. О развитии молодежной бизнес-среды и возможностях для каждого корреспондент El.kz беседует с руководителем Клуба Зариной Кокжановой.

- Зарина, как появился «Жас Атамекен»?

- Начну с того, что когда я только запускала свой бизнес, то столкнулась с тем, что не знаю, как растаможить груз, какой выбрать налоговый режим, как правильно составить договор. Казалось бы, мелочи, но именно они составляет ежедневную рутину предпринимателя и отнимают очень много времени. Так получилось, что некоторые мои знакомые столкнулись с тем же самым.

И мы решили, что должны каким-то образом держаться вместе, советоваться и помогать друг другу. Поэтому «Жас Атамекен» начинался, как инициативная группа. Мы не знали к кому можно обратиться, кто может помочь молодым предпринимателям или тем, кто только хочет им стать. И «молодой» в этом случае – это не характеристика возраста, а синоним «начинающего». Потому что начинающим бизнесменом можно быть и в 40 и в 50 лет. Фонд «Даму» и Национальная палата предпринимателей в большинстве случаев работали с уже состоявшимися бизнесменами.

Мы начали со странички в социальной сети, где просто делились знаниями на эту тему и своими мыслями. Нас стали узнавать, к нам стали присоединяться. И мы пришли к выводу, что необходимо зарегистрироваться как юридическое лицо. Ну и для того, чтобы участвовать в госзкупках. В прошлом году мы выиграли лот от управления образования Костанайской области. Проводили профориентационную работу. Нам очень понравилось, хотя сталкивались с разными проблемами. Чтобы избежать их, нужно работать комплексно – с учениками, педагогами и родителями.

- Однако, оплачиваемые проекты – не основная ваша деятельность. В области вы приобрели большую известность именно бесплатными мероприятиями.

- Когда мы только открывались, то смотрели, как работают подобные Клубы в Казахстане и в мире. В большинстве своем каждый из них нацелен именно на проектную деятельность с целью заработать. Мы тоже, конечно, хотим заработать. Но коммерческие проекты у нас стоят на той же чаше весов, что и некоммерческие. Мы хотим делиться тем, что можем дать бесплатно.

В одном американском клубе подсмотрели идею «Бизнес-вторника» и решили адаптировать ее под нас. Во вторник казахстанцы активно работают, в четверг же уже более расслаблены и настроены получить новые знания. Поэтому мы проводим «Бизнес-четверги». Это тренинги на темы, которые интересовали и интересуют нас самих. Юридические консультации, продажи, даже психологические аспекты бизнеса. Мы зовем тренеров, набираем группы по 30 человек. Получается очень хороший интерактив.  

- В условиях участия в «Бизнес-четверге» говорится, что тот, кто записался, но не пришел, попадает в «черный список» и больше не имеет возможности попасть на занятие. Почему так строго?

- Потому что любой тренер подтвердит, что создать живое общение и интерактив можно только с маленькой группой в 20 или 30 человек. Если в группе 50 или 60 человек, то это уже семинар, на котором нет возможности поработать с каждым в отдельности. К нам на «Бизнес-четверги» хотят прийти по 60-70 человек, но мы записываем только 30 первых. И человек, который записался и не пришел просто занял место того, кто потенциально мог прийти и получить эти знания. Он подвел себя и других. Поэтому и попадает в «черный список». Но в основном, те, кто планирует прийти, допустим завтра, это – те же самые люди, что приходили и в прошлый четверг, и в позапрошлый. Это люди, которые хотят знаний. 

- Тренеров вы приглашаете из государственных органов?

- Мы столкнулись с тем, что спикером можем пригласить не каждого. Наибольшее доверие вызывают люди, сами прошедшие похожий путь с нашими участниками. Поэтому мы решили работать по принципу «равный-равному». Приглашаем людей опытных, успешных, но тех, кто сам еще развивается и готов учиться. Радует, что такие у нас в области находятся. Многие из них даже сами хотят работать вместе с нами. 

- Как вы считаете, сегодня есть тенденция «ухода в бизнес» людей, которые ранее работали по найму?

- Если сравнивать 2015-й и 2017-й годы, то сейчас гораздо больше людей хотят участвовать в госпрограммах и кредитоваться с помощью государства. Считаем, что в этом есть и наша заслуга.  Почему-то большинство наших людей думают, что бизнес – это что-то монументальное. Вроде построить завод. Купить, а не арендовать здание. Мы объясняем, что бизнес может быть мобильным. Каждый «бизнес-четверг» мы начинаем с обсуждения новостей в этой сфере. Что сейчас происходит в Казахстане и мире, какие возможности для бизнеса появляются.

Приходят к нам, как люди, которые уже строят бизнес, так и те, кто работает по найму. Кстати, почему-то очень много банковских сотрудников. Что важно – мы привлекаем, так называемую, «неактивную молодежь». Не студентов, которые участвуют в мероприятиях и которые на виду. А тех, кто закончил вуз и где-то тихонько работает, «варится в своем соку». Наша цель – вывести таких людей из тени.

- И один из инструментов – это ваши грандиозные бизнес-ярмарки, которые два раза с  успехом прошли в Костанае.

- Бизнес-ярмарки – это наш проект, в который изначально верили только мы. Это такой праздник для города, где мы можем познакомить потребителей с производителями и услугополучателей с услугодателями. Это не просто день продаж, это мощный нетворкинг. Связи налаживаются с теми, с кем ты даже не ожидаешь наладить. Кроме того, для многих это может стать мощным стимулом. Придет девушка на ярмарку и подумает: «А почему Катя может монетизировать свое увлечение рукоделием, а я нет?». И это тоже подстегнет ее к делу. 

- Как вы считаете, какой вид бизнеса сегодня перспективен?

- Любое дело может развиваться, если человеку оно нравится, и он получает удовольствие от своего занятия. Я бы посоветовала не зацикливаться на продажах. Производите что-то, оказывайте услуги. Будьте представителем уникальной отрасли. Сейчас такое время, когда не спрос рождает предложение, а наоборот. Спрос появляется благодаря предложению. Клиента нужно удивить, впечатлить и заставить вернуться к тебе. Самое главное, в чем сейчас нуждаются молодые бизнесмены – это знания. Возможности дает государство. Мы стараемся делиться знаниями. 

- И благодаря вашей работе, в этом году вы попал в число женщин, кого с 8 марта лично поздравлял Глава государства.

- Для меня это было огромной неожиданностью. Мне просто позвонили из Администрации Президента и сказали, когда мне нужно прибыть в Астану. А потом оказалось, что я являюсь и главным спикером. Нурсултан Абишевич очень внимательно меня выслушал, задавал много вопросов. Наш разговор продолжался почти полчаса. В эфир вышла лишь небольшая часть. Он одобрил идею «Жас Атамекен». Сказал, что дело это нужное и его необходимо продолжать. Что мы и будем делать. Планов у нас много. 

- Спасибо за беседу!

Поделитесь: