Туризм с изюминкой

24 Апреля 2019, 16:45 8684

Промышленный туризм Казахстана глазами блогера

Промышленный туризм - мировой тренд, который постепенно входит и на рынок услуг в Республике Казахстан. Современные туристы – это «коллекционеры мест». Многие из любителей путешествовать уже насытились стандартным туристским ассортиментом в числе которых морские пляжи и выставочные залы. Большинство искушенных путешественников ищут комплексные впечатления – позволяющие объединять отдых с развивающими кругозор местами: оздоровление в санатории с экскурсиями, выезд на деловые встречи со спортивными мероприятиями и осмотром памятников архитектуры. Экскурсия на производство – это как раз то, что надо современному человеку. Именно после такой прогулки ранее знакомый город может раскрыть перед вами новые грани. Во время этого тура, товары, изготовленные, как говорится, в режиме онлайн, сразу же можно потрогать, попробовать, примерить, или приобрести на память.

К тому же промышленный туризм – один из лучших видов рекламы, которую может создать компания. Посещение производства и возможность увидеть создание продукта своими глазами, создает доверие потребителя к продукции завода. Такой вид туризма, очень важен, например, для изготовления продуктов питания, машин, бытовой техники, мебели и многого другого. Второй немаловажной особенностью промышленного туризма, является образовательная и профориентационная задача. Показать наши производства, значит продемонстрировать школьникам и студентам наш образовательный потенциал, что поможет привлечь новые кадры на технические специальности.

Мировая история зарождения и развития промышленного туризма

Иностранные компании на протяжении десятков лет постоянно привлекают к своему бренду тысячи туристов. Первооткрывателями в этом виде экскурсий стали американские компании. Первый случай произошел, когда при открытии завода Jack Daniel’s в 1866 году, в это же время любой желающий мог увидеть воочию изготовление продукции этой компании.  На данный момент предприятий, которые бы не создали условий для туристов, в США практически нет. Для всех масштабных производств, будь то завод по сборке автомобилей, швейная фабрика или железнодорожный вокзал – считается дурным тоном не проводить экскурсии, к тому же это угрожает репутации компании. Компании Германии, наоборот, зачастую акцент делают на постиндустриальный мотив: к примеру, заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, или судостроительные заводы функционирующие во время Второй мировой войны. Есть и популярные для туристов действующие производства. Лидером по количеству туристов является завод BMW в баварском Вольфсбурге, ежегодно его посещает около 260 тысяч человек.

На привлечении туристов сыграл в своё время концерн Volkswagen, перед выпуском дорогостоящего автомобиля Phaeton. Так как, возможность войти в элитный сегмент у новой модели практически не было, руководство холдинга решилось на креативный ход, специально создав сборочный завод в Дрездене для наглядного производства нового Phaeton. Туристам не обязательно было заходить внутрь цехов, чтобы увидеть все производство, ведь стены завода были изготовлены из высокопрочного стекла, за что получили название «стеклянная мануфактура». Любой посетитель был не только свидетелем процесса сборки, но и мог приобрести для себя машину по индивидуальному заказу. Здесь же новенький автомобиль вручали новоиспеченному владельцу.

Развит промышленный туризм и в других европейских странах. В небольшой по территории Франции ежегодно более 1,5 тысяч компаний принимают путешественников в своих производственных цехах. Лидером является компания «Ля Ранс» - крупнейшая в стране приливная электростанция в устье реки Ран, которую каждый год посещают около трехсот тысяч туристов. В Англии излюбленной компанией для туристов, является шоколадная фабрика Кэдберри, принимающая в своих стенах четырехсот тысяч иностранцев.

Развитие промышленного туризма в Казахстане

В прошлом году, на аппаратном совещании в Павлодаре было озвучено мнение, что промышленные предприятия, которыми богата область, могли бы стать несомненными лидерами повышенного интереса у туристов.

Современный вид туризма, позволил бы, в рамках экскурсий посещать передовые промышленные компании Прииртышья, что несомненно положительно повлияет на репутацию многих предприятий.

По мнению экспертов, в республике имеются два интересных для туристов объекта капитального строительства, которые к тому же вошли в Книгу рекордов Гиннеса. Ими являются всем полюбившийся Хан Шатыр, расположенный в столице Нур-Султан, и является самым большим зданием в форме шатра. Второе уникальное сооружение – Экибастузская ГРЭС-2, имеющая самую высокую дымовую трубой в мире.

Интересом у казахстанцев и зарубежных гостей, по мнению администрации области, могли бы пользоваться «Павлодарский алюминиевый завод», единственный «Дата-Центр» по обработке данных, и одно из самых больших в мире мест по добыче угля - разрез «Богатырь».

Промышленный туризм глазами блогера

Когда в 2011 году казахстанский блогер Яков Федоров начал вести свой блог в социальных сетях, то основной тематикой его материалов стала жизнь регионов республики. Автора интересовали не только крупные города, но небольшие селения и аулы. Яков считает, что эта направленность была выбрана им неслучайно. На тот момент, в сети информации о многих населенных пунктах страны было крайне мало, даже в универсальной интернет-энциклопедии «Википедия» найти что-то конкретное было практически невозможно, не говоря уже о подробных живых фоторепортажах, демонстрирующих жизнь в глубинке.  Именно желание восполнить эту нишу дало начало новому проекту блогера.

На фото: блогер Яков Федоров.

За восемь лет интернет-издатель объехал практически все районы нашего огромного по территории государства, более того он планирует посетить все населенные пункты.

Для того чтобы лучше понимать менталитет каждого отдельно региона Яков стал посещать и предприятия, на которых трудятся его жители, выезжать на фермерские хозяйства, так как, по его мнению, не зная благодаря чему живет тот или иной город очень сложно понять интересы населения. За время своей деятельности Яков стал одним из немногих казахстанских блогеров, которые пишут о промышленных предприятиях.

- Хорошо помню, свое первое крупное предприятие, на котором побывал. Это была Майнакская гидроэлектростанция, построенная на реке Чарын в Райымбекском районе Алматинской области. Тогда для нас был организован пресс-тур. После этого визита, я стал проявлять инициативу, выходить на производственников. И это совершенно не зависело от того увижу ли я маленький цех по производству кумыса, как например в Урджарском районе, селе Науалы или крупные разрез павлодарской области. Мне было интересно все, в общем, как и сейчас, - говорит Яков Федоров.

По мнению путешественника, рано или поздно, любое производство должно открыть свои двери для людей. Главной причиной этого является – наработка хорошей репутации. Для большинства жителей Казахстана, слухи рождаются тогда, когда возникает вакуум информации, когда предприятия закрыты от посторонних. По словам блогера, открытость и создание промышленного туризма один из единственных путей найти подход к своим потребителям. К примеру, в Алматы одно из предприятий производящее мороженое, регулярно проводит экскурсии для детей. Любой ребенок может увидеть через стекло, как производится молочное лакомство и попробовать продукцию. Конечно же это отличная реклама, так как люди понимают, что здесь производят экологически чистый продукт. Благодаря экскурсиям на производство, потребители осознают, что заводы в Казахстане, вопреки многим слухам, работают на новом оборудовании и по качеству продукции, могут конкурировать с зарубежными брендами.

– Если говорить о крупных индустриальных предприятиях, то у нашего общества с ними связано множество стереотипов, это касается и условий труда и экологичности. Но самое главное - интерес у населения огромный. Думаю, это обусловлено тем что сфера деятельности многих людей не связана с производством, поэтому и возникает интерес «как это сделано?» или «как это работает?». По приезде на производство я люблю общаться с инженерами и другим персоналом, так как это люди с особым образом мышления. Уже само общение с производственниками и посещение таких мест обогащает тебя, расширяет кругозор. Я рекомендую людям выезжать в другие регионы Казахстана, а если есть открытые предприятия в родном городе, то познакомиться с ними поближе, это занятие словно открывает для вас другую жизнь, - отмечает блогер.

Экскурсиями на предприятия, Яков увлекся благодаря своему принципу: «Чем больше ты видишь, тем больше задаешься разными вопросами». Сначала он посещал небольшие производства, в частности цеха пищевой промышленности. Блогер уверен, чем больше человек путешествует, тем сильнее у него возникает потребность в новых знаниях.

– Например, посещая электростанцию всегда хочется знать, как добывается топливо (уголь) для ее работы. Хочется увидеть всю технологическую цепочку. Кроме того, начинаешь вспоминать школьные уроки географии. Только в детстве это была карта с нанесенными значками обозначающими нахождение заводов, а здесь настоящее предприятие, - говорит Яков. - Сейчас же я легко ориентируюсь по карте, и практически с закрытыми глазами могу сказать где находится то или иное крупное предприятие, могу рассказать как на самом деле выглядит производство изнутри. Изучая ту или иную промышленность на бумаге, особенно это касается экономической географии, осознаешь, как сильно оно отличается от реальности. Хотелось бы, чтобы люди были ближе к своей стране, и понимали ее сущность глубже, чем это указано на картах.

Впечатления и обзор экскурсий 

Жизнь блогера очень насыщена и разнообразна. В середине апреля в городе Кокшетау Якову удалось побывать в Акмолинском филиале Республиканской ветеринарной лаборатории (РВЛ). По словам интернет-писателя, там проводят исследования по диагностике особо опасных болезней животных, а также изучают товары, подлежащие ветеринарному контролю для определения показателей пищевой безопасности и качества (молочная продукция, мясо, яйца и другие).

Во время разговора с блогером, руководитель данного филиала, ветеринар с богатым опытом Адылбек Токбердиев, отметил, что в последние годы в Акмолинской области ситуация со штаммами опасных болезней находится под контролем.  К тому же благодаря климату и должному надзору, республику обошли стороной такие опасные болезни как птичий грипп, свиной грипп и другие.

В марте блогер побывал на нескольких фермерских хозяйствах вблизи столицы. Одно из самых интересных по его мнению - семейное хозяйство Болата Абдрахманова в селе Атамекен Бурабайского района. Фермер вместе со своим братом изучил, как устроены молочные хозяйства в Европе, и перенял у них главное правило - соблюдение на молочно-товарной ферме идеальной чистоты и порядка.

Это хозяйство интересно и тем, что в нём помимо популярной в Казахстане симментальской породы коров, также разводится новая для отечественных животноводов порода – «Монбельярд». Внешне эти виды очень схожи, так как по сути являются родственными, однако монбельярды немного крупнее и форма вымени у них другая. Но главное в этой породе не внешний вид. Французы вывели монбельярдов, чтобы получать молоко с большей жирностью, поэтому оно считается идеальным сырьём для сыроварения. Кстати, для приобретения скота и реконструкции фермы предприниматель воспользовался двумя госпрограммами, взяв кредиты в Аграрной кредитной корпорации и Фонде финансовой поддержки сельского хозяйства.

Также Якову Федорову посчастливилось посетить Научно-производственный центр зернового хозяйства имени А. И. Бараевав в Акмолинской области. Уже после поездки, своим подписчикам в социальных сетях, блогер рассказал о том, как в центре ведутся селекционные работы по выведению новых сортов растений, а также об интересных технологиях возделывания семян. По словам директора центра Кенже Абдуллаева, сорта пшеницы, которые сеют в северных регионах страны в основном выведены в их институте. Ну а в планах у центра сделать так, чтобы в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях высаживали на 100% "бараевские" сорта. Приятно удивило блогера в этой поездке и то, что учёные начали получать роялти (денежный доход от использования патента) и используют современную сельхозтехнику. Поэтому он может с полной уверенностью заявить, что наши аграрии идут в ногу со временем.

Также в своих публикациях, Федоров рассказывает о знакомом с детства колбасном сыре, который каждый может увидеть на витринах в любом магазине своего города.

В 65 км от Нур-Султана в посёлке Шортанды, расположено молочное производство руководителем которого является молодой бизнесмен Магомед Харсиев. В цехе производят несколько видов сырной продукции: колбасный сыр, сулугуни, брынзу. А также другие молочные продукты: творог, сметану, сливочное масло.

По словам блогера, производство достаточно небольшое, но главным козырем предприятия является экологичность продукции. В дальнейшем Магомед планирует увеличить производство и начать дополнительно изготавливать мягкие итальянские сыры (например, сорт моцарелла), так как спрос на данную молочную продукцию очень большой в ресторанах и кафе. Но как подметил автор блога, в сельской местности наблюдается дефицит сырья. К сожалению, в области не так много предпринимателей, которые занимаются молочным животноводством. При этом спрос на молоко у компаний имеется, сбор сырья проводится даже с подворных частных хозяйств. Есть еще одна проблема которая характерна для многих регионов – зависимость объемов производства от времени года. Как известно, в зимний период количество надоя значительно снижается, относительно летних месяцев.

Во время поездок, познакомился Яков и с человеком, который называет себя "самым счастливым в мире", потому что живёт в городе, а работает в селе. Зовут этого счастливчика Бейбитхан Кабдрахманов, а его фермерское хозяйство находится в поселке Кабанбай батыр.

Фермер, может с легкостью стать примером предприимчивости. Рядом со столицей он выращивает картофель, и построил откормочную площадку для крупно-рогатого скота. К тому же предприниматель, не останавливается на достигнутом, и параллельно занимается разведением кроликов по методике российского учёного Игоря Михайлова. Зверьки находятся в течении всего года на открытом воздухе в ярусных мини-фермах. Боксы сконструированы так, что продукты жизнедеятельности животных выходят через автоматический отвод, поэтому в конструкциях всегда чисто, и отсутствует специфический запах. К тому же в полной мере отсутствует кровосмешение среди особей, для этих целей периодически приобретаются высокопродуктивное племенное поголовье кроликов из Российской Федерации. Мясо пушистых зверьков поставляется в рестораны Нур-Султана и в сеть гастрономов столицы.

Кроме этого, Яков часто посещает и объекты культуры, к примеру, около месяца назад он рассказывал своим подписчикам о театре «Астана Балет». По словам блогера, с 2019 года в культурном заведении стали проводить экскурсии "Тайны Закулисья". Сделано это для того, чтобы повысить популярность балета среди жителей столицы и туристов. Во время экскурсии, гостям рассказывают об истории театра, показывают фрагменты постановок, заводят в гримёрки и на репетиции.

– Для меня эта экскурсия была открытием мира казахстанского балета. До этого я вообще не понимал, почему в столице существуют театр оперы и балета «Астана Опера» и отдельный театр балета «Астана Балет», думая, что второй это подразделение первого. Но изначально это два разных театра, в «Астана Балет» ставят не только классику, но и неоклассику, национальный балет, современный балет, кстати, на последний присмотрел пару крутых постановок, на которые обязательно схожу. Поэтому и здание и снаружи и внутри оформлено не в классическом стиле, а ближе к модерну, - делится впечатлениями автор.

Главные виды промышленного туризма

По мнению блогера, есть два типа предприятий, которые особенно интересны туристам. Первый из них – это компании, производящие товары и продукты, которыми все мы пользуемся в обычной жизни. К примеру, молочные продукты, очищенная или минеральная вода, интенсивные сады, где производят натуральные соки. С другой стороны людей интересуют и промышленные гиганты.

Многие наверняка еще в детстве мечтали, посетить какой-нибудь металлургический завод, посмотреть, как льется металл, увидеть работу настоящих тружеников – металлургов. Но для такого вида туризма, главное, чтобы посещение было безопасно для самих же туристов, а также необходимо убедиться в том, что передвижение самих туристов не мешает деятельности предприятия. Если это пищевая компания, то необходимо максимально исключить воздействие посетителей на производственный процесс, к примеру, не допустить попадания инородного вещества или отходов в продукцию.

По словам Федорова, в целом, если говорить о Казахстане, то производственный туризм у нас находится в стадии развития, но уже делает свои первые позитивные шаги. Сегодня из десятков сотен отечественных компаний, только несколько запускают туристов на производство.  

В мире существует такое понятие как «черный» туризм. Но его цвет обусловлен не его нелегальностью, а связан с посещением производств и мест, которые, оставили негативный или печальный след в истории. Один из самых известных в мире примеров это, конечно же, Чернобыльская атомная электростанция. У нас в Казахстане объектом такого вида туризма является территория Семипалатинского ядерного полигона и любой желающий может записаться на экскурсию, которая также интересна иностранным гражданам.   

– Хотелось, чтобы было больше «белого» туризма, который бы не только показывал развитие экономики Казахстана, и внушал доверие горожанам, но и поднимал настроение, улучшал досуговую сферу казахстанцев, - говорит блогер.

Сам же Яков посещает предприятия, не только ради того, чтобы посмотреть на производство изнутри. Главная цель путешественника – написание статей об этих экскурсиях в своем блоге, создание фоторепортажей, чтобы благодаря его работам казахстанцы и иностранные туристы могли узнать об интересных производствах республики и возможно даже посетить их.

Просмотрев ленту Якова Федорова, понимаешь, что деятельность, которую он ведет, вызывает большой интерес у подписчиков. Все чаще под фото предприятий, на которых побывал автор, появляются комментарии в виде вопросов: «Как попасть на угольный разрез?». Пользователи делятся своими мыслями, о том, что у них была мечта детства спуститься в карьер и посмотреть, как там все устроено.

По словам блогера, в начале его удивлял такой интерес. Но сейчас он осознает, что людей, которые бы с радостью посетили предприятия довольно много, к тому же и предприятия, получающие хорошие отклики, готовы быть более открытыми, что рано или поздно повлияет на развитие промышленного туризма в республике. Естественно, очень сложно представить человека, который бы занимался только промышленным туризмом, поэтому, по мнению блогера, необходимо совмещать поездки. Если, например, человек едет в Баянаульский национальный парк Павлодарской области, то было бы замечательно посетить промышленный город Экибастуз, который находится радом с заповедной зоной.

Работники, как важный элемент промышленного туризма

Если в других видах туризма главными объектами являются достопримечательности, будь то природа или архитектура, то в промышленном туризме, по мнению Якова главным элементом являются люди, трудящиеся в огромных цехах, управляющие гигантской размером с дом техникой. И именно этот вид туризма позволяет оценить ту глубину и размах человеческой мысли. И подобная перезагрузка нужна каждому жителю города.

Что касается молодого поколения, то промышленный туризм является одной из главных форм профессиональной ориентации. Если школьник или студент посетит производство, и взглянет на предприятие изнутри, возможно это впечатление повлияет на выбор направления его деятельности в будущем.

- Я знаю людей, которые никогда не думали, что будут работать в сельском хозяйстве, или откроют небольшой цех, производство. Но получая для себя новую информацию, раздвигая границы, они осознали, что могут реализовать идеи, для развития своего дела, - делится мнением автор блога.

Очень сложно перечислить все предприятия, на которых побывал Яков. Однако, есть особенно интересные на его взгляд, например, «Казахстанский Монетный двор», который находится в Усть-Каменогорске.

 – У меня с детства была мечта увидеть, как чеканятся монеты, я даже когда-то их коллекционировал. Но когда я посетил это предприятие, у меня по-настоящему возникла гордость, за то, что наши дизайнеры монет, являются одними из лучших в мире. Казахстан производит монеты не только для собственного пользования, но и юбилейные монеты из драгоценных металлов для других государств, они являются очень востребоваными.

Поразили блогера и металлургические предприятия, такие как Аксуский и Актюбинский заводы ферросплавов, Карагандинский металлургический комбинат, Жесказганский металлургический завод. По словам Якова, - это великий труд сильных духом людей. Он считает, что в современном мире общество теряет тягу к физическому труду, не прививается эта привычка и молодому поколению. А благодаря «огненной» профессии, которую можно увидеть воочию, многие, возможно, захотят связать свою жизнь с металлургией.  

 – Меня поражают маленькие предприятия в селах, где казалось бы, нет никакой промышленности. Но несмотря на это люди ищут возможности, открывают небольшие сырные цеха, мини-мясокомбинаты, кирпичные заводы. Это ломает стереотип, о том, что в сельской местности нет работы и нет развития. Предприниматели своим примером доказывают, что развивать бизнес можно в любом месте. Я все время рассказываю о фермере Амантае Мусине, живущем в Павлодарской области в селе Боламбая. В 90-е годы он столкнулся с тем, что из его родного села уехали все жители и осталось только два жилых дома. Мужчина не сдался и стал продолжать развивать свое хозяйство, пригласил фермеров, чабанов из других областей и районов. Сейчас это одно из самых крепких крестьянских хозяйств, в котором разводят около трех тысяч лошадей породы Джаве. В опустевшее село приехали работники, сейчас в ауле уже триста жителей. Построили школу, хотя даже в советское время там не было учебного заведения. Наверное, за такими людьми я и приезжаю в глубинку. Если одни люди видят проблему, эти люди видят возможности для развития. Я очень сильно заряжаюсь от таких идейных казахстанцев, - подчёркивает Яков.

Республика Казахстан богата не только природными достопримечательностями, но и промышленными предприятиями, которых с каждым годом становится все больше. И если грамотно и профессионально совместить эти туристические продукты, можно привлечь большое количество туристов и путешественников, которые в свободное время могли бы выезжать за пределы своего города и узнавать свою страну по-новому.

Елена Струтинская
Поделитесь: