Туризм без риска: Как не стать жертвой мошенников

4 Июля 2023, 18:16 2151

С каждым годом увеличивается количество мошеннических схем в сфере туризма. Особенно эта проблема актуальна в сезон отпусков, в том числе из-за обмана в сети. Эту тему на специальном вебинаре разобрали эксперты - председатель Корпоративного Фонда «Туристік Қамқор» - администратор Системы гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма Инна Рей и руководитель отдела маркетинга Kompra –Лариса Польшикова, сообщает ИА El.kz

Мошеннические схемы: онлайн и офлайн

Запланировать отдых можно самостоятельно, через приложения и сайты, или сделать это через турфирму и агентство, либо забронировать только отель. Но не забудьте - доверяй, но проверяй.

«Потому что есть определенные схемы и уловки мошенников, на которые до сих пор ведутся казахстанцы. Приведем в пример свежий кейс. Некий паблик, связанный с новостями Астаны, опубликовал рекламу мошеннической турфирмы, не зная о том, что это мошенники. Потом этому паблику пришлось извиняться перед своими подписчиками. Так что новостным пабликам тоже нужно быть настороже. У этой туркомпании есть несколько аккаунтов с похожими названиями. Что они делали? Запускали рекламу в Инстаграме, брали предоплату, а потом пропадали. Люди приезжали на место предполагаемого отдыха, но там их никто не ждал. Речь шла о домиках в Боровом», - рассказывает Лариса Польшикова.

Как определить фейк-страницу в Instagram: красные флажки

У подозрительной компании есть название, описание, указан адрес, но без конкретики. Есть достаточно большое количество подписчиков – 6 тысяч, но возможно, они накрученные, имеются прайсы, красивые картинки и видео. Посты сопровождаются описанием, есть Stories, но комментарии закрыты или ограничены - и это уже настораживает.

«Подписчиков много, лайков мало, а отзывов вообще нет. Следовательно, подписчики могут быть накручены. Судя по комментариям об этой компании в Google или 2ГИС, если забить эту компанию по поиску, то они не отвечают на звонки, или отвечают в WhatsApp, но очень долго. Этого места не на картах», - говорит руководитель отдела маркетинга Kompra.

Предоплату аккаунт просит сразу переводом на счет физлица. Если компания как юрлицо реально существует, то у нее должно быть ИП и оплата должна направляться на счет этого ИП. Тогда при выставлении счета можно увидеть БИН компании и фамилию руководителя.

«Этого места отдыха нет на картах в Google, а компании нет ни в каких реестрах – налогоплательщиков, юрлиц, эти реестры можно найти в Интернете. Модели поведения подобных фирм схожи во всех ситуациях», - добавила она.

А еще как-то использовали аккаунт реальной компании из Уральска, где были взяты все фотографии, описания и рилсы.

«То есть компания-мошенник скопировала все из аккаунта уральской компании. Это действительно реальное место, откуда были взяты все фотографии, описания, reels. Это реальный домик, но он находится вообще в Уральске, а в соцсетях его виртуально перенесли в район Астаны», - объясняет эксперт.

За 2018 - 2019 годы казахстанцы на обмане турфирм потеряли более 153 млн тг. И это только те случаи, которые дошли до суда. Если говорить об интернет-мошенничестве, то за 2022 год 46,3% всех правонарушений пришлось на интернет-мошенничество (13,8 тыс. случаев).

«Частые случаи: фирмы в принципе не существует, она ведет деятельность от лица другой, но популярной турфирмы, сайты копируются – это фишинг, билеты куплены лишь «туда», а на месте – ничего не оплачено, и нет билета обратно», - объясняет Польшикова.

Законодательство и регламентирующие документы

«Способов мошенничества очень много. В последние годы добавился Интернет, соцсети, и мы получаем новые угрозы с этой стороны. Но есть законодательство, которое нас защищает. Для этого у нас есть закон Закон РК «О защите прав потребителей», Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан», Правила предоставления туристских услуг в РК, Уголовный кодекс РК, Административный кодекс РК, Гражданский кодекс РК. Это те документы, которые требуют тщательного изучения, на что у туристов, как правило, нет времени», - сказала председатель Корпоративного Фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.

Фонд с 2016 года администрирует систему гарантирования прав граждан РК. Фонд вывозит казахстанских туристов из-за рубежа в случае наступления непредвиденных обстоятельств или банкротства туроператора, в случае форс-мажорных обстоятельств обеспечивает размещение и организацию питания граждан Республики Казахстан, являющихся туристами и производит другие действия по защите прав граждан страны в сфере выездного туризма.

Повальное увлечение социальными сетями, доступностью, удобством и красотой информации зачастую приводит людей на фишинговые страницы, которые расставили ловушки и ждут тех, кто в первую очередь обращает внимание на красивую подачу информации и поэтому обязательно клюнет на удочку.

«Но нужно понимать, что как любой товар, любой продукт, прежде чем оплачивать, нужно убедиться в том, что мы имеем дело с тем участником процесса, который будет отвечать за свои действия. Кроме этого, у нас сейчас очень много людей двигаются самостоятельно. Даже появились такие термины – организованный и самостоятельный туризм. Те, кто хорошо знает местность, кто знает, где остановиться, где поесть и что посмотреть, выезжает сам и отдыхает, хотя и у него могут возникнуть проблемы. Чем больше мы строим цифровое общество, тем больше мы должны понимать, что все, что делается в обществе, должно быть открыто и выполняться в рамках законах. А главное - это предоставление таких услуг, которые пополняют государственный бюджет», - отметила она.

Туркод: как проверить тур на действительность

Туркод – это уникальный набор цифр, он состоит из 11 символов. Оформление каждой путевки в РК должно сопровождаться таким кодом. Без туркода путевка незаконна. Этот набор символов позволяет туристу зайти на сайт фонда «Туристік Қамқор» fondkamkor.kz и проверить свой тур.

«При наличии в списке ваших путевок и правильно введенных данных можно быть уверенным, что ваша поездка подлинна, так как туроператор дает официальную гарантию. Если туроператор продал вам определенную услугу, указанную в договоре, но не исполнил ее, то можете обратиться в фонд «Туристік Қамқор», предоставив свой туркод, и тогда они проследят за тем, чтобы туроператор обязательно выполнил все условия договора или заменил их на ваше усмотрение. Информация, которая должна быть в карточке туркода: номер тура, кто вам его продал, код отеля, даты поездки, страна въезда и паспортные данные туриста», - добавила она.

Лайфхак: для поиска благонадежного турагентства, вы можете обратиться в приложение 2ГИС. У аккредитованных агентств выйдет кнопка «Здесь выдают Туркод». Она переводит на сайт Фонда во вкладку «Список турагентств». В скором времени подобную информацию можно будет получить в Яндексе.

Проверяя перечень документов, которые выдаются той или иной компанией, обязательно нужно обратить внимание на выдачу Туркода.

«После этого вы можете совершенно не волноваться, потому что тот, кто выдает вам туркод, предоставляет финансовое обеспечение своему туру, то есть он предоставляет банковскую гарантию. Он перечисляет в фонд за каждый реализованный тур у него. Так скапливается определенная сумма денег и в случае, если услуги, которые он вам продал, он не предоставляет по какой-то причине, вы можете обратиться в фонд и на основании имеющихся у вас документов вы можете запросить фонд, чтобы он проконтролировал исполнение всех купленных вами услуг. Даже в случае, если эти услуги будут заменены, отменены или будут предложены другие услуги взамен, в этом случае мы тоже будем участвовать в этом процессе и вы будете находиться все время под гарантией. И те средства, которые туроператор накопил в фонде, будут использованы для того, чтобы обязательства туроператора по возврату в страну были выполнены. Но туроператор для того, чтобы вас вернуть вовремя в страну, должен предоставить также вам и проживание - это тоже его обязательства, которые будет им выполняться в случае, если вы правильно оформите все свои документы», - сказала Инна Рей.

Также она добавила, что у всех туристов есть возможность зайти также на сайт Министерства культуры и спорта, которое тоже публикует информацию об имеющихся турагентствах. Кроме того, там находится информация о тех компаниях, которые подозреваются в мошенничестве.

«Мы сейчас имеем дело с пирамидами в туристических компаниях, а пирамида опасна, тем что рано или поздно она заканчивается, и в таком случае вы можете оказаться одним из последних участников этой пирамиды, и именно вам так не повезет, что на вас не хватит средств. Если какой-нибудь клуб предлагает вам войти и привести еще 10 человек, и как только вы увидите эту схему, никогда не думайте о том, что вы действительно выиграете и вам удастся таким образом добиться каких-то финансовых преимуществ. На самом деле это путь в никуда. Еще более опасно, если вы заведете туда своих родственников и друзей, перед которыми вам потом держать ответ. Никогда не участвуйте в лотереях и розыгрышах, потому что это такие виды мошенничества, которые очень трудно различить. Поэтому нужно стараться держаться в стороне от таких предложений», - предупредила эксперт.

Чтобы не попасть в сети пирамидостроителей, нужно знать основные признаки финансовых пирамид. Это отсутствие лицензии финансового регулятора, внесение обязательного вступительного взноса, получение бонусов за каждого привлеченного участника и выплата вознаграждения из денег, вносимых позднее другими вкладчиками, отсутствие гарантии сохранности вложений, агрессивная реклама в СМИ, социальных сетях и Интернете. Если организация, которой вы хотите доверить свои денежные средства, обладает всеми или несколькими из перечисленных признаков, стоит отказаться от подобных услуг.

Асылбек Ибраев
Поделитесь: