Туркменский этнос в Казахстане является одним из многочисленных. На сегодняшний день так же как и другие этносы, туркмены имеют свои этнокультурные объединения. Центр отмечает свои национальные праздники, одним из которых является «День туркменского ковра». Он отмечается в последнее воскресенье мая. В Туркменистане мероприятие празднуется широко. В 2016 году по рекомендации туркменского общественно-культурного центра города Алматы и Алматинской области представители других этнокультурных объединений были приглашены в Ашхабад для празднования данного праздника.
Ковер для туркменского этноса имеет особо важное значение – он является национальным достоянием Туркменистана. Исторически так сложилось, что ковер для кочевых народов имел особый смысл – он был удобен в использовании в любых условиях, его можно было легко собрать и перевозить с собой.
Роскошный колорит туркменских ковров создается их гармонией, созданной крупным стильным орнаментом, украшенным яркими полосами по почти белому фону. В центре в шахматном порядке располагаются восьмиугольники и ромбы, заполненные разным узором. 24 центральных орнамента символизируют деление гуннов и туркмен-огузов на 24 племени. Применяемые орнаментальные мотивы - ступенчатые пирамиды, зигзаги, кресты. Мотив квадратных делений является основой для восьмигранника и «гëлей» на современных туркменских коврах.
«Гëль» - это стилизованное изображение Земли во Вселенной. Во всем мире, начиная с примитивных первобытных культов и заканчивая ныне действующими мировыми религиями, прослеживается образ мировой горы, древа жизни и центральной земной оси.
В орнаменте ковра соблюдается правило «золотого сечения» («божественная пропорция»). Орнамент создается с ориентиром на солнце, он появился в период культа солнечного божества. В центре - ось всех пересечений орнамента, он обозначен также прямоугольником. Это - живительное ядро орнамента. Именно от него берет начало и распространяется во все стороны света вся символика, философия орнамента. Этот прямоугольник можно назвать вновь образовавшейся в центре Галактики материей. Материей, которая, расширяясь и распространяясь по последующим прямоугольникам, получает все большее осмысление.
Каждое племя и каждый туркменский оазис имели свой неповторимый узор. Например, теке-гель, сырк-гель, кепсе-гель и дынак-гель (йомуды), гюлли-гель (эрсары), эртмен (човдуры) и так далее. Но все они, несмотря на различие, имеют общий фон, общую смысловую нагрузку - все то, что позволяет сказать: это - туркменский ковер.
Туркменский ковер - не только произведение искусства, но и необходимая принадлежность быта. По своему назначению туркменские ковры делились на:
• халы - ковры в собственном смысле слова, служащие для убранства жилищ;
• намазлык - небольшие коврики, употреблявшиеся раньше для подстилки во время молитвы;
• гапыкилим, энси - средней величины ковры, предназначенные для завешивания входа и юрту.
Помимо того, к ковровым изделиям относятся различные сумки — торба, развешиваемые на стенах дома или юрты и служащие для хранения мелких домашних вещей; мешки — чувал, мапрач — для хранения платья, белья и других вещей, имеющие в то же время декоративное значение; переметные сумы —хорзуун и, наконец, декоративные украшения — осмалдык, халык — для верблюжьего вьюка, а также различного рода ковровые ленты— акйуп, голан (полам) до 10—15 м длиной и 20—40 см шириной, употребляемые для украшения внутренних стенок юрты и для опоясывания ее наружных войлочных покровов.
В туркменских коврах преобладают красные тона, цветовая гамма варьирует от темно-вишневого (в пендинских коврах) до почти алого цвета (у текинцев). Из других цветов чаще всего присутствуют черный и белый, а в йомудских коврах еще и синий.
Туремурат Дабисов
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защи