«Время перемен». В столице проходит выставка молодых художников

23 Ноября 2021, 16:26 4240

В столице проходит выставка членов молодежного объединения Союза художников г.Нур-Султан «Время перемен», посвящённая 30-летию независимости в рамках проекта «Культурный код независимости». Свои работы на экспозиции представили двадцать художников.

Всего в зале выставки более пятидесяти работ молодых авторов: Нуршуги Кикымовой, Мерует Мухаевой, Токтамыса Абсаматова, Маншук Бакытжан, Мерует Мухаевой, Акмарал Сансенбаевой, Жанибека Жапара, Мерует Мухаевой, Аруай Тасмаганбетовой, Илан Рахметуллаевой, Акмор Тюлькиевой, Марины Сидалиевой, Айсулу Шайкеновой, Гаухар Мангуловой, Сырыма Мусрепова, Жанны Сулейменовой и других.


Нурсултан Кабен - молодой художник, автор работ Ыбрай Алтынсарин и портрет Абая Кунанбаева.


- Моей целью было показать этих выдающихся личностей с другой стороны. Работы выполнены в стиле поп-арт, разными цветами и техниками исполнения. Символично наследие, как говорят у казахов: «Асылдың сынығы», - говорит художник Нурсултан Кабен. - Цель моих работ - напомнить подрастающему поколению нашу историю, не забывать великих личностей, чтобы они могли взглянуть на них по-новому. В мир изобразительного искусства я шел маленькими шажками. После 9 класса учился 4 года в Высшем колледже культуры имени Акана Сері на факультете интерьера и дизайна в городе Кокшетау. После в 2006 году поступил в педагогический университет на факультет ИЗО и черчения. На данный момент более года, как обучаюсь в центре творческого развития. Большое спасибо Музею Первого Президента, председателю Союза художников г. Нур-Султан Умирали Исмаилову и Гульдане Журкабаевой, это их идея собрать всех молодых художников.


Имя Ыбырая Алтынсарина написано в стилях граффити и леттеринг.


Айдана начала рисовать с 3 лет, в 6 классе поступила в художественную школу, затем в Аграрный университет, на специальность «архитектура». Сейчас Айдана позиционирует себя вольным художником, преподаёт в художественной студии «Абрис-Аrt», готовит абитуриентов для поступления в творческие вузы, пишет в основном акварелью, периодически маслом.

- От лица всех наших художников хочу поблагодарить библиотеку Музея Первого Президента РК за предоставленную локацию. Выставка посвящена 30 – летию независимости, в ней участвует более 20 художников. Мы получили хорошие отзывы и отклики, это очень приятно. Здесь представлены три мои работы: «Мечта летателя» (приуроченная к международному дню детей), и две новые работы «Превосходство. Абай», «Томирис». Обе личности меня вдохновляют, - говорит Айдана Минайдарова.   

Художница считает, что образ Томирис очень актуален в наше время. 

- Ныне время возрождения. У саков женщины имели равные права с мужчинами. Работа «Томирис» далась мне легко, очень быстро закончила. Томирис я вижу с блестящими глазами, они цепляют и наблюдают, если ты находишься с ней один на один, чувствуешь ее силу. Я хотела это передать зрителю, надеюсь, что получилось, - говорит художник Айдана Минайдарова.

    

Айдана отмечает, что назвала свою работу «Превосходство. Абай», потому что также считает его очень современным.

«Я посмотрела фильм с участием Джонни Депа. В фильме главный герой загрузил свой мозг в сеть и стал вездесущим, через интернет проникал куда угодно. Я считаю, что Абай в каком-то плане метафорично сейчас находится везде».


Айдана считает, что вся современная культура базируется на опыте предков. Абаю Кунанбаеву, Ибраю Алтынсарину, Канышу Сатпаеву и другим просветителям нужно отдавать дань памяти, ведь они, как альтруисты, вели наш казахский народ от неграмотности к процветанию, образованности, к собственному пути, к независимости.

- Мне кажется, независимость стоит помимо самого того времени события 16 декабря, всё-таки это дань уважения нашим предкам, которые представили казахский народ таким сильным. Надеюсь, в дальнейшем найдутся такие же сильные личности, их будет много. Великие люди, которые пожертвовали собой, кто-то попал под репрессии, кто-то просто пожертвовал своим творчеством во благо народа. Я хотела коллажем показать, что превосходство в том, что Абай повсюду, - говорит художник Айдана Минайдарова.


«Мечта летателя» - картина про детство, про то, как люди могут мечтать, как дети могут мечтать, и как со временем это всё улетучивается. Люди уже в юном возрасте перестают мечтать, перестают летать, объясняет художница. 

- Я считаю, что это трагедия, и начинаю задумываться, что может помешать ребёнку летать? Что мешает ребёнку поверить в то, что он может сорвать звезду с неба или побежать по облакам, откусить кусочек луны, если проголодается. Хочется, чтобы каждый ребёнок чувствовал, что всё возможно. И если дети будут смело мечтать, то они вырастут смелыми. У нас люди мечтают, но они мечтают о мелком, и я сама с этим столкнулась. Чем выше ребёнок мечтает в детстве, тем выше он будет мечтать в будущем, если его будут поддерживать. В первую очередь мне хотелось своими работами передать красоту, дух времени. Сейчас я очень сильно начинаю воспринимать свою идентификацию. Был перформанс «Мен» от Гаухар Адай. И я только сейчас поняла, что я казашка, раньше это меня не волновало, что корни это важно. Мне хотелось передать этот дух, ощущение, и не хотелось бы это делать так тяжело. Хотелось легко это преподнести, как бы флёром внести в сознание, в окружение и показать, что корни - важная частица, которая в нас преобладает, с которой надо бороться периодически. Потому что даже Абай сказал, к сожалению, что казахи трусливыми стали. Мне хотелось бы с этим поспорить, доказать, что это не так, и быть смелее, и я работаю над собой, как с идентификацией, так и с окружением через картины, - объясняет художница Айдана Минайдарова.

Архитектор Мадина Байшуакова впервые представляет свои работы с объединением молодых художников. На картине представлен пейзаж плато Устюрт «Бозжыра».

     

- Я хотела передать настроение, воздух, который плавно перетекает в моей работе, именно нижняя часть вместе с небом. Этот ландшафт образовался, когда ушло море, и на дне стали видны скалы. В прошлом году я ездила по Казахстану, и впервые увидела Западный Казахстан, для меня было удивительно, как природа отличается от Астаны, Алматы. Эта пустыня и небо завораживают. По приезду я захотела нарисовать это маслом. Хотела сказать зрителю: больше путешествуйте, больше смотрите, вдохновляйтесь на такие картины, поддерживайте чистоту в настоящем моменте, сохраните первозданной природу. Когда я писала картину, происходили события по постройки отеля на территории «Бозжыра». Смысл картины в простых линиях, в простой форме, - говорит Мадина Байшуакова.


Абылай Мурашбеков, 24 года, студент университета «Шабыт». Художник представил три работы, две из них были подготовлены специально для выставки «Время перемен».

- Этот барельеф представляет собой рефлексию, это пост пандемическая реакция, работа, выражающая тревогу и панику. Во время карантина эта неизвестность будущего очень пугала. Я думал: «Кому сдались эти художники? Они особо никому не нужны!» Осознавая это, у меня была постоянная тревога за будущее, за здоровье. Когда ты дома один, без мастерской, без материала, это нелегко. Приходилось извиваться, искать альтернативу, в основном отталкивался от практических материалов, того, что можно использовать дома. Эта работа выполнена дома. Мне помог мой опыт работы с пластиком. Зная, насколько прочен пластик, я смог создать некую альтернативу, некий компромисс. Создавая работу дома, я учитывал то, чтобы это не было вредно, и, учитывая это, я смог более смелыми формами выразиться в своих работах. В целом, это моя реакция на время пандемии, - говорит скульптор Абылай Мурашбеков.

        

Скульптура Абылая Мурашбекова - это своеобразный эксперимент. Автору хотелось, чтобы работа играла в пространстве.

- Сначала хотелось сделать некий кокон, и внутри него личность, а потом начал более хаотично вылепливать, чтобы самому было интересно и смотрелось более эффектно. Над скульптурой хотелось поэкспериментировать и посмотреть, что выйдет из всего этого, - говорит Абылай Мурашбеков.


Следующая работа молодого скульптора сделана под влиянием определённой музыки, определённого жанра.

- Постоянно прослушивая музыку, я создал работу именно в таком виде, на удивление её приняли, что меня радует. Это показывает, что работы могут всё-таки оценивать более рационально от фольклорной тематики «Рухани Жангыру», оценивать само произведение, что меня очень обрадовало. О моих работах мне постоянно говорят, что это у меня горелая древесина, либо пепел. Цель такая была отчасти, но не полностью. У меня проблемы с цвето восприятием, и я не могу воспринимать полностью цвета, как они есть. Это не дальтонизм, поэтому тон работ у меня схож с пепельно-синим цветом. Пепел более интересный, почему бы и нет? Тем более говорят, что из пепла возрождаются. Пепел не только разрушение, но и начало чего-то. Тем более я вырос среди горелых избушек и бетона, это тоже повлияло на меня, - говорит скульптор Абылай Мурашбеков.

Скульптор благодарен своему преподавателю Абдулаевой Асем Кенесовне, что она помогает студентам выразиться, и не пытается поменять идею работы изначально, не старается изменить, извратить, что-то в его композициях, а всегда старается поддержать, исправляет лишь грубые недочёты.

- Асем Кенесовна умелый преподаватель, жаль только, что в университете таких людей мало. Что она нам преподаёт, нам помогло, спасибо, что она никому не мешала из студентов, нашему творческому процессу и всегда поддерживает студентов. Что я могу сказать зрителю? Никто меня не будет слушать, художник никому не интересен, интересны его работы, кому сдался больной человек затворник, нужно видеть, что он сделал, его творения, - говорит скульптор Абылай Мурашбеков.

 

Людмила (Райхан) Айтуарова член Союза молодых художников рассказывает, почему приняла участие в выставке.

- Мне интересна сама тема. «Время перемен» - это возможность поэкспериментировать, применить какие-то новые, не классические способы, если вы успели их рассмотреть на моей картине. У меня две картины, которые посвящены легендам. Вы могли видеть «Чёрный камень», это по истории Караганды и «Поглощённые сетью». Небольшой пережиток пандемии для меня. На западе очень многих волнует тема сингулярности, то есть всё быстрее развиваются технологии, всё больше становится разрыв среди предыдущим и следующим поколениями. Сейчас каждый день происходят какие-то новые открытия, ускоряется прогресс, очень быстро происходит уход в виртуальное пространство. Я разговаривала с одним архитектором, он говорит, что в будущем будет виртуальная архитектура, у всех будут очки, дополненные виртуальной реальностью. Например, люди будут видеть здание, не будет классической архитектуры, а на здании будет кюар код, по которому у них в их очках будет проектироваться образ здания, и у каждого он будет практически свой, - говорит художник Райхан Айтуарова.

Автор хотела показать в своей работе, что все люди, подключённые к сети, будто внутри опутаны проводами этой системы. По ее мнению, все мы слишком сильно поглощены этим виртуальным миром, социальными сетями. Люди не так много общаются в реальности, не так много видят живые краски, живых людей, особенно после пандемии.


- Мы на нескольких выставках только начали встречаться с другими художниками, это с одной стороны хорошо, что много возможностей предоставляет интернет. Но с другой стороны, поглощая эту информацию, мы закрываем глаза на реальный мир, который нас окружает, - признаётся Райхан Айтуарова. - Это очень интересная выставка, потому что здесь буквально вся творческая молодёжь Астаны, 20 художников, большое разнообразие работ. У художников разный стиль, разная тематика, своеобразная композиция, разные картины, и какие-то из них сильно характеризуют авторов, многие могут рисовать в разных стилях, и в тоже время все стремятся к прекрасному. Моя картина называется «Чёрный камень», мне понравилась легенда, где маленький мальчик нашёл в степи камень. Лошадь это символ движения вперёд, и на рассвете призрачное видение будущего. Иногда с самого малого может появиться что-то совершенно неожиданное, например новый город.

Райхан ещё в школьном возрасте решила, что станет художником. Чёткое определение позиции произошло в 11 лет.

- Иногда человек выбирает профессию сам, взрослеет, учится, думает, зачем он живёт, и выбирает профессию, всю жизнь ею занимается, а иногда профессия выбирает человека. Помню, как задувала свечи и думала: пожалуйста, господи, я хочу быть художником. Почему я стала художником? Когда я была ребёнком, наверно я бы лучше ответила на вопрос. Потому что все дети искренние, у них более простое понимание мира. Я очень много рисую на улице пейзажи с натуры, - меня можно увидеть в Астане, стоящей с мольбертом, и не важно ветер или солнце, иногда я убегаю с мольбертом из-под дождя. И вы рисуете несколько часов, смотрите на пейзаж или на тот момент, который вас вдохновил, и вы чувствуете, тот момент, когда время застывает, и вы знаете зачем вы живёте, а вокруг пробегает много людей, которые думают только о нынешнем моменте или у них куча проблем, и они всегда в этих проблемах, и они часто идут с телефоном, с взглядом только в телефон или всегда заняты, и спешат. Такое чувство, что им просто некогда жить. Наверное, художники просто счастливые люди, - говорит Райхан Айтуарова.


Каждая работа молодого художника отражает его внутренний мир, и выставка - это то самое место, где он может поговорить со зрителем о том, что у него на душе, задать вопрос, каким же он видит его мир фантазий и полёта вдохновения. Каждый мазок на картине - это то молчаливое слово, что скрыто в душе творческого человека, и оно вне пространства, вне времени.


Фото автора и Сергея Астрелина

Дина Ораз
Поделитесь: