В ювелирном изделии главное индивидуальность

18 Марта 2022, 15:51 49785

Современные ювелирные украшения всегда актуальны и имеют большое разнообразие, но самое главное в них, по мнению специалистов, это индивидуальность и мастерство. Об искусстве и самовыражении ремесленники рассказали корреспонденту El.kz

Арсен Хазарян, Нур-Султан

Мастером он стал сам того не желая, в 90-е года был развал Советского Союза, родители предложили ему выбрать на кого он хочет пойти учится. Он выбрал профессию ювелира, сапожником, машинистом быть не хотел.

"Я приехал из Армении в 2014 году, там есть ювелирный техникум. В Астане насколько знаю, нет ювелирного техникума, в Алматы есть. Лучше всего по обучению на ювелира обращаться к индивидуальным мастерам, дорого конечно обходится, но зато он в ответе за свое обучение.

В Казахстане я оказался случайно, выставил свои ювелирные изделия на популярном сайте в Ok.ru (Одноклассниках). Мне написали: «Если бы вы были в Казахстане, мы бы купили, но учтите, что деньги высылать не будем, если приедете, посмотрим, понравится, купим». И я просто приехал, показал людям изделия, им понравилось, они купили. Потом так сложилось, что я перевел свою мастерскую сюда. Свой опыт я передаю подмастерьям, в коллективе их трое, они работают со мной, отдельных учеников у меня нет. В нашей профессии всегда есть к чему стремиться", - рассказывает Арсен.

По словам мастера, простому человеку трудно отличить драгоценные камни от не драгоценных, не все ювелиры различают, иногда и аппаратура ошибается.

"Бывают такие камни, что ты даже названия их не знаешь. Приходит клиент приносит камень, который купил где-то на Шри-Ланке или Цейлоне, ты не можешь ему сказать, что тебя обманули, потому что человек уже воспринял камень, как какой-то амулет, иногда приходится промолчать. Все приходит с опытом. У каждого камня свои свойства, одни реагируют на теплоту, другие на солнце. Различие драгоценных и полудрагоценных камней в цене. Цена за драгоценные камни – сапфир, рубин, изумруд, бриллиант конечно дороже. Но не каждые драгоценные камни мастеру нравятся, с изумрудами трудно работать, это капризные камни, их можно испортить при закреплении, они хрупкие", - говорит он.

По мнению ювелира, полудрагоценные камни - аметисты, топазы, по красоте не уступают драгоценным, в масштабах добычи их больше, в изделиях в цене они дешевле. Искусственно выращенные – это не натуральные камни.

"Жемчуг искусственно выращивают в моллюсках. Гидротермальные камни - это имитация натуральных минералов выращенные в лабораториях. Простые камни никто не будет выращивать", - делится мастер.


Ювелир считает, чтобы сохранить блеск украшения каждое надо хранить отдельно.

"Обычно я заворачиваю их в салфеточку, даже серьги храню по отдельности, по одной штучке. Чтобы вернуть блеск, серебро можно прокипятить в ферри и нашатырном спирте, надо помнить о том, что камни из горячей воды сразу нельзя помещать в холодную. Надо чтобы они обязательно остыли. После промыть в обычной теплой воде", - советует он.

Арсен говорит, что в ювелирном деле появилось много нового. Когда он приехал в Казахстан, тогда еще не знали, что такое 3 D моделирование сейчас это активно развивается и пользуется спросом.

"Сначала все делают проекты в 3 D. Мне нравится работать с золотом 750 пробы, оно тяжелое и мягкое, когда его обрабатываешь и звук другой. Золото 585 пробы более черствое с ним трудно работать. Красное золото особенно очень черствое, его обычно называют российским, там больше меди, оно трудно обрабатывается, когда точишь напильником, звук исходит как от железа", - рассказывает ювелир.

На данный момент как признался мастер, он не работает с уральскими самоцветами, в основном клиенты приносят агаты, и ювелиры используют казахстанские камни. Идеи для создания своих изделий Арсен видит повсюду.

"Если человек внимательный, то он их видит везде, хоть на ковре, хоть на улице, хоть во сне. Мне в основном идеи приходят во сне, карандаш с бумагой всегда рядом. Просыпаешься, встаешь и рисуешь, чтобы до утра не забыть. Нет конкретных арт-сфер, которые бы затягивали, меня вдохновляют работы, вдохновляющие заказчика, если клиент доволен, то лучше, чем благодарность от него ничего нет. Даже деньги порой так не радуют. Что касается нас, то большим спросом пользуется индивидуальность изделия", - признается мастер.


Их ювелирное творчество широко известно на ближнем зарубежье, практически на всем СНГ. Они высылают изделия в Россию, Украину, Грузию, Беларусь, Узбекистан, Киргизию.

"Больше всего пользуются спросом изделия с национальным колоритом, неповторимые, людям нужна индивидуальность. Материал нам 90% в основном приносит заказчик. Если он заказывает изделие без материала за деньги, то мы покупаем для его создания в основном банковские слитки 999 или 585 пробы. Мы работаем в основном на заказ, только недавно начали изготавливать изделия на продажу. Они выборочно выставлены у нас в салоне. Пока что на выставках мы не участвовали, потому что делать, что-то для галочки я не люблю. Придет время, скорей всего будем выставляться, я такой человек, который если куда-то идет, то должен занять призовые места, просто так участвовать не люблю, пока мы не готовы", - говорит Арсен.

Олеся Голоус, Алматы - Санкт-Петербург

Ювелиром для себя Олеся стала неожиданно. Изначально она не задумывалась о продолжении дела своего отца ювелира Игоря Стоне, и даже не понимала, что по этой профессии можно получить образование.

"Я как будто сама жила в сказке «Хозяйка медной горы». Ещё в моём детстве отец меня стал приобщать к ювелирному миру,  я тогда уже неволей притягивалась к " Медной горе". Он словно купец привозил из чужеземных стран прекрасные самоцветы, каждый раз показывая нам камни и рассказывая об их свойствах. А потом в эту традицию вошли и украшения", - рассказывает Олеся.


В школьные годы родители помогали ей найти талант, отдавая ее на разные кружки и секции. В итоге она остановилась на кружках по рисованию и прикладному искусству.

"Мы делали витражные картины из битого стекла, морских человечков из ракушек, из стружки карандаша жар-птицу и другие изделия. Когда пришло время поступать в колледж, я из возможных вариантов выбрала рисование и спецификацию компьютерной графики. Но сильно разочаровалась в колледже, прочитав отзывы. Именно в этот день, помню как сейчас, мои родители приезжают вечером с работы, распахивается дверь, и папа с улыбкой на лице кричит " Олеся! Пойдёшь учиться на ювелира?", я без секунды раздумья сказала "Да!". Оказывается, они гуляли после работы и случайно заметили колледж, в котором обучают "художественной обработки металла", - вспоминает она.


С того момента Олеся поняла, что это ее и у нее больше никогда не было сомнений на счет будущей профессии.

"Быть женщиной ювелиром - это очень кропотливая работа, требующая максимальную концентрацию внимания и некой аккуратности. Если человек обладает этими качествами, то совсем неважно мужчина он или женщина.

Есть, конечно, моменты, когда нужно применить силу или воспользоваться огнём. Но со временем понимаешь, что выполнение технически правильно на много важнее " преимущества силы", - говорит молодой ювелир.


По поводу популярности вузов среди мастеров-ювелиров Олеся говорит: «Я не могу отвечать за всех ювелиров. Могу лишь похвалить колледж АКДПИ имени Тансыкбаева, который дал мне хорошую базу в Алматы и СПГХПА имени Штиглица, где я сейчас прохожу обучение в Санкт-Петербург

Эти учебные заведения имеют свою базу, проверенную многими десятками лет. А так же великих выходцев, известных художников, мастеров, ремесленников и не только. Я испытываю гордость, прикоснувшись хоть немного к истории искусства этих учебных заведений.

Даже не смотря на то, что я обучаюсь обработке металлов уже седьмой год, всё равно каждый семестр открываю для себя новую информацию и осваиваю различные технологии».


Она считает, что отличить внешне подлинный металл от подделки, сложно.

"Тут в бой идут или специальные химические вещества, которые помогут снять верхний слой покрытия и показать истинный металл, либо обширное количество народных методов: потереть, поцарапать, проверить магнитом, капнуть йодом, серной мазью и многое другое, чем кишит интернет.

Но лучше конечно, что бы избежать подделки покупать украшения в проверенных местах, что бы на них была проба и желательно именная печать рядом, это небольшой гарант, ведь не каждый мастер захочет позорить своё имя", - советует мастер.

По словам ювелира у драгоценных камней минеральное происхождение. Они редко встречаются в природе и имеют высокую сопротивляемость к механическому воздействию. Так же они славятся своей высокой чистотой и игрой света. В основном к ним относят алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты.


"Полудрагоценные камни встречаются в природе чаще драгоценных и уступают им в твёрдости. Могут быть как прозрачными, так и нет. К ним относят: гранат, топаз, аметист, аквамарин, турмалин, горный хрусталь, бирюзу, коралл, янтарь и многие другие. По красоте, безусловно, каждый из камней индивидуален и по-своему прекрасен. В своих работах я использую, как камни с Урала, так и казахстанского производства. И скажу больше, мой отец сам пару раз был в экспедициях по добыче таких самоцветов как турмалин, цветочная яшма и горный хрусталь, у нас в Казахстане, - рассказывает она.

Специалист считает, что сохранить блеск изделия возможно только регулярными чистками.

"Это может сделать мастер или вы сами с помощью специальных растворов и салфеток. Или опять же прибегнуть к народным методам, с помощью соды, размельченного мела и прочее. Тут вопрос, а стоит ли? Многие украшения оживают и становятся визуально более естественными и пластичными при жизни с хозяином", - говорит Олеся.

По словам мастера, всё новое это хорошо забытое старое. Даже те технологии, что появляются, сегодня не исключено, что были придуманы задолго до нас.

"У меня создаётся ощущение, что в моде надолго застряли минимализм и инкрустация изделий мелкими камнями. Они как раз и пользуются высоким спросом. Но также людей привлекают неординарные украшения. К примеру, кафры (серьга на всё ухо), серьги обманки на хрящ, кольца на фаланги, двойные кольца и даже клипсы. У молодежи сейчас есть некая любовь к значкам или небольшим брошам, многие их коллекционируют", - полагает ювелир.

Образы ее украшений - это продолжение мысли, чувства, переживания и радости автора, понимание прекрасного и актуального.

Я пробую и ищу себя в различных стилях. Вначале это был национальный, затем модерн и авангард. Сейчас в планах развивать так же этническое направление, возрождать забытое или по части упущенное, - говорит начинающий мастер.

Фото из личного архива мастеров

Дина Ораз
Поделитесь: