В Казахстане в халал-продукцию клали свинину

31 Августа 2023, 21:26 5175

Выяснилось, что лишь одна сеть быстрого питания в Казахстане получила соответствующий сертификат. В ходе пресс-конференции в «Службе центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан», посвященной вопросам развития халал инфраструктуры в Казахстане, председателю комитета технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции РК Куанышу Еликбаеву задали вопрос, какие точки быстрого питания сертифицированы по мусульманским стандартам, сообщает ИА El.kz.

«Мы также задавались этим вопросом. По заведениям общественного питания, называемым фастфудами, в которых стоит знак «халал», во-первых, нужно обращать внимание на маркировку. Мы обращались за официальным комментарием в сеть, которая сейчас называется «Мен – Алдиярмын», «Мен Александрмын» - и так далее, не буду называть официальное имя, поскольку его пока нет, они регистрируют товарный знак, скоро объявят. Эта сеть сказала, что они прилагают все усилия для того, чтобы получить эту сертификацию, но это процесс непростой», - уточнил он.

Выяснилось, что получение этого сертификата содержит обязательства, согласно которым ряд поставщиков должны будут перейти на новый уровень компонентов сырья и материалов.

«Что касается трехбуквенного названия (KFC – прим. Авт.), то, насколько я знаю, сертификат у них есть, он выдан казахстанской организацией, и действует до декабря 2023 года. Про третью организацию, насколько мы знаем, у них такой сертификации нет», - пояснил глава комитета технического регулирования.

 

Около 3-4% казахстанской продукции с логотипом «халал» является фейковой

Как выяснилось, с 2015 по 2022 годы около 3% продуктов, маркированных как «халал», содержала свинину. К таким выводам пришли представители министерства здравоохранения после 1406 отобранных проб. В 3-4% случаях лабораторные исследования выявили мясо животного, которого мусульмане в пищу не употребляют.

«В 2023 году фактов подделки маркировки и отсутствия сертификации обнаружено не было», - пояснил Куаныщ Еликбаев.

По мировой статистике, объем рынка продовольствия, сертифицированного по стандартам халал индустрии, составляет от 1,5 до 2,2 миллиарда долларов США. Причем до 2028 года этот уровень вырастет до 4,1 миллиарда долларов, так как этот рынок ежегодно увеличивается на 10-15%.

«Продукция «халял» растет не только в связи с активным ростом мусульман, которые к настоящему времени составляют четверть населения всей Планеты (их число варьируется от 1,8 до 2 миллиардов человек), но и с активным развитием исламского финансирования. Его активы оцениваются в 4 триллиона долларов США. К 2026 году этот показатель может достичь 6 триллионов американских долларов», - сообщил глава комитета техрегулирования и метрологии.

На увеличение оборотов халял-индустрии влияет также восприятие потребителями халяльной продукции как дополнительно проверенной, прошедшей тщательную сертификацию, а значит – заслуживающей доверия.

«Расходы мировых потребителей на продукты питания с логотипом «халял» к настоящему времени составляют 17% от всех потребительских затрат. В нашей же стране более 4000 производителей, которые могли бы получить такой значок. Они работают во всех сферах, начиная от пищевой промышленности – заканчивая текстильной. По ожиданиям аналитиков, в настоящее время 70-75% мясных изделий, заготовок, переработанной продукции и 65% основного рынка товаров и услуг уже позиционируют себя как халал», - подчеркнул Куаныщ Еликбаев.

Эта информация особенно интересна в свете того, что в прошлом году экспорт мяса из нашей страны вырос в 2,9 раза, достигнув в 2022 году показателя в 28,7 тыс. тонн. При этом, по официальным данным министерства сельского хозяйства, был превышен исторический максимум за последнее десятилетие. Так, максимальный объем за последние десять лет был получен лишь в 2020 году, когда он составил 11,7 тысячи тонн.

Только за 2022 год численность крупного рогатого скота в Казахстане выросла на 4,2%, овец – на 4,8%, лошадей – на 10,5%, верблюдов – на 6,5%, птиц – на 4%.  

Халал – это целая индустрия
Как подчеркнул заместитель генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» (Казстандарт) Бауыржан Мухамеджанов, стандарт задал нужен не просто как образ жизни или еда. разрешенная в исламской культуре. Это целая индустрия, и за поддержанием этой инфраструктуры нужна целая система государственного контроля и нормирования.
Для этих целей в нашей стране ведется национальная адаптация и внедрение передовых стандартов в сфере халал. 
На государственном уровне ведется работа с другими странами для получения аккредитации в международно признанных системах сертификации. 
«Наша страна вошла в состав Института стандартов и метрологии исламских стран (SMIIC, Standards and Metrology Institute for Islamic Countries). Республика тесно сотрудничает с организацией стандартизации стран Персидского залива (GSO). Это позволяет нам держать руку на пульсе современных тенденций для изучения опыта, внедрения передовых технологий, а также обучения экспертов в данных организациях и странах-членах, таких как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Турция и Малайзия», - подчеркнул заместитель главы Казстандарта. 
В Казахстане на базе Национального аграрного университета с 2017 года создан технический комитет по стандартизации халал. С 2011 года действует Межгосударственный технический комитет по стандартизации продукции и услуге халал. Его секретариатом, по договоренностям, руководит Республика Казахстан. 
«В целом, утверждены 18 национальных стандартов. На стадии разработки – 11. Их разработчиком является наше государство. При этом обязательно учитываются всемирные стандарты SMIIC, а также признанные стандарты стран Персидского залива», - отметил представитель Казстандарта. 
Эти известные системы халал разработаны по таким направлениям, как требования к органам по сертификации халал, к системе менеджмента качества, к товарам по пищевой индустрии, в сфере косметической продукции, пищевых добавок, к услугам гостиниц и общественного питания.
В вопросах сертификации продукции халал для предпринимателей нашей страны приоритетными рынками сбыта для отечественной халал-продукции являются страны Персидского залива. 
«В целях расширения торгово-экономического сотрудничества с арабскими странами для начала нами был проработан вопрос аккредитации в Объединенных Арабских Эмиратах. Чтобы получить аккредитацию, пришлось соблюсти целый ряд мероприятий и договоренностей между правительствами целого ряда государств», - уточнил Бауыржан Мухамеджанов. 
Теперь казахстанские производители могут экспортировать продукцию в ОАЭ, где сегодня признаются казахстанские сертификаты. 
«И сейчас мы ведем работу, чтобы зарегистрировать наши органы в Saudi Halal Centre для того, чтобы теперь сертификаты также признавались и в Саудовской Аравии. 
«Следующим этапом будет признание наших сертификатов в Катаре», - поделился планами заместитель генерального директора Казстандарта. 
По его словам, арабской стороной неоднократно говорилось о том, что в нашем государстве давно назрела необходимость создания национального органа по сертификации халал-продукции, которая должна основываться на доверии к госорганам.
«Для прохождения аккредитации была проведена большая работа по разработке стандартов, процедур органа по халал, проведено обучения и стажировка экспертов в международных организациях. Сформирована целая команда экспертов по шариату, экспертов по пищевой безопасности, общепризнанных ветеринаров и технологов, которые обязательно должны иметь многолетний опыт. В итоге большой проведенной работы в мае 2022 года Казстандартом получен аттестат аккредитации. Его главная миссия - проведение сертификации пищевой продукции «халал» от Международного центра аккредитации Арабских Эмиратов. И в настоящее время мы являемся единственным и первым национальным органом, аккредитованным на международном уровне не только у нас в стране, но и во всех странах центрально-азиатского пространства », - подчеркнул представитель Казстандарта. 
Для того, чтобы информировать руководителей казахстанских предприятий о том, что такое стандарт «халал», организация ежемесячно проводит семинары, совещания, конференции совместно с участием Центра развития торговой политики QazTrade, ассоциации экспортеров, самими экспортерами и производителями халал-продукции. 
«В июле 2023 года, на первом саммите «Центральная Азия плюс Совет сотрудничества Арабских государств Залива» Президент нашей страны в своем выступлении говорил о востребованности опыта и возможностей арабских партнеров в производстве, переработке и сертификации продукции «Органик» и «Халал». Кроме того, в ходе совещания, проведенного 17 августа 2023 года, министерствам сельского хозяйства Казахстана и Саудовской Аравии было предложено открыть на базе Казстандарта «Халал-центр», чтобы упростить экспорт нашей продукции в Саудовскую Аравию», - напомнил Бауыржан Мухамеджанов.

Халал – это целая индустрия

Как подчеркнул заместитель генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» (Казстандарт) Бауыржан Мухамеджанов, халал – это не просто образ жизни или разрешенная для употребления мусульманская пища. Это целая индустрия, которая нуждается в государственном контроле и нормировании.

Именно поэтому в Казахстане осуществляется национальная адаптация и внедрение передовых стандартов в сфере халал, а также получение аккредитации в международно признанных системах сертификации.

«Казахстан является членом Института стандартов и метрологии исламских стран (SMIIC, Standards and Metrology Institute for Islamic Countries), и тесно взаимодействует с региональной организацией по стандартизации стран Персидского залива (GSO). Благодаря сотрудничеству мы имеем возможность изучения опыта, внедрения передовых стандартов, а также обучения экспертов в данных международных организациях и странах-членах, таких как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Турция, Малайзия и другие», - подчеркнул заместитель главы Казстандарта.

В Казахстане на базе Национального аграрного университета с 2017 года функционирует технический комитет по стандартизации халал. В 2011 году создан Межгосударственный технический комитет по стандартизации продукции и услуге халал, секретариат которого закреплен за Республикой Казахстан.

«На сегодняшний день утверждены 18 национальных стандартов. На стадии разработки – 11 межгосударственных стандартов, разработчиком которых является наша страна. Все они составляютмя на основе международных стандартов SMIIC и международных стандартов стран Персидского залива», - отметил представитель Казстандарта.

Данные стандарты халал разработаны по таким направлениям, как требования к органам по сертификации халал, к системе менеджмента качества, к пищевой, косметической продукции, к пищевым добавкам, к услугам общественного питания, гостиничным услугам.

В вопросах сертификации продукции халал в настоящее время наиболее приоритетными рынками сбыта для отечественной халал-продукции являются страны Персидского залива.

«В целях расширения торгово-экономического сотрудничества с арабскими странами на первом этапе нами был проработан вопрос аккредитации в Объединенных Арабских Эмиратах. Прохождению аккредитации предшествовал целый ряд мероприятий и договоренностей на межправительственном уровне», - уточнил Бауыржан Мухамеджанов.

Теперь казахстанские производители могут экспортировать продукцию в ОАЭ, там признаются наши сертификаты.

«И сейчас мы ведем работу, чтобы зарегистрировать наши органы в Saudi Halal Centre для того, чтобы теперь сертификаты также признавались и в Саудовской Аравии.

«Следующим этапом будет признание наших сертификатов в Катаре», - поделился планами заместитель генерального директора Казстандарта.

По его словам, со стороны арабских партнеров неоднократно говорилось о необходимости создания в Казахстане национального органа по сертификации халал-продукции и о доверии именно государственным организациям.

«Для прохождения аккредитации была проведена большая работа по разработке стандартов, процедур органа по халал, проведены обучения и стажировки экспертов в международных организациях. Сформирована целая команда экспертов по шариату, экспертов по пищевой безопасности, ветеринаров и технологов с многолетним опытом. В результате в мае 2022 года Казстандартом получен аттестат аккредитации, направленный на право проведения сертификации пищевой продукции «халал» от Международного центра аккредитации Арабских Эмиратов. И сегодня мы являемся единственным и первым национальным органом, аккредитованным на международном уровне не только у нас в стране, но и в странах Центральной Азии», - подчеркнул представитель Казстандарта.

Для того, чтобы информировать руководителей казахстанских предприятий о том, что такое стандарт «халал», организация ежемесячно проводит семинары, совещания, конференции совместно с участием Центра развития торговой политики QazTrade, ассоциации экспортеров, самими экспортерами и производителями халал-продукции.

«Как вы знаете, в июле этого года, на первом саммите «Центральная Азия плюс Совет сотрудничества Арабских государств Залива» Глава государства в своем выступлении говорил о востребованности опыта и возможностей арабских партнеров в производстве, переработке и сертификации продукции «Органик» и «Халал». Также на встрече 17 августа 2023 года министерствам сельского хозяйства Казахстана и Саудовской Аравии было предложено открыть на базе Казстандарта «Халал-центр», чтобы упростить экспорт нашей продукции в Саудовскую Аравию», - напомнил Бауыржан Мухамеджанов.

 

Сколько казахстанских производителей имеют халал сертификаты

По словам Куаныща Еликбаева, до 4 тысяч отечественных производителей имеют большой потенциал, чтобы сертифицироваться по всем международным правилам «халал». Часть из них уже прошла такую сертификацию, направляя ее и на экспорт, и на внутренний рынок Казахстана. В основном они перерабатывают мясную и молочную продукцию.

«По нашим данным, около 1300 компаний в целом по Казахстану получили такую сертификацию», - уточнил глава комитета технического регулирования.

Некоторые предприятия, не получив соответствующего сертификата, ложно присваивают себе марку «халал». Но как подчеркнул спикер от комитета метрологии, за это можно привлечь к ответственности по нескольким статьям Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, при этом усматривается нарушение статьи о недобросовестной рекламе, так как рекламируя товар, работу, услугу, производитель вводит своих покупателей в заблуждение относительно ее качеств.

«И третья статья, по которой можно понести ответственность за подделку, касается пищевой продукции о том, что если ты указываешь отличительные свойства пищевой продукции, у тебя должны быть доказательства. Этот вопрос контролируется, в том числе, территориальными органами Минздрава», - подчеркнул Куаныш Еликбаев.              

Карлыгаш Бектасова
Поделитесь: