В прошлом материале мы разобрали принцип работы ног в плавании вольным стилем, узнали, как готовиться к походу в бассейн, что следует делать, а чего нет. Во второй части нашей статьи мы поговорим о работе рук в плавании кролем, а также разберём технику плавания другими стилями.
Нужно ли уметь плавать всеми стилями?
Казалось бы, вопрос неоднозначный, а для кого-то очевидный. Для начала человеку нужно научиться плавать хотя бы одним стилем (плавание по-собачьи не считается). Обычно сперва мы учимся плавать вольным стилем или кролем. Это один из самых простых видов плавания, ну или относительно простых, ведь чтобы освоить идеальную технику кроля понадобится много времени и терпения. Что-то долго не будет получаться: для кого-то сложно работать плавно ногами, кто-то не имеет достаточной растяжки плечевых мышц и подвижности суставов и для него становится большой проблемой делать правильно гребок и пронос руки над водой, кто-то не может научиться дышать во время плавания, путая вдох с выдохом при этом забывая про движение ногами и руками. Но как бы там ни было хорошо освоив один вид плавания все же стоит переключиться на другой. Во-первых, у того, кто умеет плавать несколькими стилями всегда выше шанс проплыть больше и это касается также экстремальных ситуаций. Во-вторых, широкий арсенал позволяет задействовать больше мышц, а значит тело пловца будет развиваться гораздо эффективней. В-третьих, разнообразие в плавании позволяет начинающему пловцу не бросить занятия, ведь каждый день не тренировках его будут ждать новые возможности брасса, баттерфляя или стиля плавания на спине.
Руки в кроле
Руки самый главный двигатель в плавании, в независимости от стиля. Хотя опытный пловец довольно быстро может проплыть используя только ноги и гибкость туловища, скользя в воде. Однако чтобы плыть по-настоящему быстро, нужны руки. В кроле руки играют важную роль в продвижении вперед, это и наш руль, и наши лопасти как у катера. Плавание – это цикличный вид спорта, что подразумевает многократное повторение одних и тех же действия или фаз для того чтобы плыть. Работа рук в вольном стиле имеет три фазы. Первая – захват воды или подтягивание, вторая – сам гребок (это самая длинная фаза в работе рук) и третья фаза – пронос ее над водой. Теперь подробно разберем каждую фазу по отдельности.
Захват воды. Во время захвата воды рукой очень важно понять ее положение. В этой фазе тренеры по плаванию советуют обращать внимание на локоть и кисть. Перед самым захватом, как правило, пловец должен немного проскользить вперед с вытянутой рукой, которая будет делать захват. Когда производится захват и подтягивание кисть должна быть жесткой с небольшим наклоном ладони вниз. Пальцы не должны быть крепко прижаты друг к другу, а лишь немного расставлены.
Гребок. Эта фаза одна из самых сложных и физически затратных. Именно благодаря ей человек продвигается в воде. Вода в этом случае выступает опорой для вашей руки, за счет этой опоры вы проталкиваете свое тело вперед. Производится гребок с прикладыванием силы и делается довольно ритмично. Чем быстрее вы хотите плыть, тем мощнее и интенсивнее будет гребок. При гребке тренеры обращают большое внимание на локоть, они отмечают, что позиция локтя должна быть высокой, есть такое понятие «высокий локоть». Что это означает? Это значит, что во время гребка локоть не должен проваливаться и держаться высоко ближе к поверхности воды. Такое положение считается самым эффективным в плавании, так как дает возможность человеку максимально использовать площадь руки для гребка, а следовательно плыть быстрее. Так как гребок самая длинная фаза, то заканчивается она у бедра, здесь заключительная часть толчка. И с этого момента начинается следующая фаза.
Пронос руки над водой. Пронос руки также очень важная фаза и ее не стоит недооценивать. Во время этой фазы происходит максимальное расслабление мышц руки, для того чтобы накопить энергию для следующей фазы захвата воды и так продолжается цикл. Да это сложно расслаблять руку, которая только что закончила напряженную фазу гребка, но это необходимо, и в будущем, когда пловец вырабатывает рефлекс напряжение с последующим расслаблением, он уже не задумывается когда напрягать, а когда расслаблять руки. Конечно на первых порах очень непросто помнить про расслабление мышц, дыхании, правильном локте, плавной работе ног. Поэтому новичок всегда все это делает рассогласованно и лишь через сотни повторений, вырабатывается привычка и все действия делаются на автоматизме.
Другие стили плавания
Как уже было отмечено выше, помимо кроля существуют еще три вида или стиля плавания: брас, баттерфляй, кроль на спине. Все эти стили имеют как отличия, так и сходства и они сложнее, чем кроль. Далее разберем каждый из них подробнее.
Брасс. Название имеет французское происхождение и означает – перемешивать. Именно этим этот стиль отличается от баттерфляя определённым движением и положением на плоскости. Брасс технически сложный стиль плавания и от пловца он требует высокой концентрации. Также из-за принципа работы рук ног и корпуса брасс не дает возможности набирать высокую скорость пловцу, поэтому он считается самым медленным видом и менее эффектным. К тому же брасс можно отнести к первобытным видам плавания, таким способом плавали тысячи лет назад.
В брассе также есть три фазы. Сперва пловец погружает руки в воду, затем руки разводятся в стороны ладонями наружу. После этого делается гребок внутрь, в это время кисти повернуты вниз и толкают воду назад. После чего руки возвращаются к груди. В этом цикле задача пловца минимизировать сопротивление воды. Кстати брасс – коронный стиль казахстанского пловца, олимпийского чемпиона Дмитрия Баландина.
Баттерфляй он же дельфин, он же прост батт. Батт – самый тяжелый и сложный вид спортивного плавания. От пловца он требует большой силы, выносливости и гибкости рук и позвоночника. Вы никогда не увидите любителя плывущего правильным баттом, это прерогатива профессиональных спортсменов уровня кандидатов в мастера или разрядников. Батт лишь немногим уступает в скорости кролю – самому быстрому стилю плавания. Однако есть пловцы, которые быстрее плывут баттерфляем, чем вольным стилем.
Баттерфляй молодой стиль и появился он после того как кто-то решил усовершенствовать стиль брасс, а точнее сделать его более мощным и динамичным. Так для экономия времени пловцы стали проносить руки над водой, что заметно увеличило скорость ведь сопротивления с водой больше не было. Техника этого стиля очень сложна и не дается сразу, к тому же одной физической силы здесь недостаточно. Пловец находится в положении на животе на воде, делает замах обеими руками вперед, с погружением головы, тело в это время создает волнообразное движение, сильно прогибаясь в фазе захвата воды. Ноги делают хлесткий удар, получая инерцию от позвоночника. Понятно, что при таком ритме ни один новичок не выдержит и пары гребков.
Кроль на спине. Плавание на спине достаточно сложный технически стиль и напоминает вольный стиль плавание на груди. От пловца требуется очень хорошая гибкость, так как гребок и захват воды делается назад, что не очень привычно для нашей анатомии. В кроле на спине важно следить за ровностью плавания, так как мы не видим дна и указателей в бассейне.
По скорости стилей спина на третьем месте уступая кролю на груди, и баттерфляю. Пронос руки делается прямой рукой, это одно из отличий его от кроля на груди. Еще одна специфика соревновательного стиля кроль на спине, это то, что стартуют спортсмены из воды, а не с бортика.