Какие внесла корректировки пандемия коронавируса в развитие отрасли отечественного туризма, какие тренды будут модными в ближайшем будущем, чего ждать от новых поправок в Закон о развитии туристской деятельности, чего ожидать и чего опасаться при выборе отдыха в том или ином курорте, как обезопасить себя и социально дистанцироваться, как открыть для себя новый Казахстан. Об этом и многом другом в интервью с управляющим директором национальной компании «Казах туризм» Талгатом Аманбаевым.
- Многие казахстанцы надеялись, что коронавирус даст толчок развитию внутреннего туризма из-за закрытия внешних границ. Даже, помнится, эксперты оптимистические прогнозы делали на счет этого. На деле оказалось немного не так. Прокомментируйте ситуацию, пожалуйста?
- Начну с того, что пандемия коронавируса – трагедия, каких масштабов мир давно уже не видел. Никто не мог предположить, что в этом году Covid 19 поставит все человечество в такое неудобное положение. Когда на чаше весов жизни людей, наше правительство приняло верное решение, что ввело оперативно ограничительные меры вплоть до локдауна. Да, эти вынужденные меры не лучшим образом сказались на экономике страны, сильно пострадал бизнес, в частности туристическая отрасль понесла ощутимые потери.
Но человеческая натура такова, что даже не смотря на строгие ограничения, наши сограждане умудрялись находить возможность выехать за город, отдохнуть на природе. Потому что почти полгода времени пребывания в четырех стенах накладывают свои существенные отпечатки. Мы получали очень много вопросов касательно того, где в Казахстане можно отдохнуть. Понятно, что говорить о выезде за рубеж не приходилось. Поэтому казахстанцы искали альтернативу. По мере возможности присматривались к новым локациям внутри страны для релакса. Скажу больше, даже эта ситуация с коронавирусом заставила наших сограждан по новому взглянуть на Родину. Как оказалось, у нас достаточно внутри страны мест, которые достойны нашего внимания и искреннего восхищения, по красоте которые не уступают никаким зарубежным аналогам. Такие замечательные места присутствуют в каждом регионе, просто нужно внимательно присмотреться вокруг. Ведь в каждом районе есть свои не раскрытые потенциалы, жемчужины. Но топовые места для массового отдыха это традиционно ВКО, Туркестан, Мангистау, Карагандинский регион, Алматинская, Акмолинская и Павлодарская области.
Мы смонтировали даже несколько имиджевых видеороликов, которые стали популярными не только среди иностранной аудитории, но завоевали огромную симпатию наших сограждан. При виде ролика многие приходили в искренний восторг, что действительно на территории огромной по площади страны можно запросто встретить ландшафты и географические пояса практически всех материков нашей планеты. И это здорово, это надо использовать выгодно, раскручивать как топовый бренд.
Резюмируя, хочу сказать, что, как бы не вводили временные ограничения на отдых даже внутри страны, мы понимали, что в приоритете здоровье и безопасность наших сограждан, а потому приходилось считаться со сложившейся ситуацией и пройти достойно испытание временем.
Но уже сейчас, как можете сами наблюдать, ситуация постепенно стабилизируется. Некоторые страны даже открыли свои границы для туристов. Это и Египет, ОАЭ, куда традиционно ездят отдыхать семьями наши сограждане.
Возвращаясь к теме безопасности пребывания наших сограждан на природе, хочу сказать, что территория нашей страны действительно настолько огромная, что она запросто позволяет каждому желающему социально дистанцироваться естественным путем. Этот тренд можно превратить в национальную идею. При огромных просторах земли и при малом количестве населения мы можем себе позволить эту роскошь. Например, вы можете сейчас поехать в Мангистау и быть единственным туристом в радиусе одного километра. Где еще такое может себе позволить человек. Практически во всех странах Европы, Азии толпа туристов, где не соблюдается практически никакая дистанция. Поэтому, даже зазывая в нашу страну иностранного туриста, мы сразу говорим, что на бескрайних просторах Казахстана вы будете в безопасности и социально изолированы.
- А если ситуация с коронавирусом продлится еще год-два, то какие прогнозы у Казах туризма, какие меры поддержки участников турбизнеса рассматриваются?
- Казах туризм априори заинтересован в том, чтобы туризм работал и развивался. Ведь это наша основная миссия. Но в то же время, мы не можем рисковать здоровьем наших сограждан. Но мы видим, что к новым реалиям и ситуации адаптировались авиалинии, торговые центры, места общественного питания. Конечно с определенными требованиями и ограничительными мерами, но все же, сдвиг есть. Процесс пошел. И это не может не радовать.
Сейчас на площадке национальной палаты предпринимателей «Атамекен» активно обсуждаются все варианты поддержки малого и среднего бизнеса, задействованного в сфере туризма, путем кэшбеков, субсидирования, вносятся предложения о налоговых преференциях. Туризм включен в приоритетную отрасль, которая больше всех пострадала от пандемии коронавируса. Да, конечно, мы понимаем, что там, где бизнес, всегда присутствует риск. Нельзя забывать, что пострадала не отдельно какая-то отрасль, а пострадало целое государство. Это форс мажор, которого никто никак не ожидал. Как результат налоговые поступления резко снизились. Деньги Нацфонда пошли на поддержку сограждан в это не простое время. Сейчас Фонд «Даму» кредитует под 6% бизнес. Это хорошее подспорье для желающих в это не легкое время. Ведь сейчас многие банки второго уровня не берутся кредитовать турбизнес, потому что туризм входит в зону риска. Поэтому сейчас искать крайнего, виноватых не стоит. Действительно сложилась аховая ситуация, когда никто не был готов к такому повороту событий. Надо переформатировать работу срочно, где-то переждать. Если надо, даже поменять сферу бизнеса. Это - требования нынешней реалии.
Даже в жесткий локдаун мы организовывали онлайн туры, мероприятия, просто так никто не сидел. Выкручивались из ситуации как могли, трезво оценивая нынешнее положение. Магазины, кафе, рестораны работали, если помните, на доставку. Люди перешли на дистанционку, работали по телефону, через социальные платформы. Лично «Казах туризм» провел порядка 60-ти вебинаров на основе проекта «Туризм онлайн». Это стало хорошим подспорьем оффлайн встречам и действенным механизмом оказания помощи коллегам по цеху. На данной площадке мы креативили, давали практические рекомендации как выйти из сложившейся критической ситуации, обсуждали актуальные проблемы и вопросы каждого, кто к нам обращался.
Что интересно, карантин ведь также раскрыл и выявил наши слабые места. Многие оптимизировались. Как говорится, лишнее отмели, оставили самое необходимое. Порой ведь такие мелочи в ежедневной суете не замечаются. Находясь в изоляции, многие пересмотрели свои даже жизненные ценности, приоритеты. Надо помнить, что любая сложность создает новые возможности для дальнейшего развития. Бизнесу стопроцентно уповать на государство нельзя. Да, оно поможет, но на себя надо надеяться в первую очередь, на свои силы и возможности. Надо трезво оценивать свои силы и возможности.
Очень печально действительно, что закрылись многие гостиницы. Но это реальность, с которым нам приходится жить и иметь дело. От этого никуда не сбежишь и никто не застрахован. Больше всего, по моему мнению, пострадали авиалинии. Но даже они быстро пришли в себя и адаптировались к новым условиям. Да, закрылась не одна авиакомпания, не выдержали многие такого испытания. Даже бренды с мировым именем были вынуждены признать свое поражение перед коронавирусом, даже несмотря, что многие магазины одежды работали онлайн. Ведь все это говорит о том, что необходимо делать соответствующие выводы каждому из нас.
- Внесены поправки в действующее законодательство о туризме. Какие качественные изменения даст это данной сфере и какие ожидания?
- Закон о туризме - это большой документ на самом деле, который затрагивает интересы буквально каждого казахстанца. Ведь отдыхают абсолютно все, а значит, рано или поздно это коснется любого из нас.
Мы инициировали такой важный момент, как Kids go free, когда маленькие граждане нашей страны в возрасте до 12 лет могли бы бесплатно летать внутри страны.
Следующая важная инициатива tax free. Мы наблюдаем, что иностранные туристы могут за раз потратить на покупки до 20-30 тысяч долларов США. Это существенный вклад в экономику местного бизнеса и развития luxury туризма. В этом смысле Алматы лидирует по данным показателям. В нашей стране tax free должен быть. Это наше заключение, сделанное по итогам мониторинга. Ведь богатый турист, который приехал к нам шопиться, непременно где-то остановиться, будет кушать соответственно. Получается его приезд не замыкается на одном mall-е, иностранец тратит деньги практически во всех сферах жизнедеятельности человека. То есть, он пользуется разными видами транспорта, посещает всевозможные туробъекты и так далее. Флагманами в этой отрасли несомненно являются арабские страны, Китай, Россия. В этом направлении должны двигаться и мы.
Следующий вопрос – сбор туристического налога. Где-то он называется city tax или система бет такс. Иностранец, проживая в определенной гостинице, вносит за каждый день по одному доллару. Данный вид налога сильно помогает разгрузить бюджет. Это справедливо. Много туристов - много налогов. Чем больше туристов, тем больше поступлении. А налоговые сборы, как нам видится, должны формироваться с учетом региона, города, звездности отеля, уровня экономики на местах. Все эти механизмы должны нам позволить собираемые средства свободно потратить на маркетинг, рекламу, развитие туротрасли. Мы предложили несколько вариантов, все вопросы проработаны совместно с заинтересованными бизнес структурами.
Сейчас у нас в стране туризм полностью финансируется государством. Пришло время постепенно отходить от иждивенчества и переходить к самоокупаемости.
Если честно, закон о туристической деятельности давно нуждался в реформировании. Необходимо менять стандарты, устаревшие морально, внедрять современные механизмы поддержки бизнеса. Главный месседж – необходимо мотивировать отрасль к движению вперед, будь то это туроператор, турагент или турист. Те же наши соседи – Узбекистан, где государство возмещает определенную часть затрат туроператору за каждого иностранного туриста, некий кэшбек. Таким образом, получается, что ежедневная небольшая сумма накапливается через некоторое время в солидную сумму. Тем более нельзя забывать, что это не первый закон о туризме, он несколько раз видоизменялся, дополнялся. Туризм, по сути, такая же отрасль, как информационные технологии. Нужно идти в ногу со временем. Пусть утрирую, но совершенствуется чуть ли не со скоростью света. Ведь каждый год выходят новые модели сотовых телефонов, точно также закон туристской отрасли должен реагировать на все изменения в обществе ежегодно. И в этом нет ничего плохого, что закон перекраивается. Он должен быть адаптивным. Если изменения качественные и приносят пользу участникам отрасли, значит нужно идти на такие кардинальные шаги. Главное не опоздать.
Согласны, что любой закон не идеален, все новое обычно пугает и отталкивает. Но, необходимо трезво оценивать ситуацию и все вызовы современности, адекватно реагировать на них соответствующими законодательными механизмами. У нас большие надежды на новую редакцию закона, мы его очень давно ждем.
- Какие направления туризма и в каких регионах будет развивать Казах туризм активно в ближайшей перспективе?
- В 2017 году на заре создания нацкомпании «Казах туризм» мы сразу приступили к написанию госпрограммы по развитию туротрасли, которая благополучно была принята весной 2019 года. Мы тесно работали с регионами, с туристскими ассоциациями, бизнес сообществом. Наш долгожданный документ прошел очень много согласований с огромным количеством министерств. Если учитывать, что туризм охватывает 32 сферы жизнедеятельности человека, то можно представить себе, что мы прошли абсолютно все госструктуры, и это закономерно. Ведь туризм не существует обособленно, он так или иначе соприкасается со всеми отраслями экономики.
Чтобы не распыляться, иностранным гостям мы решили предложить из всего многообразия готовых к посещению топ-10 локаций. Именно в этих регионах более-менее инфраструктура соответствует требуемым стандартам. От нас требовалось немного приложить усилий - поработать в части маркетинга, рекламы. То есть мы до собирали недостающие пазлы и ставили все на свои места. Таким образом мы упаковали основные турпакеты для зарубежных гостей.
В начале были отобраны 500 локаций, затем из них самые лучшие 100, а уже на выходе мы решили отобрать 10 локаций, которые бы представляли нашу страну на самом высоком уровне. Даже этих 10 локаций на первоначальном этапе вполне достаточно, чтобы при правильном маркетинге заманить в страну огромный поток туристов. Кстати, Мангистауская область одна из главных географических территорий, поэтому инфотур для представителей СМИ организован именно в этом регионе, впереди еще два тура. Это - Туркестан и ВКО.
В чем проблема не организованного, стихийного туризма дикарем?. Нет порядка, системности. Наносится огромный вред окружающей среде, природе. Ведь культура туристов не одинаковая и к этому вопросу надо подходить ответственно. Мы можем наблюдать, как всего за один год здесь (Мангистауская обалсть) проложили асфальтированную дорогу. Соответственно постепенно появляется придорожный сервис. Может быть не самый лучший в мире, но он уже есть. И это хорошо. Мы должны это приветствовать, а не принимать позицию страуса, словно ничего не замечая,. А дороги дают мощный толчок появлению гостевых домов, новых турмаршрутов. Предложение будет, потому что есть спрос. Тем более в Мангистау. Здесь 362 сакральных мест, куда приезжают поломники. Здесь природа одна из самых лучших в мире. Тот же Бозжыра, различные урочища, скальные и подземные мечети, одно Каспийское море чего стоит. Аж дух захватывает. Первый в Казахстане отель мирового уровня с ситемой все включено в Актау. Все это формирует определенный бренд Мангистауской области.
Алматы и область безусловно всегда были чемпионами в туризме. В радиусе золотого кольца (300 километров вокруг Алматы) сосредоточены пять национальных парков – где требовательный турист найдет и пустынные барханы, и величественные каньоны, живописные горные пейзажи, возможность заняться рафтингом, парапланингом. На небольшой, казалось бы, территории ландшафт местности меняется с огромной скоростью. У нас есть даже свой Лас-Вегас - Капчагай, современные отели, чистый горный воздух. Всем этим просто нужно умело и грамотно пользоваться. И всего-то.
- Каковы перспективы развития гостевых домов в Казахстане?
- Надо признать, что у нас в стране с большим опозданием идет развитие сельского туризма, в частности гостевых домов. На то есть свои объективные и субъективные причины, которые мы не беремся обсуждать. Потому что уверены, что на тот момент были более приоритетные задачи и цели у государства. Но опять же, пусть лучше поздно, чем никогда. Последние три года показали, что агротуризму уделяется достаточное количество внимания. Для Казахстана туризм в те далекие времена был не основным источником дохода, мы больше были аграрной страной. А ведь есть страны в мире, где туризм является чуть ли не единственным источником заработка, поэтому у них все и поставлено на рельсы. Для развития массового туризма необходимо мировое признание. Это, во-первых. А во-вторых, должна быть обеспечена безопасность пребывания иностранных туристов. Очень много факторов на самом деле.
И еще одно наше большое достижение - мы смогли довести количество безвизовых стран к концу 2019 года до 73. Это колоссальный шаг вперед. Турист путешествует только при двух случаях – когда у него нет проблем с визой и есть прямой перелет. У нас есть качественные сдвиги. Нам есть что показать гостям из-за рубежа. Сейчас мы можем себя назвать в достаточной мере конкурентоспособным государством.
Возвращаясь к теме гостевых домов, хочу прояснить ситуацию. Какой именно турпродукт собирается продавать иностранцам Казахстан. За основу мы взяли 4Е. То есть – это эко, этно, ивент и интертеймент. Из большого разнообразия туризма мы видим, что именно эти 4 вида реально конкурентоспособны. У нас ивенты проводятся на мировом уровне, нам есть что предложить. У нас шикарный интертеймент – это казино, шопинги, торговые центры, ничем не уступающие мировым аналогам. ЭКО – у нас самая разнообразная экосистема, которой можем гордиться и обязаны беречь. Этника – аутентичная культура народа Казахстана, это и Великий Шелковый путь, Туркестан, Шымкент, Тараз и многое другое. У нас богатая история как прошлого, так и современного Казахстана. Это наше общее достояние.
Так вот, наши гостевые дома как раз таки где-то составляют этно, а где-то эко части, некий симбиоз. Там, где он живет с семьей, это соответственно этника - быт текущего населенного пункта. Вся мысль сводится к тому, что у нас красивых мест очень много, предостаточно, но народ всего один. У нас живут более 100 этносов, все они носители определенной культуры, традиции. Этот момент также необходимо обыграть удачно. У нас живут представители самых разных конфессии, никто ни на кого не косит, и не смотрит с каким-то пренебрежением. Никто никого не осуждает.
Мы выигрываем и тем, что у нас все молодое поколение помимо казахского свободно говорит на английском языке. Это большой плюс. Вся страна на достаточном уровне владеет и русским языком. Это тоже большой плюс в постсоветском пространстве. В то же время мы азиаты. То есть у нас один большой рынок. Огромный поток туристов к нам приезжает из азиатских стран. Это и Китай, Тайланд, Корея, Япония, Малайзия, Индонезия, Вьетнам и так далее. У нас многонациональная и многоконфессиональная дружная страна. Это и есть наша уникальность. И это надо не только сохранить и беречь, но и приумножать. У нас был имиджевый ролик «Раскрой в себе душу номада». Но, в данном контексте номад это не просто кочевник, а человек, жаждущий новых открытий, приключений, путешествий, ощущений. Надо понимать, что любой турист – кочевник, который уезжает со своего насиженного места.
Кстати, нашумевшая вторая часть «Бората» также была использована выигрышно нами в части маркетингового хода. Мы следом сразу после выхода фильма выпустили имиджевый ролик «Kazakhstan. Very Nice». Более ста мировых СМИ признали его как лучший кейс маркетинга. Это отличный пример того, как можно в сжатые сроки адаптировать отечественный бренд без каких-либо капиталовложений.
- Буквально недавно житель Актау снял на дрон на Каспийском море стаю перелетных фламинго, которые здесь были транзитом. Это видео настолько стало вирусным, что его растиражировали не только отечественные, но и ряд иностранных СМИ. Но почему-то за такую «работу» его предлагали наказать, якобы за нарушение покоя пернатых. Хотелось бы услышать лично ваше мнение по этому поводу?
- Я считаю, что надо не мешать, раз люди творят такие безумно креативные вещи. Просто нужно поддержать. Он просто само выразился, никого не обидел и не задел ничьих чувств. Это беплатный страновой pr. Он птиц совершенно не потревожил. Его дрон достаточно современный. Все съемки велись на достаточной высоте. Есть места, где доступ дронам запрещен. Но, в данной ситуации запрета не было. Я часто вижу таких фанатов, которые по всему миру демонстрируют такие красоты нашей страны. С нами в инфотуре участвовали видеоблогеры, они с помощью дронов снимают такие зачаровывающие видео и за какие-то две минуты с помощью гаджетов создают 15-30 секундные уникальные шедевры. Надо им отдать должное. Надо признать, что сегодня видео - это король контента. Снимать надо, но на расстоянии, что в принципе было соблюдено. Фотография запечатлеть может миг, но видеоконтент в своем многообразии хорошо демонстрирует динамику, что не может передать ни фото, ни текст. В этом и вся прелесть съемки на дроне.
- Какие проблемы сферы туризма существуют сейчас и меры их решения, в частности нехватка квалифицированных специалистов?
- Абсолютно согласен, что наблюдается нехватка грамотных специалистов практически во всех сферах экономики. Надо признать, что традиционное образование уже не востребовано в мире. В зарубежных странах оценка выпускника вуза не показатель его знания. Это всего лишь показатель его прилежности, стрессоустойчивости, а также желания поглощать новую информацию и работать с ней. И все на этом. Сейчас особое внимание уделяют способности студента аналитическому решению поставленной задачи, креативному мышлению, предложению смелых идей, презентации своих идей, доказательной базе, отстаиванию своей точки зрения. Вот такие навыки сейчас во всем мире имеют огромный спрос. Сейчас наблюдается тренд, когда молодые люди переквалифицируются самостоятельно. Например юрист и экономист становится IT специалистом. Потому что есть спрос на рынке труда и человек быстро адаптируется изменениям. И это здорово.
В Туркестане буквально в сентябре открыт международный университет туризма и гостеприимства, где внедряется активно передовой швейцарский опыт. Все обучение проходит очно. Привлекаются иностранные преподаватели.
А по большому счету, необходимо развивать культуру туристов. В туризме существует пять стадии – вдохновение, планирование, бронирование, само путешествие и постпутешествие.
В качестве примера приведу обычный салон красоты. Например, вы увидели у кого-то красивую стрижку. Узнали, где так можно подстричься. Запланировали, отпросились с работы. Отложили деньги, забронировали, записались, позвонили. Пришли и подстриглись. Получили сопутствующий сервис. Вы остались доволны. И что делаете вы дальше? Вы идете и рекламируете, рассказываете об этом салоне и мастере.
Так вот, в туризме точно также, но все это делается в огромных масштабах. О стране вы узнаете через имиджевые ролики, рекламные проспекты, красивые фотографии с локации. Вы влюбляетесь в эту страну. Узнаете всю информацию и начинаете планировать свое путешествие. А это уже 40 процентов. А само путешествие всего 20 процентов и еще 40 процентов это все ваши впечатления, которые остаются у вас после путешествия. Вы ищете информацию на своем родном языке о той или иной стране, потом бронируете тур. И затем начинается ваше незабываемое путешествие. Вот эти как раз таки эти 20 процентов очень важны для нас. Как только турист заезжает в страну его должны пограничники встретить правильно, подобающе. Узнать цель поездки, собрать всю нужную информацию, но не нагрубить и нахамить, должен быть приветливым, необходимо улыбаться. Они, по сути, являются визитной карточкой страны. Затем таксисты также должны быть обходительными, не наглеть и не заряжать цену за проезд. Сотрудники встречающего отеля также должны быть приветливыми, вежливыми. Одной хорошей дороги, рекламы мало. На туризм должно работать абсолютно все на национальном уровне. Турист должен быть для нас чем-то очень важным и дорогим гостем, ведь чем больше он потратится в нашей стране, тем больше прибыли поступит в казну. Об этом всегда надо помнить.
Поэтому мы особое внимание обращаем на различные инфотуры, потому что через СМИ нам бы хотелось, в первую очередь, каждому казахстанцу привить любовь к родной земле. Должно быть бережное и устойчивое отношение к природе и развитие туризма с тем, чтобы его в целости и сохранности передать следующему поколению. Надо начинать с себя. Менять мышление, культуру, отношение ко всему, что нас окружает.
Я никогда не думал, что приду в туризм, ведь я сам айтишник до костей мозгов с 7 класса. Но скажу вам честно, если в туризм приходишь, уйти отсюда очень тяжело, затягивает. Не все в Казахстане, к примеру, нефтяники, экономисты и юристы. Но, каждый из нас хоть один раз в год, но обязательно становится туристом. Потому что он выходит обязательно в отпуск. Раз такое дело, то каждый из казахстанцев должен приложить все свои усилия для того, чтобы сфера туризма с каждым разом становилась все лучше и лучше. Надо креативить, предлагать новые идеи, нужен мозговой штурм. Пока всей страной единогласно не придем к решению, что надо развивать туризм, ничего у нас не получится. Можно отсиживаться дома и быть диванным критиком. Таких сограждан тоже хватает, это легко анонимно в пух и прах раскритиковать то, что сделано людьми годами. От каждого казахстанца требуется совсем немного. Когда в нашу страну приедет иностранный турист, то будьте добры, создайте правильное, положительное впечатление о нашем общем доме - Казахстане. Чтобы дорогой наш гость уехал довольным от нас. Вот в чем главный месседж. Туризм – наше общее дело, то есть каждый казастанец должен внести свою посильную лепту. К чему я не устаю призывать каждого, с кем я встречаюсь.
- Спасибо за обстоятельный разговор. От всей души желаем вам плодотворной работы во благо развития отечественного туризма.